Содержание |
---|
Специальная машина 251 |
Специализированные варианты |
Sd.Kfz. 251/10 - Sd.Kfz. 251/23 |
В музеях стран мира |
Средний бронетранспортер
(Sonderkraftfahrzeug 251, Sd.Kfz.251)
Средний бронетранспортер был разработан в 1940 году фирмой "Ганомаг". В качестве базы использовано шасси полугусеничного трехтонного тягача. Так же, как и в случае легкого бронетранспортера, в ходовой части использованы гусеницы с игольчатыми шарнирами и наружными резиновыми подушками, шахматное расположение опорных катков и передняя ось с управляемыми колесами. В трансмиссии использована обычная четырехступенчатая коробка передач. Начиная с 1943 г., в корме корпуса монтировались посадочные дверцы. Средние бронетранспортеры выпускались в 23 модификациях в зависимости от вооружения и предназначения. Например, выпускались бронетранспортеры, оборудованные для установки 75-мм гаубицы, 37-мм противотанковой пушки, 8-мм миномета, 20-мм зенитной пушки, инфракрасного прожектора, огнемета и т.д. Бронетранспортеры этого типа обладали ограниченной подвижностью и неудовлетворительной проходимостью на местности. С 1940 года они использовались в подразделениях мотопехоты, саперных ротах и в многочисленных других подразделениях танковых и моторизованных дивизий. (См. также "Легкий бронетранспортер (специальная машина 250)")
Из истории созданияИз истории созданияБронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. А
Первая модификация бронетранспортера Sd.Kfz.251. Ausf.А, весила 7,81 т. Конструктивно машина представляла собой жесткую сварную раму, к которой снизу был приварен бронелист. Бронекорпус, изготавливаемый главным образом сваркой, собирался из двух секций, линия членения проходила за отделением управления. Передние колеса подвешивались на эллиптических рессорах. Стальные штампованные диски колес снабжались резиновыми шипами, тормозов передние колеса не имели. Гусеничным движитель состоял из двенадцати, расположенных в шахматном порядке, стальных штампованных опорных катков (по шесть катков на борт), все опорные катки снабжались резиновыми бандажами. Подвеска опорных катков - торсионная. Ведущие колеса переднего расположения, натяг гусениц регулировался перемещением ленивцев заднего расположения в горизонтальном плоскости. Траки в целях снижения массы гусениц были сделаны смешанной конструкции - резино-металлические. Каждый трак на внутренней поверхности имел один направляющий зубец, а на внешней - резиновую подушку. Соединялись траки между собой посредством смазываемых подшипников.
Корпус сваривался из бронелистов толщиной от 6-мм (днище) до 14,5-мм (лоб). В верхнем листе капота был устроен большой двустворчатый люк для доступа к двигателю. По бокам капота на Sd.Kfz.251 Ausf.А были сделаны вентиляционные лючки. Левый лючок мог открывать специальным рычагом водитель прямо из кабины. Боевое отделение выполнено открытым сверху, крышей накрывались только места водителя и командира. Вход и выход в боевое отделение обеспечивала двустворчатая дверца в кормовой стенке корпуса. В боевом отделении по всей его длине вдоль бортов монтировались две лавки. В лобовой стенке рубки были устроены два наблюдательных отверстия для командира и водителя со сменными смотровыми блоками. В бортах отделения управления устроили по одной небольшой смотровой амбразуре. Внутри боевого отделения имелись пирамиды для оружия и стеллажи для иного военно-личного имущества. Для защиты от непогоды предусматривалась установка над боевым отделением тента. В каждом борту имелось по три смотровых прибора, включая приборы командира и шофера.
Бронетранспортер снабжался 6-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров мощностью 100 л.с. при частоте вращения вала 2800 об/мин. Двигатели выпускались фирмы "Майбах", "Норддойче Моторенбау" и "Ауто-Юнион," который снабжался карбюратором "Солекс-Дуплекс", четыре поплавка обеспечивали работу карбюратора при экстремальных градиентах наклона машины. Радиатор двигателя был установлен в передней части капота. Воздух к радиатору подавался через жалюзи в верхнем бронелисте капота и выпускался через отверстия в бортах капота. Глушитель с выхлопной трубой монтировался за передним левым колесом. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии передавался через сцепление. Трансмиссия обеспечивала две скорости заднего хода и восемь переднего.
Машина снабжалась ручным тормозом механического типа и пневматическими сервотормозами, установленными внутри ведущих колес. Пневматический компрессор был поставлен слева от двигателя, а воздушные баллоны - подвешены под шасси. Развороты с большим радиусом выполнялись поворотом передних колес посредством поворота рулевого колеса, на разворотах с малыми радиусами подключались тормоза ведущих колес. Рулевое колесо было снабжено указателем положения передних колес.
Вооружение машины состояло из двух 7,92-мм пулеметов "Рейнметалл-Борзинг" MG-34, которые монтировались в передней и задней части открытого боевого отделения.
Чаще всего полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.А выпускался в версиях Sd.Kfz.251/1 - транспортер пехоты. Sd.Kfz.251/4 - артиллерийский тягач и Sd.Kfz.251/6 - штабная машина управления. В меньших количествах выпускались модификации Sd.Kfz. 251/3 - машины связи и Sd.Kfz 251/10 - бронетранспортеры, вооруженные 37-мм пушкой.
Серийное производство транспортеров Sd.Kfz.251 Ausf.А осуществлялось на заводах фирм "Боргвард" (Берлин-Борзигвальде, номера шасси от 320831 до 322039), "Ганомаг" (796001-796030) и "Ганза-Ллойд-Голиаф" (до 320285)
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 Ausf.В
Эта модификация пошла в серийное производство в середине 1939 года. Транспортеры, обозначавшиеся Sd.Kfz.251 Ausf.В выпускались в нескольких вариантах.
Их основными отличиями от предыдущей модификации были:
- отсутствие бортовых смотровых щелей для пехотинцев-десантников,
- изменение расположения антенны радиостанции - с переднего крыла машины она переместилась на борт боевого отделения.
Машины более поздних производственных серий получили броневой щиток на пулемет MG -34. В процессе серийного производства стали бронироваться крышки воздухозаборников двигателя. Производство машин модификации Ausf.В завершилось в конце 1940 года.
Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.С
По сравнению модификациями Sd.Kfz.251 Ausf.А и Sd.Kfz.251 Ausf.В машины модели Ausf.С имели много отличий, большинство из которых было связано со стремлением конструкторов упростить технологию производства машины. Ряд изменений вносился в конструкцию на основании приобретенного боевого опыта.
Запущенный в серийное производство бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.С отличался измененной конструкцией передней части корпуса (моторного отделения). Цельная лобовая броневая плита обеспечивала более надежную защиту двигателя. Вентиляционные отверстия были перенесены на борта моторного отделения и закрыты броневыми крышками. На надгусеничных полках появились запирающиеся металлические ящики с запасными частями, инструментами и т. д. Ящики были сдвинуты к корме и доходили почти до конца надгусеничных полок. Пулемет MG-34, размещенный в передней части открытого боевого отделения, имел броневой щиток, обеспечивавший защиту стрелку. Бронетранспортеры этой модификации выпускались с начала 1940 года.
Машины, вышедшие из стен сборочных цехов в 1941 году, имели номера шасси от 322040 до 322450. а в 1942 году - от 322451 до 323081. Кроме фирм "Ганомаг", "Ганза-Ллойд-Голиаф" и "Богвард" сборку осуществляли фирмы "Везерхютте" в Бад-Ойерхаузене, "Бумаг" в Герлице, "Ф Шихау" в Эблинге. Шасси производили фирмы "Адлер" во Франкфурте, "Ауто-Юнион" в Хемнице, "Ганомаг" в Ганновере и "Шкода" в Пльзени. С 1942 года к производству бронемашин подключились фирмы "Стовер" в Штеттине и "MNH" в Ганновере. Бронирование выполнялось на предприятиях фирм "HFK" в Катовицах, "Лаурахютте-Шеллер унд Блекманн" в Гинденбурге (Забже), "Мюрц цушлаг-Богемия" в Чешской Липе и "Стайнмюллер" в Гуммерсбахе. На производство одной машины уходило 6076 кг стали. Стоимость Sd.Kfz 251/1 Ausf.С составляла 22560 рейхсмарок (для примера: стоимость танка колебалась в пределах от 80000 до 300000 рейхсмарок).
Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.D
Последняя модификация, внешне отличавшаяся от предыдущих измененной конструкцией кормовой части машины, а также ящиками ЗИП, которые полностью вписались в броневой корпус. С каждой стороны корпуса бронетранспортера имелось по три таких ящика.
Другими конструктивными изменениями стали: замена блоков наблюдения смотровыми щелями и изменение формы выхлопных труб. Главное изменение технологического характера заключалось в том, что корпус бронетранспортера стал выполняться методом сварки. Помимо того, множество технологических упрощений позволяли значительно ускорить процесс серийного производства машин. Начиная с 1943 года, было выпущено 10602 единиц Sd.Kfz.251 Ausf.D в различных вариантах от Sd.Kfz.251/1 до Sd.Kfz.251/23
< Назад |
---|