Сверхтяжелый танк "Колоссаль" (К-Wagen)
В 1918 году Джулио Дуэ (Giulio Douhet; 1869-1930) - итальянский военный теоретик, дивизионный генерал (в 20-х гг. начальник ВВС Италии) - опубликовал фантастическое произведение "Крылатая победа", в котором на вооружении у Германии были сверхтанки - "колоссальные танки Круппа". Эти гигантские танки хоть и не обладали большой скоростью (4 км/ч), весили 4000 тонн, имели 6 дизелей по 3000 л. с. и вели огонь зажигательной жидкостью, но управлялись небольшим экипажем, в который входили 2 (!) человека. Фантасика Дж. Дуэ таковой и остается, Германия вовсе не собиралась создавать подобных монстров, однако, идея сверхтяжелого танка все же нашла свое воплощение.
Ставка Главного командования в конце 1917 года выдала требования на "сверхтанк" весом до 150 тонн. От Инспекции автомобильных войск Й. Фольмер получил соответствующее задание. 28 июня 1917 года Военным министерством был утвержден проект "К-Wagen" (Kolossal-Wagen, Kolossal или K).
Танки K-Wagen, Mark VIII Liberty и Fiat 2000 |
|
|
|
Нажмите на любое изображение танка, чтобы увеличить |
Предположительно танк "Колоссаль" должен был иметь:
- броню 30-мм;
- 18 человек в экипаже;
- две или четыре пушки калибра 50-77 мм;
- 2 двигателя по 200-300 л.с.;
- 4 пулемета;
- 2 огнемета;
- возможность преодолевать ров до 4 метров.
Сверхтяжелый танк "Колоссаль" |
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Срок разработки и создания первого образца был сокращен до восьми месяцев, хотя вначале был отведен один год. Программа выглядела весьма впечатляюще: постройка ста танков "Kolossal-Wagen" при первоначальном заказе на 10. Не менее 500000 рейхсмарок была расчетная стоимость одного "К-Wagen". Но большинство деталей и узлов необходимо было создать заново, т.е. перед конструкторами стояла довольно сложная задача.
В целом схема танка "Kolossal" была позаимствована у англичан:
- гусеницы охватывали корпус
- вооружение ( 4 пушки и пулеметы) устанавливалось в бортовых амбразурах и широких спонсонах
|
A7V
|
Gewicht (t) |
30
|
Länge (mm) |
7.350
|
Breite |
3.050
|
Höhe |
3.300
|
Bodenfreiheit |
200
|
Motor |
Daimler
|
PS |
2x100
|
Geschw. (km/h) |
10
|
Kraftstoff (1) |
500
|
Fahrbereich (km) |
35
|
Besatzung |
18
|
Bewaffnung |
|
Kanone (Kal/Mun) |
5,7/180
|
MG (Anzahl) |
6
|
|
K-Wagen
|
Gewicht (t) |
150
|
Länge (mm) |
12.700
|
Breite |
6.000
|
Höhe |
3.000
|
Bodenfreiheit |
|
Motor |
Daimler
|
PS |
2x650
|
Geschw. (km/h) |
7,5
|
Kraftstoff (1) |
3.000
|
Fahrbereich (km) |
k.A.
|
Besatzung |
22
|
Bewaffnung |
|
Kanone (Kal/Mun) |
4x7,7/8000
|
MG (Anzahl) |
7
|
|
LK II (Kanone)
|
Gewicht (t) |
8,5
|
Länge (mm) |
5.080
|
Breite |
1.950
|
Höhe |
2.675
|
Bodenfreiheit |
400
|
Motor |
Diverse
|
PS |
40-60
|
Geschw. (km/h) |
14
|
Kraftstoff (1) |
150
|
Fahrbereich (km) |
70
|
Besatzung |
3
|
Bewaffnung |
|
Kanone (Kal/Mun) |
3,7/100
|
MG (Anzahl) |
0
|
|
Oberschlesien I
|
Gewicht (t) |
19
|
Länge (mm) |
6.700
|
Breite |
2.340
|
Höhe |
2.965
|
Bodenfreiheit |
600
|
Motor |
Argus
|
PS |
180
|
Geschw. (km/h) |
16
|
Kraftstoff (1) |
1.000
|
Fahrbereich (km) |
k.A.
|
Besatzung |
5
|
Bewaffnung |
|
Kanone (Kal/Mun) |
5,7/k.A.
|
MG (Anzahl) |
2
|
Аналогично немецкому опытному танку первой мировой войны A7VU на танке "Колоссаль" было взаимное расположение отделений: моторно-трансмиссионное - позади, отделения управления и боевое - впереди. Причем моторно-трансмиссионное и боевое отделение без спонсонов занимали приблизительно равный объем корпуса. 22 человека - это опять рекордный экипаж. Два водителя находились в отделении управления. Цилиндрическая рубка управления (башенка) со смотровыми щелями по периметру и люком в крыше была смонтирована на крыше танка в передней части. Для командира танка и офицера-артиллериста была предназначена рубка.
Схема компоновки танка "Kolossal"
Нажмите на изображение для увеличения
Из (крепившихся к каркасу заклепками и болтами) больших катаных листов собирали корпус танка "Kolossal-Wagen". Съемные спонсоны имели сложную в плане форму. В скошенных передней и задней стенках части спонсона были орудийные амбразуры, в которые устанавливалась 77-мм капонирная пушка с полуавтоматическим затвором. Качающаяся часть орудия крепилась на поворотной тумбе с полуцилиндрическим щитом и ограждением казенной части. Сиденье наводчика находилось слева от ограждения. Для наводки он использовал телескопический прицел и соосные маховики. Установка пулемета MG.08 располагалась в передней стенке спонсона у угла.Такие же пулеметные установки находились в бортах и лобовом листе отделения управления, в узкой задней части спонсона. Механики, основной обязанностью которых являлось наблюдение за состоянием двигателя и трансмиссии, должны были вести огонь из задних пулеметов. Танк "Колоссаль" мог сосредоточить огонь примерно равной плотности любом направлении, т.е. установка вооружения отвечала все тому же требованию кругового обстрела.
Однако, исходя из проектного веса танка нужно было искать более мощные двигатели. Были выбраны два мотора "Даймлер" по 650 л. с. для моторной группы. На крышу в задней части корпуса были выведены радиаторы и выхлопные трубы с глушителями. 3000 литров - таков был запас топлива. Ходовая часть отличалась оригинальностью конструкции - катки с ребордами по типу железнодорожных крепились к тракам гусениц, не к корпусу танка "К-Wagen". По бокам корпус был охвачен рельсовыми направляющими, по которым и "обкатывались" гусеницы. С помощью болтов и заклепок собирались траки. Ведущее колесо - заднего расположения. Бронекрышей, переходившей в изогнутые бронеэкраны, прикрывались верхние ветви гусениц с передними и задними нисходящими ветвями.
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Танк "Kolossal" планировали обеспечить средствами связи, перед двигательным отсеком было место радиста. При транспортировке по железной дороге танк мог быть разобран на 15-20 частей. Но довольно сложно предположить, как планировалось применять "Kolossal-Wagen" в первой мировой войне. Вероятно, командиры верили в реализацию идеи, существовавшую тогда во всех армиях - прорыв фронта в нескольких местах при помощи подвижных крепостей. Но увы - 18.11.1917 года танк "Колоссаль" был признан Опытным отделением Инспекции автомобильных войск пригодным только для позиционной войны. Ведь мертвое пространство (и не малое) в поле обзора из рубки управления было терпимо только для "позиционного" танка, а по вооружению танк "К-Wagen" представлял собой, установленные в одном "подвижном форте", артиллерийскую и пулеметную батареи.
Постройка танков "K-Wagen" на заводе "Рибе" |
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Контракты на постройку пяти "К-Wagen" был заключен с заводом "Рибе" в Берлин-Вайсензее, на другие пять танков - с "Вагонфабрик Вегман" в Касселе. Постройка танков "Колоссаль" была начата в апреле 1918 года. В конце Первой мировой войны на заводе в Берлин-Вайсензее один танк был почти достроен, для второго были готовы комплект основных агрегатов и узлов (кроме двигателей) и бронекорпус. Но Германия проиграла войну и был заключен Версальский мир. Через четветрть века уже в фашистской Германии были построены два самых тяжелых танка "Маус" (180 тонн), которые тоже не приняли участия в боях.
Тактико-технические характеристики сверхтяжелого танка "Колоссаль"
Боевая масса, т |
150
|
Экипаж, чел. |
22
|
Габаритные размеры, мм
|
длина |
12800
|
ширина |
5900
|
высота |
3300
|
клиренс |
390
|
Броня, мм: лоб, борт |
30
|
Вооружение |
четыре 77-мм капонирные пушки и шесть-семь 7,92-мм пулеметов MG.08
|
Двигатель |
"Даймлер", 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, два мощностью по 650 л. с.
|
Скорость по шоссе, км/ч |
7,5
|
Запас хода, км |
...
|