|
|
Panzerkampfwagen III (PzKpfw III), Sonderkraftfahrzeuge 141 (Sd.Kfz.141)
Танк разработан фирмой "Даймлер-Бенц" и с 1937 года поступал на вооружение танковых дивизий вермахта для замены Pz-I и танка Т-II. Выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка размещена сзади, боевое отделение и отделение управления - в средней части корпуса, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Относительно низкий корпус танка сварен из катаных броневых листов. На модификациях А-Е лобовая броня имела толщину 15-мм, на модификациях F и G она составляла 30-мм, на модификации Н она усилена дополнительными листами до 30-мм+20-мм, а на модификациях J-О она уже составляла 50-мм+20-мм. Башня многогранной формы располагалась в центре корпуса. Пушка без дульного тормоза устанавливалась в башне с помощью широкой цилиндрической маски.
Выпускались следующие модификации танка:
- А-Е - танк с 37-мм пушкой;
- F-Н - танк с 50-мм пушкой;
- М-О - штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
- самоходный огнемет;
- бронированная командирская машина;
- бронированная наблюдательная машина.
С 1940 по 1942 год танки Pz-III были основным вооружением танковых дивизий. В связи со слабостью вооружения и бронирования с 1943 года они использовались лишь в качестве специальных машин. Всего немецкой промышленностью было выпущено 5700 танков Pz-III различных модификаций.
Из истории создания танка PzKpfw III
К 1936 году на вооружении германских танковых войск находился легкий танк PzKpfw I, вооруженный всего лишь парой пулеметов и имевший легкое противопульное бронирование. Этот танк невозможно было всерьез рассматривать в качестве боевой машины, его уделом была служба в учебных частях, а их роль на поле боя в лучшем случае ограничивалась разведкой и связью. Придя к власти, Гитлер отказался соблюдать ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, и включился в начавшуюся в Европе технологическую гонку. В течение трех лет, предшествовавших Второй Мировой войне, германская техника совершила скачок, перейдя от легких танков PzKpfw I к средним PzKpfw III и PzKpfw IV, которым и суждено было стать основными немецкими танками, во многом предопределившими успехи и неудачи III Рейха.
Танки проектировались с расчетом на то, чтобы выдержать прямое попадание бронебойного снаряда. Лобовая броня танка могла выдержать попадание фугасного снаряда. Для борьбы с танками применялись особые противотанковые пушки, имевшие небольшой калибр, но выпускавшие снаряд с большой скоростью. Состоявшая на вооружении вермахта 37-мм противотанковая пушка могла пробить броню практически любого танка.
При бое с пехотой противника требовались осколочно-фугасные снаряды с невысокой начальной скоростью, но более крупного калибра. Поэтому, по мысли Гейнца Гудериана, на вооружении танковых частей следовало принять два типа танков с принципиально разным вооружением. Один танк для борьбы с танками противника, другой - для борьбы с пехотой.
В качестве танка с противотанковым вооружением выступил PzKpfw III, вооруженный сперва 37-мм, а позднее 50-мм пушкой. Для борьбы с пехотой выбрали PzKpfw IV, вооружив его короткоствольной 75-мм пушкой.
В конкурсе по созданию 15-тонного танка участвовали компании "MAN", "Daimler-Benz AG","Rheinmetall-Borsing" и "Krupp". По соображениям секретности танку присвоили условное обозначение "машина командира взвода" ("Zugfuehrerwagen", ZW). Испытания прототипов прошли в 1936-1937 гг. на полигонах в Куммерсдорфе и Ульме. В сравнительных испытаниях победила модель, представленная компанией "Daimler-Benz", которую и решено было развивать.
Из истории создания танка PzKpfw III
Компоновка танка Pz-III
|
|
|
Вид с правого борта
|
Вид с левого борта
|
Нажмите на схему для увеличения
|
|
Танк PzKpfw III, модификации A, B, C, D
Танк PzKpfw III состоял из четырех главных элементов: корпуса, башни, передней части надстройки с погоном башни и кормовой части надстройки с надмоторной бронеплитой. Главные элементы соединялись между собой сваркой, а детали каждого элемента соединялись заклепками и болтами. Внутри корпус машины делила переборка.
В переднем отсеке находилась коробка передач с рулевым механизмом, в заднем - боевое и двигательное отделение. Форма корпуса, башни и надстройки, а также схема размещения всех пятерых членов экипажа оставались неизменными на протяжении всего периода серийного выпуска PzKpfw III.
Первый вариант танка PzKpfw III Ausf.А выпускался в мае 1937 года. Было построено 15 машин, из которых только восемь получили вооружение и до 1939 года находились в составе 1-й, 2-й и 3-й танковых дивизий. Остальные танки использовались для испытаний.
Сравнительные тактико-технические характеристики танков
Марка танка |
Год создания
|
Масса, т
|
Экипаж, чел.
|
Лобовая броня, мм
|
Калибр пушки, мм
|
Скорость движения км/ч
|
Т-26 обр.1938г. |
1938
|
10,28
|
3
|
15/15
|
45
|
30
|
БТ-7 обр.1937 г. |
1937
|
13,9
|
3
|
20/15
|
45
|
53
|
LT-35 |
1935
|
11
|
4
|
25/25
|
37
|
34
|
LT-38 |
1938
|
9,7
|
4
|
25/25
|
37
|
42
|
Cruiser Mk III |
1937
|
14,2
|
4
|
14/14
|
42
|
50
|
Pz.III Ausf.A |
1937
|
15,4
|
5
|
14,5/14,5
|
37
|
32
|
В том же 1937 год в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.В. Эта серия также ограничилась 15 машинам. Несколько из них поучаствовали в сентябрьской кампании 1939 года. В октябре 1940 года пять машин этой серии использовали для создания прототипов штурмовых орудий "Sturmgeschuetz III".
В июле 1937 года в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.C. До января 1938 года выпустили всего 15 штук. Несколько танков этой модификации также участвовали в сентябрьских боях в Польше.
В январе 1938 года начался выпуск танков PzKpfw III Ausf.D. До 1939 года построили 55 машин этого типа. Только 30 из них получили вооружение, остальные использовались для тестирования подвески, вооружения и двигателей. Несколько танков Ausf.D участвовало в боях в Польше и Норвегии.
Первые четыре модификации PzKpfw III (Ausf.А, В, С и D) фактически представляли собой прототипы, выпускаемые компанией "Daimler-Benz". Они не предназначались для крупносерийного производства, и каждая следующая модификация представляла собой доработанный вариант модификации предыдущей. На всех танках этих четырех модификаций стояли двигатели "Maybach" HL108TR мощностью 250 л.с. и 5 - или 6-скоростная коробка передач "Zahnradfabrik". Те танки, что были вооружены, несли 37-мм пушку KwK35/ 36 L/46,5 и три пулемета MG-34 (два в башне и один в надстройке). Толщина брони составляла всего 5-мм-15-мм. Такая толщина защищала только от ружейного огня, зато масса танка не превышала 15 тонн. На танках Ausf.А, В и С стояла простая барабанная башенка командира машины, тогда как на Ausf.D появилась литая башенка, аналогичная той, что стояла на PzKpfw IV Ausf.В.
Варианты командирских башенок
|
|
|
(Ausf. А - С)
|
Ausf.D
|
В польской кампании 1939 года участвовало всего несколько танков PzKpfw III. Остальные машины использовались для испытаний и обучения экипажей. Несколько PzKpfw III Ausf.D совместно с PzAbt zb V 40 (NbFz VI) в апреле-мае 1940 года участвовали в боях на территории Норвегии. Позднее эти же машины попали в Финляндию, где служили в 1941-1942 гг.
Тактико-технические характеристики
|
A
|
Боевая масса, т |
15,4
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
5690
|
ширина |
2810
|
высота |
2340
|
клиренс |
380
|
Толщина брони, мм |
|
лоб корпуса |
14,5
|
борт |
14,5
|
корма |
14,5
|
крыша |
10
|
днище |
4
|
лоб башни |
14,5
|
борт и корма |
14,5
|
Макс, скорость движ., км/ч: |
|
по шоссе |
32
|
по местности |
18
|
Запас хода, км: |
|
по шоссе |
165
|
по местности |
95
|
Преодолев, препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
2,7
|
высота стенки, м |
0,6
|
глубина брода, м |
0,8
|
Длина опорной поверхности, мм |
3400
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,63
|
Удельная мощность, л.с./т |
16,2
|
* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.
|
В
|
Боевая масса, т |
15,9
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
5670
|
ширина |
2810
|
высота |
2390
|
клиренс |
375
|
Толщина брони, мм |
|
лоб корпуса |
14,5
|
борт |
14,5
|
корма |
14,5
|
крыша |
10
|
днище |
4
|
лоб башни |
14,5
|
борт и корма |
14,5
|
Макс, скорость движ., км/ч: |
|
по шоссе |
35
|
по местности |
18
|
Запас хода, км: |
|
по шоссе |
165
|
по местности |
95
|
Преодолев, препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
2,3
|
высота стенки, м |
0,6
|
глубина брода, м |
0,8
|
Длина опорной поверхности, мм |
3200
|
Удельное давление, кг/см2 |
|
Удельная мощность, л.с./т |
15,7
|
* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.
|
С
|
Боевая масса, т |
16
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
5850
|
ширина |
2820
|
высота |
2420
|
клиренс |
375
|
Толщина брони, мм |
|
лоб корпуса |
14,5
|
борт |
14,5
|
корма |
14,5
|
крыша |
10
|
днище |
4
|
лоб башни |
14,5
|
борт и корма |
14,5
|
Макс, скорость движ., км/ч: |
|
по шоссе |
35
|
по местности |
18
|
Запас хода, км: |
|
по шоссе |
165
|
по местности |
95
|
Преодолев, препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
2,3
|
высота стенки, м |
0,6
|
глубина брода, м |
0,8
|
Длина опорной поверхности, мм |
3200
|
Удельное давление, кг/см2 |
|
Удельная мощность, л.с./т |
15,6
|
* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.
|
D
|
Боевая масса, т |
19,8
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
5920
|
ширина |
2820
|
высота |
2420
|
клиренс |
375
|
Толщина брони, мм |
|
лоб корпуса |
30*
|
борт |
30
|
корма |
21
|
крыша |
17
|
днище |
16
|
лоб башни |
30
|
борт и корма |
30
|
Макс, скорость движ., км/ч: |
|
по шоссе |
35
|
по местности |
18
|
Запас хода, км: |
|
по шоссе |
165
|
по местности |
95
|
Преодолев, препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
2,3
|
высота стенки, м |
0,6
|
глубина брода, м |
0,8
|
Длина опорной поверхности, мм |
3200
|
Удельное давление, кг/см2 |
|
Удельная мощность, л.с./т |
12,6
|
* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.
|
|
|
|
|