Танки LK-III и "Oberschlesien", и другие проекты Германии Первой мировой войны
Немецкий танк Первой мировой войны A7V имел свои плюсы и минусы, но для командования его конструкция была неудовлетворительной. Впрочем, требования к танкам готово был пересмотреть и Военное министерство, что вызвало в 1918 году появление новых проектов - легких боевых машин и тяжелых штурмовых танков. Например, 23.06.1918 года фирмой "Крупп" был представлен проект "малого штурмового танка", вооруженного пулеметом и 57-мм пушкой, который уступал в проходимости танкам LK-I и LK-II (в тот период только разрабатывался), и потому был отклонен. Более перспективный проект легкого танка появился перед окончанием первой мировой войны. Ведь конструкция танков LK (Leichte Kampfwagen) явилась своего рода компромиссом между желанием создать эффективный боевой танк и необходимостью максимально использовать уже имеющиеся шасси автомобилей.
Проектирование машины, получившей обозначение LK-III, с более рациональной компоновкой, началось еще до окончания постройки легкого танка LK-II. В танке LK-III двигатель разместили в кормовой части, а боевое отделение и отделения управления сместили вперед; схема же управления и гусеничное шасси были, как и у Leichter Kampfwagen-II. Двигатель должен был крепиться в трех точках на приливах картера коробки передач или особой раме и помещался над трансмиссией и коробкой передач. Радиатор с вентилятором устанавливался вертикально впереди двигателя на той же раме. Следовательно, была обеспечена жесткая связь (при любых колебаниях и изгибах шасси) двигателя с трубопроводами радиатора. Вал главного сцепления соединялся с ведущим валом зубчатой или цепной передачей, укрытой в переднем вертикальном приливе картера коробки передач. Удлиненный конец вала сцепления соединялся с, выведенной в боевое отделение, пусковой рукояткой. Один пулемет или орудие устанавливались во вращающейся башне.
Схема моторно-трансмиссионной группы танка LK-III
(нажмите на изображение для увеличения)
1 - двигатель, 2 - радиатор, 3 - подмоторная рама, 4 - вал главного сцепления, 5 - коробка передач, 6 - приводной вал, 7 - картер бортового редуктора, 8 - пусковая рукоятка
Французский легкий танк "Рено" FT-17 появился на один год раньше и легко заметить, что германский LK-III строился по той же компоновочной схеме, которая позже стала называться "классической". В первой мировой войне германские войска встретились с танками "Рено" FT в мае 1918 года и проектирование танка LK-III явно велось под их влиянием, хотя Р. Крюгер говорил: "В Германии неприятельские формы .. малых танков были совершенно неизвестны".
Но все же германские конструкторы успели оценить преимущества классической компоновки и смогли быстро в нее "вписать" уже разработанную машину. Также планировалось установить на танк LK-III радиостанцию, но дело так и не дошло до изготовления натурного образца.
Тяжелые штурмовые танки
"Не гений маршала Фоша победил нас, а генерал Танк"
(германский генерал Цвель).
В середине 1918 года фирмой "Обершлезише Хуттенверке" был представлен проект "Oberschlesien" ("Верхняя Силезия"), который заслуживает особого внимания.

Танк имел компоновку с передним расположением отделения управления, средним - боевого, задним - двигательного. 57-мм пушка (основное вооружение) размещалась во вращающейся, с командирским куполом, цилиндрической башне, два пулемета находились в передней и задней малых башнях. Вес танка планировался 20 тонн, и двигатель AS3 "Аргус" (авиационного типа) обеспечил бы удельную мощность 9 л. с./т. Запас топлива был в два раза больше, чем у танка первой мировой войны A7V и составлял 1000 л. Среднее положение ведущего колеса - являлось особенностью ходовой части - оно входило в зацепление с верхней ветвью гусеницы и прикрывалось броней.
| Sturmpanzerwagen "Oberschlesien" | |
![]() |
![]() |
| 1 - посадочные люки, 2 - ведущее колесо, 3 - двигатель, 4 - коробка передач, 5 - тормоз, 6 - 57-мм пушка, 7 - пулеметы MG.08 | |
| Нажмите на изображение для увеличения | |
Такой многозначительный проект привлек внимание Ставки, которая распорядилась 5 октября построить два опытных образца. Через неделю, чтобы ускорить процесс, было принято решение строить Sturmpanzerwagen "Oberschlesien II" на шасси с задним ведущим колесом типа "Холт-Катерпиллер", но этого так и не удалось сделать, это был еще один нереализованный проект.

| Модели танка Sturmpanzerwagen "Oberschlesien" | |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
| Нажмите на изображение для увеличения | |
Тактико-технические характеристики тяжелого штурмового танка "Обершлезиен" (Sturmpanzerwagen "Oberschlesien")
| Боевая масса, т | 19 |
| Экипаж, чел. | 5 |
| Габаритные размеры, мм | |
| длина | 6700 |
| ширина | 2340 |
| высота | 2965 |
| клиренс | 600 |
| Броня, мм: | |
| лоб, борт и корма | 14 |
| крыша и днище | 8 |
| Вооружение | 57-мм пушка и два 7,92-мм пулемета MG.08 |
| Двигатель | "Аргус" AS3, карбюраторный, мощность 180 л. с. при 1400 об/мин |
| Скорость по шоссе, км/ч | 16 |
В октябре 1918 года были представлены другие проекты - "пехотный" танк "Гессен-Кассель" фирмы "Вегман", "тяжелый штурмовой" танк "Ганновер" Л. Элерса, также упоминается проект фирмы "Бенц-Браунер" - танк "Хорьх". Подводя небольшой итог, можно вспомнить, что Германия в Первой мировой войне за 1917-18 годы построила всего 20 серийных танков A7V, и плюс несколько опытных танков. Если сравнить, то выпуск танков в 1916-1918 годах составил:
- Франция - 800 средних и 3177 легких танков
- Великобритания - 1615 тяжелых, 200 средних и 35 специальных танков
Хронология работ над танками в Германии в 1916-1918 гг.
Легкие
|
Легкие танки
|
|
| 1916 год ноябрь декабрь |
|
| 1917 год январь |
|
| февраль март |
|
| апрель |
Проект легкого танка Круппа
|
| май |
|
| сентябрь |
Представление проекта LK
|
| ноябрь декабрь |
|
| 1918 год январь февраль |
Разрешение на постройку LK-I
|
| март апрель |
Испытания танка LK-I
Задание на разработку LK-II |
| июнь июль |
Демонстрация макетов LK-II и легкого танка Круппа
|
| август |
|
| сентябрь |
|
| октябрь |
Испытания легких танков
Решение о выпуске LK-II |
| декабрь |
|
Тяжелые
|
Тяжелые танки
|
|
| 1916 год ноябрь декабрь |
Создание комиссии A7V
Представление проекта |
| 1917 год январь |
Демонстрация макета
Проект заказа на 100 шасси |
| февраль март |
|
| апрель |
Демонстрация прототипа A7V
|
| май |
Демонстрация прототипа A7V
Главному командованию |
| сентябрь |
|
| ноябрь декабрь |
Постройка первого танка A7V
Заказ на шасси A7V |
| 1918 год январь февраль |
Первое штурмовое отделение
|
| март апрель |
Первый выход в бой A7V
Бой у Виллер-Бретоне |
| июнь июль |
|
| август |
|
| сентябрь |
Прекращение работ по A7VU
|
| октябрь |
Последний выход в бой A7V
|
| декабрь |
Начало уничтожения A7V
|
Сверхтяжелые
|
Сверхтяжелые танки
|
|
| 1916 год ноябрь декабрь |
|
| 1917 год январь |
|
| февраль март |
Задание на разработку
|
| апрель |
|
| май |
Утверждение проекта "К"
|
| сентябрь |
|
| ноябрь декабрь |
|
| 1918 год январь февраль |
|
| март апрель |
Танк "Колоссаль" -
начало постройки |
| июнь июль |
|
| август |
|
| сентябрь |
|
| октябрь |
|
| декабрь |
|
Опытные
|
Опытные и проекты
|
|
| 1916 год ноябрь декабрь |
|
| 1917 год январь |
|
| февраль март |
"Треффасваген"
|
| апрель |
Задание на разработку танка A7VU
|
| май |
|
| сентябрь |
|
| ноябрь декабрь |
|
| 1918 год январь февраль |
|
| март апрель |
|
| июнь июль |
Проект "Обершлезиен"
Испытания A7VU |
| август |
Проект "малого штурмового танка Круппа"
|
| сентябрь |
|
| октябрь |
Решение о постройке
"Обершлезиен II" Проекты LK-III, "Ганновер", "Гессен-Кассель" |
| декабрь |
|
В годы Первой мировой войны Франция, Великобритания и Германия положили начало своему танкостроению. Германия, хоть и была наименее удачливой и последней в списке по производству танков, но смогла извлечь из опыта войны более ценные и глубокие выводы в отношении танков и противотанковой обороны, впрочем, так часто бывает с проигравшей стороной. Наибольшую службу немцам сослужил тактический опыт, который свидетельствовал об основных принципах применения танков и их боевой роли.
Мирный договор был подписан в Версале 28.06.1919 года, на его основании немцам запрещалось иметь танки, а более точно - запрещались: "производство и ввоз в Германию броневиков, танков или всякого рода других подобных машин, могущих служить для военных целей" (статья 171). Но соблюдался ли этот запрет? - вопрос риторический.
| < Назад | Вперед > |
|---|






