Легкий танк М3 "Стюарт"
Light tank M3 Stuart.
Танк был создан в 1940 году на базе так называемого "кавалерийского" М1 и легкого М2А4. Боевая машина имела следующую компоновку: силовое отделение расположено в задней части корпуса, боевое отделение и отделение управления - в средней его части, трансмиссия и ведущие колеса находятся в носовой части. В ходовой части использованы 4 малых попарно сблокированных опорных катка на борт и подрессоренные направляющие колеса. Корпус и башня изготовлены из катаной листовой брони методом сварки и клепки.
Вооружение танка состояло из 37-мм пушки, спаренной с 7,62-мм пулеметом и трех 7,62-мм пулеметов, установленных в носовой части корпуса - двух в бортовых отсеках и одного рядом с водителем. Управление огнем из пушки и спаренного с ней пулемета осуществлялось с помощью телескопического прицела, механизмы наводки пушки были механическими. Кроме базовой модели М3, выпускались ее модификации М3А1 и М3А3. Они имели круглые башни без командирской башенки и оснащались системами стабилизации пушки в вертикальной плоскости. На выпущенной в 1942 году последней модификации М3А3 из трех носовых пулеметов сохранен лишь пулемет, установленный рядом с водителем. Корпус этой модификации уже был выполнен с рациональным наклоном броневых листов, при его изготовлении применялась в основном сварка. В машинах всех модификаций устанавливались радиостанции и переговорные устройства. Танки серии М3 использовались в качестве основного вооружения разведывательных подразделений. В 1943 году М3 был заменен в производстве танком М5. Всего было выпущено около 13,5 тысяч танков М3 всех модификаций.
Легкий танк М5 "Стюарт"
Light tank M5 Stuart.
Машина является дальнейшим развитием легкого танка М3А3. Так же, как и его предшественник, он вооружен 37-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, один 7,62-мм пулемет установлен в лобовом листе корпуса и еще один 7,62-мм пулемет смонтирован на крыше башни в качестве зенитного. Пушка имеет стабилизатор линии прицеливания в вертикальной плоскости. Танки серии М5 отличаются от М3 принципиально новой конструкцией силовой передачи, новой силовой установкой, состоящей из двух V-образных карбюраторных двигателей жидкостного охлаждения, новой конструкцией корпуса и башни, новыми приборами наблюдения, дублированным управлением поворотом башни. Новая конструкция корпуса и башни отличается увеличенным углом наклона лобового листа корпуса, увеличенной толщиной лобового листа, измененной конфигурацией кормы и увеличенной длиной башни. В отличие от М3 в крыше башни танков М5 установлены не призменные, а перископические приборы наблюдения. Промышленностью США выпускалась также модификация М5А1, которая оснащалась экранами для защиты гусениц, имела измененную конструкцию ниши башни для размещения радиостанции, аварийный люк в днище, а также измененную конструкцию крепления пушки. Танки М5 выпускались до 1944 года. Всего было изготовлено 6810 машин.
Легкий танк М22 "Локаст"
M22 Locust ("Саранча").
Для вооружения, прежде всего, отдельного авиадесантного батальона и танковых рот воздушно-десантных соединений был разработан и в 1944 году принят на вооружение так называемый "авиадесантный танк М22" - "Локаст". Он разработан на базе агрегатов и деталей легких танков М3. Неизменной осталась компоновка: отделение управления, трансмиссия и ведущие колеса находятся в передней части корпуса, боевое отделение - посередине, а силовая установка - в кормовой части.
В качестве силовой установки использован шестицилиндровый карбюраторный двигатель с горизонтальным расположением цилиндров. Это позволило значительно уменьшить высоту корпуса и всего танка. Башня с установленной 37-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом также имеет меньшие размеры, чем башня М3. Так же, как и в машине М3, ходовая часть "Локаст" включает 4 малых попарно сблокированных опорных катка на борт. Литые направляющие колеса большого диаметра имеют пружинный амортизатор и выполнены несущими. Используется резинометаллическая гусеница цевочного зацепления. Для транспортирования "Локаста" по воздуху башня его снималась и грузилась в фюзеляж самолета, а корпус подвешивался под фюзеляж. За годы войны таких танков было изготовлено около 800 единиц, большая часть из которых находилась на вооружении английской армии.
Легкий танк М24 "Чаффи"
Light tank M24, Chaffee.
Танк М24 начали выпускать в 1944 году. Он предназначался для использования в разведывательных подразделениях пехотных и бронетанковых дивизий, а также в воздушно-десантных войсках. Хотя в новой машине использовались отдельные агрегаты М3 и М5 (например, коробка передач и гидромуфта), по форме корпуса и башни, мощности вооружения, конструкции ходовой части танк М24 резко отличается от своих предшественников. Корпус и башня - сварные. Броневые листы примерно такой же толщины, как и установок серии М5, но расположены под значительно большими углами наклона к вертикали.
Для облегчения ремонта в полевых условиях листы кормовой части крыши корпуса выполнены съемными, а в верхнем лобовом листе сделан большой люк. В ходовой части использованы 5 опорных катков среднего диаметра на борт и индивидуальная торсионная подвеска. В башне устанавливалась 75-мм модифицированная авиационная пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Еще один 7,62-мм пулемет устанавливался в шаровой опоре в лобовом листе корпуса. На крыше башни монтировался 12,7-мм зенитный пулемет. Для повышения точности стрельбы из пушки устанавливался гироскопический стабилизатор типа "Вестингауз". В качестве средств связи использовались две радиостанции и танковое переговорное устройство. Танки М24 использовались на заключительном этапе Второй мировой войны, а в послевоенное время состояли на вооружении многих стран мира.