Содержание |
---|
Самоходное противотанковое орудие "Насхорн" |
Насхорн. Продолжение |
Боевое применение. ТТХ |
Самоходная артиллерийская установка "Насхорн",
8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV (Sf) (Sd.Kfz.164)
До 27.01.1944 года - "Хорниссе".
"Nashorn" - "носорог";
"Hornisse" - "шершень
Самоходная установка разработана в 1942 году на базе танка Т-IV с широким использованием узлов танка Т-III. Шасси танка Т-IV перекомпоновано: боевое отделение расположено сзади, силовая установка - в центре корпуса, отделение управления, трансмиссия и ведущие колеса - в передней части. Боевое отделение представляет собой открытую сверху бронированную рубку, в которой на станке установлена 88-мм полуавтоматическая противотанковая пушка с длиной ствола 71 калибр. Скорострельность орудия составляла до 10 выстрелов в минуту.
Стрельба могла вестись фугасными снарядами (масса 9,14 кг, дальность стрельбы 15300 м), бронебойными трассирующими, кумулятивными и подкалиберными снарядами. С расстояния 1000 м бронебойно-трассирующий снаряд под углом 30° к нормали пробивал броню толщиной 165 мм, а подкалиберный - 193 мм. По этой причине установка "Насхорн" была исключительно опасна для всех танков противника при ведении боя на больших расстояниях, в ближнем бою она теряла свои преимущества - начинало сказываться недостаточно сильное бронирование. Самоходная установка "Насхорн" выпускалась серийно с февраля 1943 года до конца войны. Всего было выпущено около 500 самоходок, которые использовались в тяжелых истребительно-противотанковых частях.
После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и KB даже самым оптимистично настроенным германским руководителям стало ясно, что материальная часть непобедимых "панцерваффе" значительно уступает новым советским танкам. Порой грубо сработанная, но имеющая мощное вооружение и бронезащиту, оснащенная дизелем В-2, советская современная бронетехника в 1941 году царила на поле боя. Когда последние надежды на блицкриг рассеялись, немецкие инженеры взялись за работу, спешно доводя до серийного производства перспективные опытные машины.
Разработка новых тяжелых и средних германских танков задерживалась, а еще требовалось запустить совершенно оригинальные конструкции в серийное производство. Было очевидно, что суперсовременные танки "Тигр" и "Пантера" станут действительно массовыми в войсках еще не скоро. Напрашивалось следующее техническое решение - использовать гусеничные базы широко распространенных в немецкой армии танков для установки на них мощных артсистем, способных решать многообразные тактические задачи. Таким образом, германские войска получили целое семейство различных САУ, относившихся к "классу полевых систем на подвижном лафете". Подобная техника характеризовалась размещением орудий в полуоткрытой рубке, броня которой защищала расчет САУ только от пуль и осколков. По описанной выше схеме была скомпонована и построена противотанковая артиллерийская установка, получившая впоследствии индекс Sd.Kfz.164.
САУ "Насхорн" в музеях стран мира | |
Кубинка, Россия |
Abberden U.S. Army Ordnance Museum, США |
Нажмите на фото САУ "Насхорн" для увеличения |
Гусеничная база (унифицированный самоходный лафет) новой САУ была разработана в 1942 году на фирме "Дойче Айэенверке" с использованием стандартных узлов ходовых частей широко распространенных в войсках танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Данное шасси под названием "Geschutzwagen III/IV" задумывалась как многоцелевая база для целого семейства САУ: противотанковых, зенитных, артиллерийских установок огневой поддержки и.т.д. Особенностью этой конструкции являлось размещение двигателя и трансмиссии в передней части корпуса в непосредственной близости от ведущего колеса. Боевое отделение смещалось к корме и было очень просторным, что в свою очередь позволяло разместить в рубке артсистему достаточно крупного калибра, в том числе и мощную противотанковую пушку. Однако и последнюю тоже пришлось проектировать заново.
История орудияИстория орудияПервые идеи создать для Рак43 самоходный "гусеничный носитель" были высказаны на совещании в управлении вооружений еще 28 июля 1942 года. Так как проектирование полностью оригинальной конструкции заняло бы много времени, во время дискуссии была выдвинута идея о возможности скорейшей разработки некоего промежуточного образца (использующего агрегаты уже серийно выпускающихся машин), который можно было бы запустить в производство в начале 1943 года. Контракт на проектирование подобной конструкции был заключен с фирмой "Алкетт-Борзингвальде", которая в свою очередь воспользовалась вышеупомянутыми разработками компании "Дойче Айзенверке" по изготовлению унифицированного самоходного лафета из стандартных узлов ходовых частей танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Опытный образец должен был быть представлен к 20 декабря 1942 года.
2 октября 1942 года на одном из совещаний с участием Гитлера и рейхсминистра вооружений Шпеера был рассмотрен уже готовый проект шасси от фирмы "Алкетт-Борзингвальде", получивший в германских документах традиционно длинное название "Zwischenloesung Selbstfahr-lafette". Фюрер, вдохновленный быстрым проектированием конструкции, строил планы, что к 12 мая 1943 года промышленность выйдет на темп производства в 100 самоходок ежемесячно.
По требованию управления вооружений компания "Алкетт-Борзингвальде" разработала корпус той же ширины, что и бронекорпус танка PzKpfw III (то есть шире, чем у танка PzKpfw IV). Агрегаты и компоненты новой САУ, включая трансмиссию, дифференциалы и ведущие колеса, были также взяты от танка PzKpfw III. Двигатель, его система охлаждения, глушитель, радиаторы - от среднего танка PzKpfw IV Ausf.F. Элементы ходовой части - опорные и поддерживающие катки, ленивцы, траки гусениц были также заимствованы от "четверки". Двигатель "Майбах" в модификации HL120TRM (12-цилиндровый с рабочим объемом 11867 см3, V-образный с развалом цилиндров в 60 градусов, карбюраторный, четырехтактный, мощностью 300 л.с. при 3000 об./мин.) был установлен в центральной части корпуса, а "настил" над ним максимально усилили для того, чтобы разместить артсистему вблизи центра тяжести САУ.
Однако в связи с новым целевым назначением проектируемой самоходной установки некоторые агрегаты пришлось спроектировать заново. Все конструктивные отличия были описаны в руководстве по эксплуатации САУ.
< Назад |
---|