Содержание |
---|
Штурмовое орудие Штуг III |
Техническое описание |
Sturmgeschütz Ausf.B - Ausf.E |
Sturmgeschütz Ausf.F - Ausf.G |
Штурмовое орудие I "Sturmgeschütz" III
StuG III;
"Штурмгешютц" III
(Sd.Kfz.142).
Штурмовое орудие создано фирмой "Даймлер-Бенц" на базе танка Pz-III (Т-III) и выпускалось с 1940 года как средство непосредственной поддержки пехоты. От танка оно отличалось отсутствием башни. 75-мм орудие с длиной ствола 24 калибра размещалось на специальном станке в просторной боевой рубке, смонтированной в передней части шасси, практически без изменений заимствованного у танка Т-III. На крыше рубки была установлена командирская башенка со смотровыми приборами. Штурмовое орудие оснащалось радиостанцией, танковым переговорным устройством и системой дымопуска. В ходе серийного производства штурмового орудия неоднократно производилась его модернизация как по вооружению, так и по броневой защите. Толщина лобовой брони была в конце концов увеличена с 15-мм до 80-мм. Для защиты бортов были использованы броневые экраны. Короткоствольное орудие было заменено орудием такого же калибра с длинной ствола 43 калибра, а затем и 48 калибров. База штурмового орудия использовалась также для установки 105-мм гаубицы с длиной ствола 28,3 калибра. Штурмовые орудия III поступали на вооружение бригад штурмовых орудий, танковых полков, а также истребительно-противотанковых подразделений пехотных дивизий. Всего за время производства было выпущено около 10,5 тысяч штурмовых орудий III различных модификаций.
История создания StuG III
Узнайте подробнее об истории создания Sturmgeschütz IIIУзнайте подробнее об истории создания Sturmgeschütz IIIШтурмовые орудия "0-серии"
Узнать подробнее о штурмовых орудиях 0-серииУзнать подробнее о штурмовых орудиях 0-серииSturmgeschütz Ausf.A
(StuG III Ausf.A)
"Heereswaffenat" заключило с фирмой "Даймлер-Бенц" контракт на постройку 30 шасси для штурмовых орудий.
Номера шасси 30 установок "Sturmgeschutz" Ausf.A - 90001-90030.
В качестве базы было выбрано шасси 5./Z.W. танка PzKpfw III.
Работы по штурмовому орудию сдерживались возникшими проблемами с трансмиссией Z.W. Управление по вооружениям постановило решением от 23 мая 1939 г., что шасси должны комплектоваться трансмиссиями, оснащенными устройствами "Hochtrieber", известными также, как "ускоряющая шестеренка". С помощью устройства "Hochtrieber " число оборотов трансмиссии могло превышать число оборотов вала двигателя. Для установки "ускоряющих шестеренок" пришлось снимать и вновь ставить надстройки, задействованных в испытаниях танков PzKpfw III. Кроме того, испытания показали ненадежность трансмиссии, которая часто ломалась. Наконец, для новой ходовой части с независимой торсионной подвеской опорных катков совершенно необходима была установка амортизаторов, которые могли изготовить не ранее июля 1939 г.
Датированный 13 октября 1939 г. меморандум зафиксировал следующую ситуацию, сложившуюся с работами по боевой машине "Pz.Sfl.III (sPak)" (официальное название штурмового орудия до мая 1940 г.):
- Разработка машины Pz.Sfl. III (sPak) завершена, программа вступила в фазу подготовки массового производства;
- Изготовлено пять машин Pz.Sfl. III (sPak) со штатным вооружением, но рубкой из обычной стали;
- Выпуск первой серии из 30 машин Pz.Sfl. III (sPak) запланирован на декабрь 1939 г. - апрель 1940 г., выпуск 250 машин второй серии должен начаться в апреле 1940 г. с темпом изготовления 20 штурмовых орудий в месяц;
- Дальнейшие работы по установке Pz.Sfl. III (sPak) должны концентрироваться на интеграции в конструкцию машины 75-мм пушки с длиной ствола в 41 калибр и начальной скоростью снаряда 685 м/с. Изготовление опытного образца такой машины из обычной стали запланировано на май 1940 г.
На полигоне в Куммерсдорфе 12 декабря 1939 г. был проведен испытательный обстрел изготовленного из брони комплекта деталей штурмового орудия - рубки и орудийной маски. Для обстрела применялась 37-мм зенитная пушка, стрельбу вели снарядами массой 0,695 кг с начальной скоростью 750м/с на дистанции 100 метров.
Некоторые результаты контрольного обстрела:
- После прямого попадания снаряда в орудийной маске образовалась трещина длиной примерно 300-мм, а установленные выше маски бронелисты корпуса сместились на 2-мм.
- Еще два снаряда попало в верхний правый угол лобового щитка маски, а один - в самый верх маски. Эффект от этих попаданий проявился в полном разрушении сварного шва орудийной маски, болты, на которых крепится лобовой щиток маски сорваны с резьбы.
Военные проинформировали о результатах стрельб фирму "Крупп "и потребовали доработать маску.
Машины первой серии (Series I. Pz.Sfl III) собирались на заводе № 40 фирмы "Даймлер-Бенц" в Берлин-Мариенфельде:
первую собрали в декабре 1939 г.,
четыре - в январе 1940 г.,
одиннадцать - в феврале,
семь - в марте
семь - в апреле.
В соответствии с датированным январем 1940 г. меморандумом, задержки в выполнении контракта на поставку первой партии из 30 штурмовых орудий были связаны с несвоевременной поставкой первых серийных 75-мм пушек.
Планировавшееся окончание поставок первых 30 машин пришлось перенести с 1 апреля 1940 г. сначала на десятые числа того же месяца, а потом на 1 мая. На срыве сроков изготовления штурмовых орудий первой серии сказалась также Польская кампания, в ходе которой значительное количество танков PzKpfw III получили повреждения. На восстановление и ремонт танков уходили узлы и агрегаты, первоначально предназначавшиеся для штурмовых орудий. Кроме того, но ходу производства в конструкцию Pz.Sfl вносились изменения, в частности пришлось отказаться от открытого сверху боевого отделения и устанавливать крышу для защиты экипажа, множество изменений вносилось в чертежи рубки с целью улучшения обзора членов экипажа, в результате производитель бронелистов, фирма "Бранденбург Эйзенверке ГмбХ",получила чертежи слишком поздно для своевременного выполнения заказа и, к тому же, не смогла выдержать качество брони согласно спецификации. Продолжались проблемы, связанные с трансмиссией, усовершенствованная модель которой (с ускоряющей шестеренкой) занимала больший объем, теперь в трансмиссию упиралась люлька орудия.
Тактико-технические характеристики штурмовых орудий вермахта
ausf А-В
Модель |
StuG III ausf.А-В
|
Войсковой индекс |
Sd.Kfz.142
|
Производитель |
"Daimler-Benz"
|
Боевой вес, кг |
19 600
|
Экипаж, чел |
4
|
Скорость, км/ч
|
|
- по шоссе |
40
|
- по проселку |
24
|
Запас хода, км
|
|
- на шоссе |
160
|
- на местности |
100
|
Емкость бензобака, л |
320
|
Длина, мм |
5 480
|
Ширина, мм |
2 950
|
Высота, мм |
1 950
|
Клиренс, мм |
385
|
Ширина гусеницы, мм |
360
|
Двигатель, фирма |
"Maybach"
|
Тип |
HL120TR
|
Мощность, л.с. |
300
|
Орудие, тип |
StuK37
|
Калибр, мм |
75
|
Длина ствола, кал, |
24
|
Нач. скорость снаряда, м/с
|
|
- бронебойного |
385
|
- осколочного |
420
|
Боекомплект, выстр. |
44
|
Пулеметы, кол-во х тип*** |
нет
|
Калибр, мм |
|
Боекомплект, патронов |
|
Бронирование, мм |
50-30
|
* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой
ausf C-D
Модель |
StuG III ausf.C-D
|
Войсковой индекс |
Sd.Kfz.142
|
Производитель |
"Alkett"
|
Боевой вес, кг |
22 000
|
Экипаж, чел |
4
|
Скорость, км/ч
|
|
- по шоссе |
40
|
- по проселку |
24
|
Запас хода, км
|
|
- на шоссе |
160
|
- на местности |
100
|
Емкость бензобака, л |
320
|
Длина, мм |
5 500
|
Ширина, мм |
2 950
|
Высота, мм |
1 960
|
Клиренс, мм |
385
|
Ширина гусеницы, мм |
380 - 400
|
Двигатель, фирма |
"Maybach"
|
Тип |
HL120TRM
|
Мощность, л.с. |
300
|
Орудие, тип |
StuK37
|
Калибр, мм |
75
|
Длина ствола, кал, |
24
|
Нач. скорость снаряда, м/с
|
|
- бронебойного |
385
|
- осколочного |
420
|
Боекомплект, выстр. |
44
|
Пулеметы, кол-во х тип*** |
нет
|
Калибр, мм |
7,92
|
Боекомплект, патронов |
600
|
Бронирование, мм |
80 - 50
|
* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой
ausf E
Модель |
StuG III ausf.E
|
Войсковой индекс |
Sd.Kfz.142
|
Производитель |
"Alkett"
|
Боевой вес, кг |
22 050
|
Экипаж, чел |
4
|
Скорость, км/ч
|
|
- по шоссе |
40
|
- по проселку |
24
|
Запас хода, км
|
|
- на шоссе |
165
|
- на местности |
95
|
Емкость бензобака, л |
320
|
Длина, мм |
5 500
|
Ширина, мм |
2 950
|
Высота, мм |
1 960
|
Клиренс, мм |
385
|
Ширина гусеницы, мм |
380 - 400
|
Двигатель, фирма |
"Maybach"
|
Тип |
HL120TRM
|
Мощность, л.с. |
300
|
Орудие, тип |
StuK37**
|
Калибр, мм |
75
|
Длина ствола, кал, |
24
|
Нач. скорость снаряда, м/с
|
|
- бронебойного |
385
|
- осколочного |
420
|
Боекомплект, выстр. |
50(54)
|
Пулеметы, кол-во х тип*** |
1 x MG-34
|
Калибр, мм |
7,92
|
Боекомплект, патронов |
600
|
Бронирование, мм |
80 - 50
|
* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой
ausf F
Модель |
StuG III ausf.F
|
Войсковой индекс |
Sd.Kfz.142/1
|
Производитель |
"Alkett"
|
Боевой вес, кг |
23 200
|
Экипаж, чел |
4
|
Скорость, км/ч
|
|
- по шоссе |
40
|
- по проселку |
24
|
Запас хода, км
|
|
- на шоссе |
165
|
- на местности |
95
|
Емкость бензобака, л |
320
|
Длина, мм |
6 700*
|
Ширина, мм |
2 950
|
Высота, мм |
2 160
|
Клиренс, мм |
385
|
Ширина гусеницы, мм |
400
|
Двигатель, фирма |
"Maybach"
|
Тип |
HL120TRM
|
Мощность, л.с. |
300
|
Орудие, тип |
StuK40
|
Калибр, мм |
75
|
Длина ствола, кал, |
43
|
Нач. скорость снаряда, м/с
|
|
- бронебойного |
750
|
- осколочного |
485
|
Боекомплект, выстр. |
44
|
Пулеметы, кол-во х тип*** |
1 x MG-34
|
Калибр, мм |
7,92
|
Боекомплект, патронов |
600 600
|
Бронирование, мм |
80 - 50
|
* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой
ausf G
Модель |
StuG 40 ausf.G
|
Войсковой индекс |
Sd.Kfz.142/1
|
Производитель |
"Alkett", "MlAG"
|
Боевой вес, кг |
23 900
|
Экипаж, чел |
4
|
Скорость, км/ч
|
|
- по шоссе |
40
|
- по проселку |
24
|
Запас хода, км
|
|
- на шоссе |
155
|
- на местности |
95
|
Емкость бензобака, л |
320
|
Длина, мм |
6 700*
|
Ширина, мм |
2 950
|
Высота, мм |
2 160
|
Клиренс, мм |
385
|
Ширина гусеницы, мм |
400
|
Двигатель, фирма |
"Maybach"
|
Тип |
HL120TRM
|
Мощность, л.с. |
300
|
Орудие, тип |
StuK40
|
Калибр, мм |
75
|
Длина ствола, кал, |
48
|
Нач. скорость снаряда, м/с
|
|
- бронебойного |
750
|
- осколочного |
485
|
Боекомплект, выстр. |
54
|
Пулеметы, кол-во х тип*** |
1 x MG-34
|
Калибр, мм |
7,92
|
Боекомплект, патронов |
600
|
Бронирование, мм |
80 - 50
|
* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuH 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой
StuH 42
Модель |
StuG 42
|
Войсковой индекс |
Sd.Kfz.142/2
|
Производитель |
"Alkett"
|
Боевой вес, кг |
23 900
|
Экипаж, чел |
4
|
Скорость, км/ч
|
|
- по шоссе |
40
|
- по проселку |
24
|
Запас хода, км
|
|
- на шоссе |
155
|
- на местности |
95
|
Емкость бензобака, л |
320
|
Длина, мм |
6 300
|
Ширина, мм |
2 950
|
Высота, мм |
2 160
|
Клиренс, мм |
385
|
Ширина гусеницы, мм |
400
|
Двигатель, фирма |
"Maybach"
|
Тип |
HL120TRM
|
Мощность, л.с. |
300
|
Орудие, тип |
StuG 42
|
Калибр, мм |
105
|
Длина ствола, кал, |
28
|
Нач. скорость снаряда, м/с
|
|
- бронебойного |
470
|
- осколочного |
400
|
Боекомплект, выстр. |
36
|
Пулеметы, кол-во х тип*** |
1 x MG-34
|
Калибр, мм |
7,92
|
Боекомплект, патронов |
600
|
Бронирование, мм |
80 - 50
|
* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuG 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой
StuG IV
Модель |
StuG IV
|
Войсковой индекс |
Sd.Kfz.163
|
Производитель |
"Krupp-Gruson"
|
Боевой вес, кг |
23 200
|
Экипаж, чел |
4
|
Скорость, км/ч
|
|
- по шоссе |
38
|
- по проселку |
20
|
Запас хода, км
|
|
- на шоссе |
210
|
- на местности |
110
|
Емкость бензобака, л |
430
|
Длина, мм |
6 770
|
Ширина, мм |
2 950
|
Высота, мм |
2 220
|
Клиренс, мм |
400
|
Ширина гусеницы, мм |
400
|
Двигатель, фирма |
"Maybach"
|
Тип |
HL120TRM
|
Мощность, л.с. |
300
|
Орудие, тип |
StuK40
|
Калибр, мм |
75
|
Длина ствола, кал, |
48
|
Нач. скорость снаряда, м/с
|
|
- бронебойного |
750
|
- осколочного |
485
|
Боекомплект, выстр. |
63
|
Пулеметы, кол-во х тип*** |
1 x MG-34
|
Калибр, мм |
7,92
|
Боекомплект, патронов |
600
|
Бронирование, мм |
80-50
|
* - Длина САУ со стволом в 48 калибров
** - Некоторое количество StuG III ausf.Е получили орудие StuK lang со стволом в 40 калибров
*** - Штурмовые орудия и гаубицы StuG 40, StuG 42 поздних выпусков имели второй пулемет, спаренный с пушкой
Вперед > |
---|