Танки и бронетехника

Назад Домой

Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танки Второй Мировой:
 
 
Танки "Тигр" в Тунисе. Весна 1943 года
  

"Тигры" в Тунисе весной 1943 года

Немецкий танкСледующей крупной операцией, в которой участвовали "Тигры" из 501-го батальона, была операция "Ochsenkopf". В этой операции батальон усилили пятнадцатью танками PzKpfw IV Ausf. G (7,5 cm KwK 40 L/43). Приказом от 26 февраля 1943 года 501-й батальон включили в состав 7-го танкового полка в качестве 3-го батальона. 1-я и 2-я роты батальона, соответственно, стали 7-й и 8-й ротами 3-го батальона 7-го танкового полка.

Невосполнимые потери: семь "Тигров", четыре PzKpfw IV(Ig) и восемь PzKpfw III(75). Еще два PzKpfw III, два PzKpfw IV и два "Тигра" не успели прибыть из Туниса к началу операции. 5 марта 1943 года 501-й батальон тяжелых танков располагал тремя из 11 "Тигров", двумя из 11 PzKpfw IV(Ig) и двумя из 12 PzKpfw III(75).

В рапорте сообщаются точные причины выхода танков из строя:

  1. Механических или конструктивных недостатков не отмечено.
  2. Грунт размок в результате проливных дождей, поэтому пришлось наступать на узком участке фронта. Минные поля противника мешали развитию наступления. Противник вел по танкам огонь из орудий всех калибров, а также из противотанковых пушек. Танки теряли ход, увязнув в грязи или подорвавшись на мине. Пехота противника перешла в контратаку и не позволила нашей пехоте закрепиться на достигнутых танками позициях.
  3. Пять "Тигров" подорвались на минах (один из этих танков также получил попадание из противотанковой пушки). Один "Тигр" получил прямое попадание артиллерийского фугасного снаряда, еще один "Тигр" завяз в грязи.

Экипаж танка "Тигр"

Экипаж танка "Тигр" из 501-го батальона меняет гусеницы, Тунис, весна 1943 года.

В рапорте, датированном 4 марта, дается дальнейшее объяснение:

Если бы нам удалось эвакуировать танки в течение ночи, то невосполнимые потери составили бы всего два "Тигра" и пять PzKpfw IV. А так пришлось уничтожить пять "Тигров", потерявших ход на передовой, чтобы не допустить их попадания в руки противника.

Выводы из уроков операции "Ochsenkopf" сформулированы в рапорте, составленном 18 марта 1943 года и озаглавленном
"Опыт использования "Тигров" в Тунисе"
:

Принцип.
Массированное использование тяжелых танков приносит успех благодаря их высокой боевой ценности. Толстая броня обеспечивает неуязвимость танков, что, в свою очередь, производит на противника сильный моральный эффект. Тяжелые танки нуждаются во вспомогательной технике, ремонтных мастерских и квалифицированном техническом персонале. Все это также говорит в пользу массированного использования "Тигров". Любая задержка в использовании "Тигров" снижает их общую боевую эффективность.

I. Организация.
Постоянные механические поломки разной степени тяжести у легких и тяжелых танков заставляли непрерывно менять организацию части. Даже учитывая опыт предыдущих боев, мы все еще не можем четко определить оптимальную структуру части. Одно можно утверждать со всей определенностью: в составе части должны быть как тяжелые, так и легкие танки. Поддержка связи с соседями, разведка, боевое охранение, подвоз запасных частей, эвакуация раненных с поля боя могут осуществляться только легкими танками. Вопрос нельзя решить, включив в состав батальона роту легких танков. Командир каждой роты должен иметь в своем распоряжении легкие танки.

С учетом общей ситуации и характера местности можно говорить, что каждый тяжелый танк должен сопровождаться легким танком. Если в роте легких танков больше, чем тяжелых, то их следует собрать в составе мобильного резерва. В горах или в лесу, где велика вероятность наткнуться на пехоту противника, в задачу легких танков входит защита тяжелых танков от пехоты. На открытой местности все легкие танки собираются в резерв. Как показал опыт боев, взвод, состоящий из двух "Тигров" и двух PzKpfw III, имеет приемлемую организацию, которую можно сохранить в ближайшем будущем.

II. Марши.
"Тигры" не могут участвовать в длинных маршах наравне с легкими танками, особенно на незнакомой местности, поскольку мосты, броды, теснины и другие препятствия, могут оказаться непроходимыми для тяжелых и крупных "Тигров". Остановка одного танка может задержать всю часть. Лишь по коротким (до 30 км) и знакомым дорогам "Тигры" могут двигаться в одной колонне с легкими танками. Маршрут, по которому должны следовать "Тигры", следует разведывать с особой тщательностью, обращая внимание на крутые повороты или узкие улицы. Обязательно нужно учесть и длину ствола. По возможности необходимо использовать результаты аэрофотосъемки.Следует избегать двигаться по глинистой или песчаной почве. По болоту и гололеду "Тигр" движется даже увереннее легких танков. Однако надо проявлять осторожность, поскольку застрявший "Тигр" очень тяжело вытаскивать.

Во время боевых маршей, вперед следует пустить несколько легких танков, а затем идет "Тигр". Если завязался бой, "Тигр" быстро выступает вперед. Броня "Тигра" достаточно прочна, чтобы выдерживать попадания бронебойных снарядов. Кроме того, "Тигры" гораздо лучше переносят разрывы мин, не говоря уже о моральном эффекте, оказываемом на противника. Башню передового "Тигра" надо развернуть на полоборота от маршевого замка. Пушка должна быть заряжена.

Танк "Тигр"

Северная Африка, весна 1943 года. Танк "Тигр", 501 тяжелый танковый батальон.

IV. Атака.
За исключением нескольких первых боев, батальон имел возможность лишь однажды атаковать широким фронтом по открытой территории. Во всех остальных случаях приходилось наступать колонной по горной дороге.

Опыт.
Следует при первой же возможности разворачивать строй по фронту. Атака широким фронтом строится по тем же принципам, что и атака легких танков. Однако расстояния между тяжелыми танками следует удвоить. Легкие танки должны прикрывать фланги, а также охранять "Тигры" на местности, где возможно встретить пехоту противника. По небронированным целям огонь можно вести с дальних дистанций. Из 88-мм пушки "Тигра" можно стрелять лишь со стопа. Открывать огонь по танкам противника нужно с благоприятной дистанции. Тогда, танки противника, даже начав отступление, еще долго будут находиться в зоне прицельного огня. Экипажи "Тигров" должны хорошо разбираться в типах танков противника и уметь с ними эффективно бороться. Ведь главная задача "Тигров" - борьба с бронетехникой противника.

Во время боев в горах правильнее держать "Тигры" в составе мобильного ударного отряда. Заняв перевал, нужно развивать успех с помощью "Тигров" и мотопехоты или гренадер, преследуя противника и не давая ему закрепиться на следующем перевале. Атаку горных стрелков вдоль дороги можно поддержать отдельными танками. "Тигры" могут разрушать позиции противника, а также подавлять его огневые точки, выполняя функции штурмовой артиллерии. Однако подобное применение танков допустимо лишь в порядке исключения, если нет настоящей штурмовой артиллерии. Во время боя, "Тигр" должен по возможности принимать огонь противника на лобовую броню, но ни в коем случае не на борта.

Эвакуация танков, потерявших ход.
Обычно потерявший ход "Тигр" можно буксировать по дороге или по твердому грунту с помощью двух буксиров. "Тигр" следует жестко соединить с буксирами с помощью металлических тяг. В принципе, один 18-тонный тягач может буксировать "Тигр", но лишь на короткие расстояния, поскольку при буксировании танк имеет тенденцию сползать в сторону. Чтобы скомпенсировать перекос, нужен второй тягач. Очень важно, чтобы оба тягача действовали синхронно. При буксировании "Тигра" по крутой извилистой горной дороге, к танку следует жестко присоединить танк (лучше всего PzKpfw III), иначе "Тигр" может стать неуправляемым. Если танк потерял гусеницу и поставить ее на место нет возможности, то нужно снять вторую гусеницу и двигать танк прямо на опорных катках. Таким образом, нам удавалось буксировать "Тигр" на расстояние до 100 км. Перед буксировкой обязательно убедитесь в том, что коробка передач установлена в нейтральное положение и бортовые фрикционы отключены. Иначе при буксировании можно повредить коробку передач и рулевое управление. Чтобы буксировать "Тигр" по мягкому грунту, требуется два тягача. Для буксировки "Тигра" по мягкому грунту, также можно использовать и танки PzKpfw III.

В крайних случаях (на передовой) один PzKpfw III может отбуксировать "Тигр" на расстояние 1-3 км (вывести танк из-под огня). В таких случаях следует ограничить буксировку минимально возможным расстоянием, поскольку трансмиссия PzKpfw III при этом очень перегружается. Буксировать "Тигр" другим "Тигром" до сих пор не удалось, поскольку мы не располагаем необходимыми жесткими буксировочными тягами (стандартные буксирные тяги для "Тигра" не подходят). Тем не менее можно использовать "Тигр" для буксировки поврежденного танка на короткие дистанции. Стандартный буксир также не может буксировать "Тигр" на дальние дистанции, поскольку задняя рама не обладает достаточной жесткостью и постепенно деформируется.

Танк "Тигр"

Танк "Тигр", захваченный американцами в Тунисе


Боевые действия

Тем временем шло формирование 504-го батальона тяжелых танков. В январе батальон получил 25 PzKpfw III (5 cm KwK L/60), а в феврале 1943 года прибыли 18 "Тигров".

17 февраля батальон получил приказ подготовиться к действиям в тропиках.
26 февраля батальон подчинили 8-му танковому полку 15-й танковой дивизии, присвоив ему номер III. В Тунис танки перевозили на моторном лихтере. Первые три "Тигра" выгрузились в Тунисе 12 марта. Очередные пять - 22/23 марта в Бизерте, еще два "Тигра" доставили 1 апреля, а последний "Тигр" подвезли в Бизерте 16 апреля. Всего в Тунис прибыли штабная рота и 1-я рота, насчитывавшие 11 "Тигров" и 19 PzKpfw III Ausf. М. 2-я рота (девять "Тигров" и шесть PzKpfw III Ausf. М) осталась на Сицилии.

Два "Тигра" предназначались для пополнения 501-го батальона. Машины доставили в Италию, затем перевезли на Сицилию, но в Тунис так и не отправили, а включили в состав 2-й роты 504-го батальона.

Число боеспособных "Тигров" в Тунисе менялось следующим образом:

  • 10 марта - 6,
  • 15 марта - 7,
  • 19 марта - 9,
  • 24 марта - 9,
  • 30 марта - 8,
  • 4 апреля - 17,
  • 5 апреля - 13,
  • 13 апреля - 6,
  • 15 апреля - 8,
  • 18 апреля - 10,
  • 1 мая - 4,
  • 3 мая - 4,
  • 4 мая - 1.

13 апреля 1943 года 501-й батальон располагал восемью "Тиграми" (тактические номера 01,02, 712, 721, 722, 724, 731 и 732) и семью PzKpfw III(75) (номера 713, 715, 723, 725, 733, 734). Еще один "Тигр" (тактический номер 111) и четыре PzKpfw III(5Ig) (тактические номера 01, 05, 113, 114) из 1-й роты 504-го батальона также подчинили командованию 501-го батальона. При этом все машины, прежде принадлежавшие 501-му батальону, были собраны в составе 1-й роты и получили новые тактические номера.

18 апреля 1943 года 1-я рота 501-го батальона вошла в состав боевой группы "Ickens", куда также вошли подразделения 5-го и 8-го танковых полков.
19 апреля 1-я рота 501-го батальона располагала пятью боеспособными "Тиграми" (111, 712, 724, 731, 732), шестью PzKpfw III Ausf. N (713, 723, 725, 733, 734, 735) и тремя PzKpfw III Ausf. М (01, 113, 114).

25 апреля в рапорте, направленном в Берлин, сообщалось, что 501-й и 504-й батальоны, объединенные под общим командованием майора Зиденштикера, в период с 20 по 24 апреля 1943 года в боях уничтожили по меньшей мере 75 танков противника.

Технический рапорт №6 сообщает дополнительные подробности о ходе боев в период с 3 марта по 1 мая 1943 года:

Четыре танка были потеряны в результате действий противника:

  • Fgst.Nr 250031. Уничтожен концентрированным огнем артиллерии, противотанковых и танковых пушек противника. Точный характер повреждений определить не удалось, так как танк был оставлен на территории противника. Однако машину удалось полностью уничтожить.
  • Fgst.Nr 250013. Попадание в бортовую передачу. Отбуксировать танк в тыл не удалось из-за действий противника. Танк взорван.
  • Fgst.Nr 250024. Попадание бронебойного снаряда в район двигательного отделения. Эвакуировать танк не удалось. Машина взорвана.
  • Fgst.Nr. 250017. Подорвался на мине, когда объезжал потерявший ход Fgst.Nr. 250013. В результате взрыва были разрушены обе гусеницы. Танк пришлось взорвать, так как противник предпринял попытку отбить машину, а быстро отбуксировать поврежденный танк в тыл не представлялось возможным.
  • Fgst.Nr. 2500021. Вышла из строя бортовая передача в результате набегания гусеницы на ведущее колесо. Починить машину не удалось, пришлось взорвать из-за угрозы попадания танка в руки противника.
  • Fgst.Nr. 250028. Артиллерийский снаряд попал в борт танка. Броня раскололась.

13 мая 1943 года немецкие войска в Тунисе капитулировали. Все уцелевшие танки 501-го и 504-го батальонов попали в руки союзников.

Танк М3 "Ли"

Танк М3 "Ли", Тунис, март 1943 года

По материалам "Армейской серии "Tornado"