Специальная машина 251 - Sd.Kfz. 251/10 - Sd.Kfz. 251/23
Содержание
Специальная машина 251
Специализированные варианты
Sd.Kfz. 251/10 - Sd.Kfz. 251/23
В музеях стран мира

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/10

Использовались как машины командиров взводов в батальонах и полках моторизованной пехоты и вооружались 37-мм противотанковой пушкой Рак35/36 L/45 (длина ствола 1665-мм) с боекомплектом из 168 выстрелов. Ее снаряд Pzgr имел массу 0,685 кг, начальную скорость 745 м/с и с расстояния 1000 м пробивал броню толщиной 22-мм. Наведение пушки на цель осуществлялось с помощью прицела ZF1х11. В качестве дополнительного вооружения на бронетранспортере имелся 7,92-мм пулемет MG-34 (MG-42) с боекомплектом из 1100 патронов или 7,92-мм противотанковое ружье PzB-39, боекомплект которого насчитывал 40 выстрелов. Боевая масса Sd.Kfz.251/10 составляла 8020 кг, экипаж машины состоял из пяти человек.

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/10 Ausf.C

На бронетранспортерах Sd.Kfz.251/10 более поздних производственных серий броневой щиток пушки был демонтирован. иногда оставалась частичная защита, прикрывавшая орудие только с боков. В течение 1944 года бронетранспортеры Sd.Kfz.251/10 были сняты с вооружения линейных частей вермахта, при этом часть машин была перевооружена 75-мм пушкой KwK37 L/24.

На переднем плане бронетранспортер

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/11

Бронированный укладчик телефонного кабеля с боевой массой 8500 кг и экипажем из пяти человек. Вооружение машины состояло из двух пулеметов MG-34 или MG-42 с боекомплектом из 2100 патронов. Прототип был заказан 15 января 1942 года, а серийное производство бронированного кабелеукладчика началось уже в августе того же года.

Бронетранспортер использовался для укладки телефонных линий дальней связи. Выпускались две модели Sd.Kfz.251/11 с кабельными прицепами "Feldkabeltrager 6 (gp) "или "Feldkabeltrager 10 (gp)". Машина оснащалась специальным шестом для укладки кабеля и контейнером для катушки с телефонным кабелем, который крепился на правом переднем крыле. Довольно часто бронетранспортеры Sd.Kfz.251/11 оснащались шифровальными машинками типа "Энигма".

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/12

Бронированная машина артиллерийской разведки и управления. Бронетранспортеры этого типа оборудовались радиостанцией FuG8  и рамочной антенной. Масса машины составляла 8670 кг, ее экипаж состоял из 6 человек. Бронемашины Sd.Kfz.251/12 выпускались до середины 1943 года.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/13

Артиллерийская машина акустической разведки. Помимо акустической установки она была оборудована магнитофоном, который регистрировал акустическую информацию для ее последующей обработки специалистами. Бронетранспортеры этого типа выпускались в небольшом количестве и только до середины 1943 года.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/14

Вспомогательная машина артиллерийской разведки с массой 8500 кг и экипажем из 8 человек. Высота машины достигала 2500-мм. Бронетранспортер оснащался акустической аппаратурой, позволявшей идентифицировать и определять местонахождение артиллерии противника.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/15

Вспомогательная артиллерийская машина, оборудованная прожектором для освещения целей и запасом осветительных ракет. Машины этого типа выпускались до середины 1943 года.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/16

Самоходная огнеметная установка. Боевая масса машины составляла 8620 кг, экипаж - 5 человек. Был вооружен двумя 14-мм огнеметами и двумя 7,92-мм пулеметами MG-34 или MG-42 с боекомплектом из 2010 патронов.

Огнеметы монтировались по обоим бортам машины, в горизонтальной плоскости они могли наводиться на цель в секторе 90°, а в вертикальной плоскости имели максимальный угол возвышения +40°.

Бронетранспортер с огнеметом

Воспламеняющая смесь перевозилась в двух контейнерах общей емкостью 700 л, которые размещались внутри корпуса машины в кормовой части боевого отделения. Ее запаса хватало на 80 двухсекундных выстрелов.

Применение огнемета

Несколько машин Sd.Kfz.251/16 оснащались переносным огнеметом "Фламменверфер 42" калибра 7-мм. Емкости с воспламеняющей жидкостью, предназначавшейся для него, крепились к дверям боевого отделения. Прототип Sd.Kfz.251/16 был изготовлен в январе 1943 года. Чаще всего для производства самоходных огнеметных установок использовались бронетранспортеры Sd.Kfz.251 Ausf.С.

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/17

Был вооружен 20-мм автоматической зенитной пушкой Flak38 L/112.5 и представлял собой самоходную зенитную установку. Помимо 20-мм зенитного автомата, Sd.Kfz.251/17 имел дополнительное вооружение в виде двух пулеметов MG-34 или MG-42 калибра 7,92-мм. Боекомплект машины насчитывал 600 выстрелов для пушки Flak38 и 2010 патронов для пулеметов. Для ведения стрельбы наводчик имел в своем распоряжении стандартный прицел ZF3x8 Боевая масса машины достигала 8800 кг, ее обслуживание обеспечивал экипаж в составе 4-6 человек.

Бронетранспортер

Испытания первых прототипов начались 26 октября 1943 года. Испытывались машины, изготовленные на базе бронетранспортеров Sd.Kfz.251 модификаций Ausf.А и В. Кроме того, была выпущена серия машин на базе Sd.Kfz.251 Ausf.С. В конце войны появилась модель с лафетом, который обеспечивал вращение пушки на 360°. На бронетранспортерах поздних производственных серий пушка размещалась по центру корпуса в маленькой башенке. Борты боевого отделения машин этой модели откидывались в стороны, образуя платформу, на которой было удобнее работать артиллерийскому расчету.

В 1943 году был разработан проект самоходной артиллерийской установки на базе Sd.Kfz .251 с боевым отделением как на бронетранспортере Sd.Kfz.251/10. Бронетранспортеры Sd.Kfz.251/17 использовались главным образом в частях люфтваффе в качестве средств противовоздушной обороны. Кроме того, ими укомплектовывались некоторые танковые подразделения.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/18

Машина разведки и связи, которая оборудовалась радиостанцией FuG8 и большим столом для работы с картами, устанавливавшимся в боевом отделении. Машина обслуживалась экипажем из 6 человек. Для ее производства использовались бронетранспортеры Sd.Kfz. 251 Ausf.В и С.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/19

Передвижной пункт телефонной связи. Машина оснащалась оборудованием для укладки телефонного кабеля, телефонным коммутатором и системой монтажа воздушных линий. Sd.Kfz.251/19 применялись в условиях непосредственного соприкосновения с противником, когда прокладка телефонной линии патрулем связи, не представлялась возможной. Передвижные пункты телефонной связи Sd.Kfz.251/19 производились на базе шасси бронетранспортеров Sd.Kfz.251 Ausf.A/D.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/20

Это обозначение было присвоено Sd.Kfz.251 (чаще всего модификации D), оборудованному инфракрасным прожектором "Beobachtungsgerat 1251", который предназначался для подсвечивания целей для танков PzKpfw V "Пантера" Ausf.G (Sd.Kfz.171), оснащенных пассивным ночным прицелом с дальностью действия 400 м. Прожектор мог вращаться на 360° и эффективно действовал на расстоянии 1000-1500 м. С ним был спарен оптический прибор "Beobachtungstelescope 1221". В походном положении прожектор опускался в боевое отделение Sd.Kfz.251/20. Обычно один такой бронетранспортер взаимодействовал с целым взводом танков "Пантера" или с пятью машинами этого типа. Экипаж Sd.Kfz.251/20 состоял из четырех человек. В августе 1944 года вермахт заказал 600 Sd.Kfz.251/20, и к концу года в войска поступило небольшое количество этих машин, получивших прозвище "Uhu" (сова).

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/21

Самоходная зенитная установка, вооруженная с встроенной зенитной пушкой "Маузер" MG- 151/15 калибра 15-мм, а позднее MG-151/20 калибра 20-мм, которые представляли собой стандартное вооружение самолетов люфтваффе. Трехствольный зенитный автомат был смонтирован на защищенной бронелистом тумбовой установке, расположенной внутри боевого отделения бронетранспортера. Казенные части пушек были развернуты таким образом, что эжекторы стреляных гильз смотрели в разные стороны. Гильзы и звенья патронной ленты попадали в емкость, находившуюся при средней пушке.

Бронетранспортер

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/21 Ausf.D

Патронные коробки располагались в тумбовой установке и перемещались вместе с артиллерийской системой. Чаще всего боекомплект состоял из 400 патронов для средней пушки и 250 патронов для каждой крайней. Определенные трудности возникали с пополнением боекомплекта для средней пушки. Для стрельбы использовались зажигательные, трассирующие и бронебойные боеприпасы. Наводчик располагался за пушками и наводил установку на цель с помощью двух маховиков, расположенных по обе стороны от замков пушек. Для прицеливания использовались оптический и кольцевой прицелы. Запасные патронные ленты хранились в корме боевого отделения бронетранспортера. Полный возимый боекомплект состоял из 3000 патронов. Машина обслуживалась экипажем из 6 человек. Небольшая серия бронетранспортеров Sd.Kfz. 251/21 модификации Ausf.С была выпущена без броневой защиты зенитной установки. В качестве дополнительного вооружения бронетранспортер Sd.Kfz.251/21 оснащался 7,92-мм пулеметом MG-42, который крепился на специальном кронштейне в кормовой части боевого отделения машины.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/22

Нехватка средств борьбы с танками противника вынудила командование вермахта пойти на экстренное модифицирование бронетранспортера Sd.Kfz.251. На модели Sd.Kfz.251/22 за рабочим местом водителя в боевом отделении устанавливалась противотанковая пушка Рак 40/1 L/46 калибра 75-мм, смонтированная на лафете идентичном тому, который использовался на бронемашине Sd.Kfz.234/4 "Пума". Для монтажа противооткатного устройства пушки пришлось вырезать верх крыши над местом водителя машины. Боекомплект состоял из 22 выстрелов, которые хранились в основной боеукладке с правой стороны от пушки (17 выстрелов) и в малой - под станиной пушки (5 выстрелов). В вертикальной плоскости орудие могло наводиться на цель в секторе от -3° до +48°, а в горизонтальной плоскости - 20° влево и 18° вправо относительно продольной оси машины. Для ведения огня в распоряжении наводчика имелся прицел ZF3x8.

Бронетранспортер

Экипаж Sd.Kfz.251/22 состоял из четырех человек. Командир размещался в корме боевого отделения справа. Слева от пушки находилось рабочее место наводчика, который сидел на складном деревянном сиденье. Там же располагались два заряжающих. В ходе эксплуатации машины в боевых подразделениях выявился ее основной недостаток машина была значительно переутяжелена, в результате чего часто случались поломки шасси и переднего моста.

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/22 Ausf.D

Первый прототип бронетранспортера Sd.Kfz.251/22 был изготовлен 3 декабря 1944 года. В том же месяце началось его серийное производство. Всего было выпущено несколько десятков машин этого типа. Танковые дивизии образца 1945 года должны были иметь 9 Sd.Kfz.251/22 в противотанковом дивизионе, 3 в разведывательном дивизионе и по 6 в танковых подразделениях.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/23

Транспортер, вооруженный 20-мм пушкой KwK38 L/55, смонтированной в стандартной башенке "Hanglafette 38", которая устанавливалась на бронемашинах Sd.Kfz.234/1 и Sd.Kfz. 222. Пушка имела угол склонения -10° и угол возвышения +85°. Боекомплект к ней состоял из 100 выстрелов, а к спаренному 7,92-мм пулемету MG-42 - из 2010 патронов. Подобным образом были переоборудованы более десятка бронетранспортеров Sd.Kfz.251 Ausf.D. Экипаж машины состоял из четырех человек. В качестве средства связи бронетранспортер Sd.Kfz.251/23 был оборудован радиостанцией FuG12.

Серийное производство бронетранспортера Sd.Kfz.251/23 началось в декабре 1944 года. В ходе боевых действий появлялись и другие модели. Немецкие конструкторы постоянно работали над усилением огневой мощи боевых машин, создававшихся на базе бронетранспортеров Sd.Kfz.251.



 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту