Содержание |
---|
Самоходное противотанковое орудие "Насхорн" |
Насхорн. Продолжение |
Боевое применение. ТТХ |
Самоходная Артиллерийская Установка "Насхорн".
Серийное производство
Серийное производство самоходных орудий этого типа затягивалось (всего должно было быть выпушено 500 САУ "Хорниссе" и "Насхорн"). Но так как англо-американская авиация, верная принципам теоретика воздушных ударов генерала Дуэ, продолжала методично разрушать германские оружейные заводы Согласно очередной программе выпуска бронетехники, датированной 30 января 1945 года заводам фирмы "Штальиндустри" предписывалось сдать девять машин в январе 1945 года, а две последних - в феврале 1945 года. 14 марта 1945 года на совещании у генерал-инспектора танковых войск обсуждались производственные вопросы, в том числе проблемы с запуском в серийное производство новых 88-мм САУ "Waffentraeger" и однотипных по гусеничной базе с "Насхорном" 150-мм САУ артиллерийской поддержки "Хуммель" ("Шмель"). Фактически на этом совещании было документально зафиксировано прекращение производства "Насхорнов", тем более, что германская промышленность пыталась наладить крупносерийный выпуск "преемника" Sd.Kfz.164 - гусеничного транспортера "Waffentraeger" с установленной на его платформе 88-мм артсистемы Рак43.
Боевое применение САУ "Насхорн"
560-й тяжелый дивизион истребителей танков, участвовал в операции"Цитадель" в составе 42-го армейского корпуса и даже не потерял ни одной самоходки безвозвратно. Батареи дивизиона поддерживали действия 39-й, 161-й и 282-й пехотных дивизий Вермахта. Но уже в августе боевые потери 560-го отдельного дивизиона составили 14 машин, из них несколько САУ в качестве трофеев досталось советским войскам. На восполнение потерь прибыли: пять машин - 3 сентября, пять - 31 октября и пять - 28 ноября Последнее пополнение мат-части — четыре самоходки - состоялось 3 февраля 1944 года.
К концу 1943 года по данным штаба 560-го дивизиона экипажи самоходок части за все время боевой деятельности уничтожили 251 танк противника.
4 февраля 1944 года дивизион получил приказ максимально быстро отойти в тыл, откуда его бы могли перебросить в Мила у для перевооружения новыми САУ - "Ягдпантерами". Согласно рапорта от 1 марта 1944 года боевые потери части за период действия в составе 57-го танкового корпуса составили 16 самоходок "Хорниссе". В конце апреля 560-й дивизион был полностью перевооружен истребителями танков "Ягдпантера".
В оборонительных боях восточнее Орла с 11 по 27 июля 1943 года принимала участие 521-я батарея 655-го дивизиона истребителей танков. 27 августа боевой опыт подразделения был обобщен в специальном отчете.
К началу участия в боевых действиях в батарее имелось 4 офицера, 28 унтер-офицеров, 188 солдат, 13 тяжелых САУ Sd.Kfz.l64 "Хорниссе", три зенитные установки "Flak-Vierling". Это подразделение входило в состав 34-го армейского корпуса группы армий "Центр", а с 11 по 27 июля 521-я батарея участвовала в боевых действиях.
За две недели боев самоходками были уничтожены один танк КВ-2, 19 танков KB, один танк американского производства М3 "Генерал Ли", 30 танков Т-34, один танк Т-60, пять танков Т-70, одна реактивная система залпового огня на гусеничном шасси, три грузовика, один танк МКII "Матильда II" выведен из строя.
Немецкие потери материальной части составили два истребителя танков "Хорниссе", один "Маультир" и Kfz.l. Убиты один командир машины и один наводчик, еще один командир машины пропал без вести; ранены два офицера, шесть унтер-офицеров и 20 солдат.
Для самоходных орудии типа "Хорниссе" эффективней в бою следующий тактический прием: САУ Sd.Kfz.164 должна действовать из замаскированных укрытий, отражая наступление танков противника.
Удачным примером послужил бой, проведенный одним взводом самоходных орудий 521-й батареи 13 июля 1943 года. Тогда с хорошо замаскированной позиции взвод "Хорниссе" подбил без потерь со своей стороны 12 танков KB и четыре Т-34, невзирая на то, что атака советских войск поддерживалась атаками с воздуха.
Когда неподвижные танки противника использовались в качестве артиллерийских огневых точек, успеха можно было добиться только после выполнения самой тщательной разведки в пешем порядке и только внезапной стрельбой с короткой дистанции, на которую самоходное орудие "Хорниссе" выходило скрытно. После проведения скоростного "огневого налета" самоходка вновь пряталась в укрытие.
Примером таких действий являлся бой, проведенный батареей 23 июля. В момент крайне опасного продвижения танков и пехоты противника во фланг и тыл гренадерского полка, батарея спустилась в ложбину и после выполнения пешей разведки заняла огневые позиции, с которых подбила по одному танку KB и Т-34. Таким образом, продвижение советских войск удалось на время приостановить.
Всего же с 1943 по 1945 годы из запланированных к постройке 500 машин по немецким данным было выпущено 494. Можно сказать, что программа выпуска "Насхорнов" была почти выполнена. На 1 февраля 1945 года в войсках еще находилась 141 машина этого типа, а к 10 апреля - в войсках осталось 85 самоходных орудий Sd.Kfz.l64."Насхорн".
Тактико-технические характеристики
САУ "Хорниссе" / "Насхорн" ("Шершень" / "Носорог")
Боевая масса, т | 24 |
Экипаж, чел. | 5 (командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель, радист) |
Габаритные размеры, мм:
|
|
- длина полная | 8440 |
- длина без учета ствола орудия | 6200 |
- ширина полная | 2950 |
- высота полная | 2940 |
- высота линии стрельбы | 2360 |
- база гусениц | 2520 |
-длина контактной поверхности гусеницы | 3520 |
- клиренс, мм | 400 |
Удельное давление на фунт, кг/см2 | 0,85 |
Запас хода, км:
|
|
- по шоссе | 260 |
- по проселку | 130 |
Скорость, км/ч: | |
- максимальная | 40 |
- по шоссе (крейсерская) | 25 |
- по проселку | 15-28 |
Преодолеваемые препятствия:
|
|
- склон, град. | 30 |
- ширина траншеи, м | 2,2 |
- высота стенки, м | 0,6 |
- глубина брода, м | 1 |
Удельная мощность, л.с./т | 1 1 |
Двигатель: | "Майбах" ("Maybach") HL120TRM, мощностью 265 л.с.при 2600 оборотах в минуту |
Запас топлива, л | 600 |
Трансмиссия: | 10 скоростей вперед, 1 назад (ранние); 6 скоростей вперед, 1 назад (остальные) |
Управление: | дифференциалы |
Ходовая часть: | ведущие колеса переднего расположения, по 8 сдвоенных обрезиненных катков (в четырех тележках) диаметром 470 мм (каждый) на борт |
Подвеска опорных катков: | листовые рессоры |
Ширина трака, мм | 400 |
Количество траков в гусенице | 104 |
Связь: | радиостанция Fu.Spg.Ger. "f" или FuG5 для линейных машин; FuG5 и FuG8 для самоходных орудий командиров батарей; переговорное устройство |
Бронирование:
|
|
-орудийный щит | 10 мм (15 мм с мая 1943 года) |
- борта рубки | 10 мм |
- лоб рубки | 15 мм |
- лоб корпуса | 30 мм |
-6opтa корпуса | 20 мм |
- корма корпуса | 20 мм |
- крыша корпуса | 10 мм |
- днище корпуса | 15 мм |
Вооружение: | одна 88-мм пушка Рак43/1 (L/71); один 7,92-мм пулемет MG-34; два 9-мм пистолет-пулемета MP-40 |
Боекомплект:
|
|
- артвыстрелов | 40 |
- патронов (7,92-мм) | 600 |
- патронов (9-мм) | 384 |
Источники:
- Мощанский И.Б. Самоходное орудие Nashorn. "Охотник" за танками;
- П. Н. Сергеев. Nashorn. Германский истребитель танков;
- Wolfgang Fleischer, Richard Eiermann: Die deutsche Panzerjägertruppe 1935-1945;
- Nashorn, Hummel, Brummbar [Waffen-Arsenal 003];
- NASHORN - Германский Истребитель Танков [Военно-техническая серия 144];
- Janusz Ledwoch, 1997, Niemieckie wozy bojowe 1933-1945;
- Nashorn [Wydawnictwo Militaria 334].
< Назад |
---|