Содержание |
---|
Штурмовое орудие "Штурмтигр" |
Штурмтигр. Продолжение |
Штурмовое орудие Sturmtiger
38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger;
"Штурмпанцер VI" (нем. Sturmpanzer VI).
Кроме истребителя танков "Ягдтигр", фирма "Хеншель" разработала в 1944 году на базе танка "Королевский тигр" Т-VIВ еще одну самоходную установку - штурмовое орудие "Штурмтигр". Установка предназначалась для выполнения специальных задач, таких как борьба с долговременными огневыми точками. Установка была вооружена заряжаемой с дула 380-мм мортирой, стреляющей снарядами весом 345 кг. Мортира устанавливалась в опорах боевой рубки, смонтированной в передней части танка. Рубка оснащалась механической лебедкой, лотком для заряжения мортиры и подъемным устройством для погрузки боеприпасов в машину. В ней также устанавливалась радиостанция, танковое переговорное устройство и приборы управления огнем. Самоходная установка имела сильное бронирование, очень большой вес и низкую маневренность. Она выпускалась малыми сериями до конца войны. Всего было выпущено 18 установок.
В годы 2-й Мировой войны Германия выпускала множество специализированных типов бронетехники, в том числе штурмовые танки. Эти машины использовались для поддержки действий пехоты в застроенной местности, а также для борьбы с укреплениями противника. Первой машиной этого класса стал "Sturminfanteriegeschuetz" 33, созданный на базе штурмового орудия "Sturmgeschuetz" III и вооруженный 150-мм тяжелой пехотной гаубицей 15 cm sIG 33. В 1942 году было построено 24 машины этого типа, которые участвовали в боях на Восточном фронте и большинстве своем были потеряны под Сталинградом. Следующим штурмовым танком стал "Sturmpanzer" IV "Brummbaer" (Sd.Kfz.166). "Brummbaer" был создан на базе танка PzKpfw IV и также вооружался 150-мм гаубицей. В период с 1943 по 1945 г.г немецкая армия получила 306 машин этого типа. Третьим, и самым тяжелым, штурмовым танком стал "Sturmtiger", принятый на вооружение 1944 году.
В начале мая 1942 года начались работы в рамках проекта "Sturmpanzer" "Ваеr" (штурмовой танк "Медведь"). Танк предполагалось вооружить 305-мм пушкой, размещенной в неподвижной рубке на шасси танка "Panzerkampfwagen" VI "Tiger". Новый танк должен был весить 120 тонн. На танк планировалось поставить 12-цилиндровый двигатель "Maybach" HL230Р30 мощностью 700 л.с., что позволило бы этому колоссу развивать скорость порядка 20 км/ч. Вооружение "Медведя" состояло из 305-мм пушки, закрепленной в маске. Предусматривалась только наводка в вертикальной плоскости, угол возвышения от 0 до 70 градусов, максимальная дальность огня 10500 м. Фугасный снаряд массой 350 кг содержал 50 кг взрывчатки. Длина "Медведя" достигала 8,2 м, ширина 4,1 м, высота 3,5 м. Броня располагалась под углом, ее толщина на бортах составляла 80-мм, а на лбу 130-мм. Экипаж 6 человек. Танк остался на стадии чертежей, но представлял собой первый шаг в сторону будущего "Штурмтигра".
Осенью 1942 года ожесточенные уличные бои в Сталинграде придали проекту тяжелого штурмового танка второе дыхание. К тому времени единственный штурмовой танк "Brummbaer" еще находился на стадии доводки. 5 августа 1943 года было решено установить на шасси танка PzKpfw VI "Tiger" 380-мм миномет. Первоначальные планы вооружить машину 210-мм гаубицей пришлось пересмотреть, так как необходимое орудие отсутствовало. Новая машина получила название "38 cm RW61 auf Sturm (panzer) Moeser Tiger", но также известна как "Sturmtiger", "Sturmpanzer" VI и "Tiger-Moeser". Наиболее известным из названий танка стало "Sturmtiger".
Новая машина имела силуэт, похожий на силуэт "Brummbaer", но создавалась на базе более тяжелого шасси и несла более тяжелое вооружение. Постройку прототипа поручили фирме "Alkett" в начале октября 1943 года. 20 октября 1943 года прототип уже продемонстрировали Гитлеру на полигоне в Арисе в Восточной Пруссии. Прототип был создан на базе танка "Tiger". Рубка была собрана из литых стальных плит. После испытаний машина получила рекомендацию к серийному производству. В апреле 1944 года было решено использовать для выпуска штурмовых танков корпуса поврежденных и списанных "Тигров", а не новые шасси. С августа по декабрь 1944 года на фирме "Alkett" собрали 18 "Штурмтигров". 10 было готово в сентябре, а 8 в декабре 1944 года. Планы предусматривали выпуск 10 машин в месяц, но достичь таких показателей так никогда и не удалось.
Серийные машины выпускались на базе шасси позднего типа, с цельнометаллическими опорными катками. Борта и ходовая часть остались без изменения, но лобовую броню корпуса частично срезали, чтобы установить угловатой формы рубку. Машина оснащалась стандартным 700-сильным двигателем "Maybach" HL230P45 и коробкой передач "Maybach OLVAR" OG 401216A (8 передач вперед и 4 назад). Запас хода 120 км, максимальная скорость 37,5 км/ч. Расход топлива 450 л на 100 км, емкость топливных баков 540 л. Габариты танка были несколько иными, чем у башенного варианта: длина 6,82 м ("Тигр" 8,45 м), ширина 3,70 м (3,70 м), высота 2,85 м/3,46 м с подъемным краном (2,93 м). Масса "Штурмтигра" достигала 65 тонн, тогда как башенный "Тигр" весил только 57 тонн. Рубка имела Толстые стены: 80-мм борта и 150-мм лоб. Рубки изготавливали на фирме "Brandenburger Eisenwerke". Фирма "Alkett" "реанимировала" подбитые "Тигры", а готовые машины поступали на склад в Берлине-Шпандау.
"Штурмтигр" был вооружен короткоствольным казнозарядным ракетометом "38 cm Raketenwerfer 61 L/5,4". Ракетомет вел огонь фугасными ракетами на дальность от 4600 до 6000 метров. Ракетомет оснащался телескопическим дальномером "РаК Zielfernrohr 3x8. Использовались ракеты двух типов: фугасные Raketen Sprenggranate 4581" (масса фугасного заряда 125 кг) и кумулятивные "Raketen Hohladungs-granate 4582". Кумулятивные ракеты могли пробивать слой железобетона толщиной 2,5 м.
Ракетомет был разработан фирмой "Rheinmetall-Borsing" из Дюссельдорфа, и первоначально предназначался для борьбы с подводными лодками. Ракетомет мог наводиться в горизонтальной плоскости на 10 градусов влево и вправо, а в вертикальной плоскости в секторе от 0 до 65 градусов (теоретически до 85 градусов). Отдача достигала величины 30-40 тонн.
Прототип | "Штурмтигр" в Кобленсе |
"Штурмтигр" в Кубинке | |
Наиболее интересной с конструктивной точки зрения была система отвода газов. Газы практически не попадали внутрь боевого отделения, но при выстреле в воздух поднималась туча пыли, что заставляло постоянно менять огневую позицию. Позднее ствол ракетомета уравновесили металлическими кольцами, что упростило наводку. "Штурмтигр" мог одним выстрелом разрушить любой дом, но его боекомплект составлял всего 14 выстрелов.
< Назад |
---|