История появления немецких танков в Первой мировой войне
В годы Первой мировой немцы смогли создать 8 танковых рот,
но лишь три были оснащены отечественными машинами.
Явилось ли неожиданностью для руководства армии Германии появление на Сомме 15 сентября 1916 года британских танков? Оказывается, что нет - неожиданности не было, так как немцы смогли получить некоторые данные об английских разработках. Однако этой важной информации немецкие генералы не стали придавать нужного значения. Все же военное министерство в октябре 1916 года попыталось создать производство отечественных танков. И, если не учитывать "скромное" знакомство с английскими танками, то германским конструкторам пришлось все начинать с "нуля", впрочем, как и их английским, а также французским коллегам.
Тяжелый танк A7V (Sturmpanzerwagen A7V)
История создания танка
13 ноября 1916 года была создана техническая комиссия с целью организации и объединения работ по созданию германского танка. Возглавил ее руководитель 7-го отделения Общего управления Военного министерства генерал Фридрихс. 7-ое (транспортное) отделение Общего управления Военного министерства было образовано в октябре 1915 года, сокращенно именовалось A7V, выступило в роли заказчика немецких танков. В техническую комиссию вошли представители достаточно известных фирм, таких как "Опель" (Г. Вильгельм), "Даймлер" (К. Шипперт), NAG/AEG (директор Юнг).
Опытный танк A7VU
В то время (апрель 1917 года), когда собирали первый прототип танка Первой мировой войны A7V в Германии всесторонне испытали трофейные английские танки Mk IV. В итоге руководство потребовало спроектировать танк по английскому образцу, проект обозначили, как A7VU. Требовалось создать танк с гусеницами, которые охватывают корпус и той же моторно-трансмиссионной группой, что у танка A7V (использовалось шасси № 524 - более подробную информацию о номерах шасси немецких танков первой мировой вы сможете узнать из статьи "Тяжелый танк A7V"). Необходимо было достичь более высокой проходимости. 01.09.1917 года планировалось провести испытания переделанного шасси.
Легкий танк LK-I (Leichte Kampfwagen LK-I)
После того, как продемонстрировали макет немецкого танка Первой мировой войны A7V, командованием было предложено создать более тяжелые "сверхтанки". Это задание поручили Йозефу Фольмеру, но тот пришел к выводу, все же логичнее строить легкие машины, которые можно создавать быстрее и больше. Условиями быстрого создания и организации производства стало существование автомобильных агрегатов и в больших количествах. В военном ведомстве в то время было в наличии свыше 1000 различных автомашин с двигателями 40-60 л.с., которые признавались негодными для применения в вооруженных силах, те, которые назывались "пожирателями горючего и шин". Но при должном подходе можно было получить группы по 50 и более единиц и на этой основе создавать партии легких боевых машин, имеющих запас агрегатов и узлов.
Легкий танк LK-II (Leichte Kampfwagen LK-II)
Вскоре (после LK-I) началось проектирование танка LK-II. 13 июня были представлены модели LK-II и легкого танка Круппа. Оба проекта рекомендовали к дальнейшей разработке в пулеметном варианте с вращающейся башней. Чуть позже добавился и пушечный вариант LK-II. После того, как началась Амьенская операция союзников Крупп (хотя еще не был готов ни один реальный образец) получил срочный заказ на 65 танков. 2 октября в Мариенфельде были проведены испытания шасси конкурирующих машин. В результате заказ фирме "Крупп" аннулировали. Выбор пал на танк LK-II. Планировалось уже в декабре выпустить первые 10 машин, а с апреля 1919 года довести этот показатель до 200 в месяц. И лишь треть танков должна была быть пулеметными, а две трети пушечными.
Сверхтяжелый танк "Колоссаль" (К-Wagen)
В 1918 году Джулио Дуэ (Giulio Douhet; 1869-1930) - итальянский военный теоретик, дивизионный генерал (в 20-х гг. начальник ВВС Италии) - опубликовал фантастическое произведение "Крылатая победа", в котором на вооружении у Германии были сверхтанки - "колоссальные танки Круппа". Эти гигантские танки хоть и не обладали большой скоростью (4 км/ч), весили 4000 тонн, имели 6 дизелей по 3000 л. с. и вели огонь зажигательной жидкостью, но управлялись небольшим экипажем, в который входили 2 (!) человека. Фантасика Дж. Дуэ таковой и остается, Германия вовсе не собиралась создавать подобных монстров, однако, идея сверхтяжелого танка все же нашла свое воплощение.
Танки LK-III и "Oberschlesien", и другие проекты Германии Первой мировой войны
Немецкий танк Первой мировой войны A7V имел свои плюсы и минусы, но для командования его конструкция была неудовлетворительной. Впрочем, требования к танкам готово был пересмотреть и Военное министерство, что вызвало в 1918 году появление новых проектов - легких боевых машин и тяжелых штурмовых танков. Например, 23.06.1918 года фирмой "Крупп" был представлен проект "малого штурмового танка", вооруженного пулеметом и 57-мм пушкой, который уступал в проходимости танкам LK-I и LK-II (в тот период только разрабатывался), и потому был отклонен. Более перспективный проект легкого танка появился перед окончанием первой мировой войны. Ведь конструкция танков LK (Leichte Kampfwagen) явилась своего рода компромиссом между желанием создать эффективный боевой танк и необходимостью максимально использовать уже имеющиеся шасси автомобилей.
Броневик Ehrhardt BAK (Ballon-Abwehr Kanone)
Первая модель броневика была построена в единственном экземпляре.
Армии практически всех ведущих европейских стран в начале 20-го века начали проводить эксперименты с применением блиндированных автомобилей. В 1905 году прусская армия впервые ознакомилась с построенным в Австрии полноприводным броневиком Daimler, чья конструкция была прогрессивной, но дорогостоящей. И немецкое командование, не проявив к нему интереса, все же заказало у компании "Даймлер" достаточно примитивную бронемашину на шасси легкового автомобиля "Мерседес" с целью проведения войсковых испытаний. В тот же период немецкий конструктор Генрих Эрхардт (Heinrich Ehrhardt) представил военным легкую пушку "Рейнметалл" (Rheinmetall), установленную на шасси "Эрхардт-Дековиль" (Ehrhardt-Decauville), которая предназначалась для борьбы с аэростатами.
Ehrhardt E-V/4 Straßenpanzerwagen
"Эрхардт" E-V/4 - пулеметный бронеавтомобиль (Straßenpanzerwagen - дорожный бронированный автомобиль) Германской империи и Веймарской республики, применялся в боях на Восточном фронте и для поддержания порядка в самой Германии. Ehrhardt E/V-4 являлись одними из лучших бронеавтомобилей, серийно строившихся в Германии во время Первой мировой войны, по мнению современников, это был очень удачный и мощный броневик. Один из бронеавтомобилей "Эрхардта" образца 1917 года был захвачен РККА в 1918 году, воевал на Украине. Существует фото E/V-4 образца 1915 года, захваченного Донской армией 16 сентября 1918 года в деревне Варламовка.