Сверхтяжелый танк "Колоссаль" (К-Wagen)
В 1918 году Джулио Дуэ (Giulio Douhet; 1869-1930) - итальянский военный теоретик, дивизионный генерал (в 20-х гг. начальник ВВС Италии) - опубликовал фантастическое произведение "Крылатая победа", в котором на вооружении у Германии были сверхтанки - "колоссальные танки Круппа". Эти гигантские танки хоть и не обладали большой скоростью (4 км/ч), весили 4000 тонн, имели 6 дизелей по 3000 л. с. и вели огонь зажигательной жидкостью, но управлялись небольшим экипажем, в который входили 2 (!) человека. Фантасика Дж. Дуэ таковой и остается, Германия вовсе не собиралась создавать подобных монстров, однако, идея сверхтяжелого танка все же нашла свое воплощение.
![Сверхтяжелый танк Немецкий танк](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-kolossal/k-wagen-02.jpg)
Ставка Главного командования в конце 1917 года выдала требования на "сверхтанк" весом до 150 тонн. От Инспекции автомобильных войск Й. Фольмер получил соответствующее задание. 28 июня 1917 года Военным министерством был утвержден проект "К-Wagen" (Kolossal-Wagen, Kolossal или K).
Танки K-Wagen, Mark VIII Liberty и Fiat 2000 |
![K-Wagen Танк "Колоссаль"](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-kolossal/k-wagen-04.jpg) |
![Mark VIII Liberty Английский танк](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-kolossal/k-wagen-05.jpg) |
![Fiat 2000 Танк первой мировой войны](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-kolossal/k-wagen-06.jpg) |
Нажмите на любое изображение танка, чтобы увеличить |
Предположительно танк "Колоссаль" должен был иметь:
- броню 30-мм;
- 18 человек в экипаже;
- две или четыре пушки калибра 50-77 мм;
- 2 двигателя по 200-300 л.с.;
- 4 пулемета;
- 2 огнемета;
- возможность преодолевать ров до 4 метров.
Сверхтяжелый танк "Колоссаль" |
![Сверхтяжелый танк "Колоссаль" Танк "К"](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-kolossal/k-wagen-07.jpg) |
![Танк "К" Сверхтяжелый танк "Колоссаль"](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-kolossal/k-wagen-08.jpg) |
Нажмите на изображение для увеличения |
Срок разработки и создания первого образца был сокращен до восьми месяцев, хотя вначале был отведен один год. Программа выглядела весьма впечатляюще: постройка ста танков "Kolossal-Wagen" при первоначальном заказе на 10. Не менее 500000 рейхсмарок была расчетная стоимость одного "К-Wagen". Но большинство деталей и узлов необходимо было создать заново, т.е. перед конструкторами стояла довольно сложная задача.
В целом схема танка "Kolossal" была позаимствована у англичан:
- гусеницы охватывали корпус
- вооружение ( 4 пушки и пулеметы) устанавливалось в бортовых амбразурах и широких спонсонах
|
A7V
|
Gewicht (t) |
30
|
Länge (mm) |
7.350
|
Breite |
3.050
|
Höhe |
3.300
|
Bodenfreiheit |
200
|
Motor |
Daimler
|
PS |
2x100
|
Geschw. (km/h) |
10
|
Kraftstoff (1) |
500
|
Fahrbereich (km) |
35
|
Besatzung |
18
|
Bewaffnung |
|
Kanone (Kal/Mun) |
5,7/180
|
MG (Anzahl) |
6
|
|
K-Wagen
|
Gewicht (t) |
150
|
Länge (mm) |
12.700
|
Breite |
6.000
|
Höhe |
3.000
|
Bodenfreiheit |
|
Motor |
Daimler
|
PS |
2x650
|
Geschw. (km/h) |
7,5
|
Kraftstoff (1) |
3.000
|
Fahrbereich (km) |
k.A.
|
Besatzung |
22
|
Bewaffnung |
|
Kanone (Kal/Mun) |
4x7,7/8000
|
MG (Anzahl) |
7
|
|
LK II (Kanone)
|
Gewicht (t) |
8,5
|
Länge (mm) |
5.080
|
Breite |
1.950
|
Höhe |
2.675
|
Bodenfreiheit |
400
|
Motor |
Diverse
|
PS |
40-60
|
Geschw. (km/h) |
14
|
Kraftstoff (1) |
150
|
Fahrbereich (km) |
70
|
Besatzung |
3
|
Bewaffnung |
|
Kanone (Kal/Mun) |
3,7/100
|
MG (Anzahl) |
0
|
|
Oberschlesien I
|
Gewicht (t) |
19
|
Länge (mm) |
6.700
|
Breite |
2.340
|
Höhe |
2.965
|
Bodenfreiheit |
600
|
Motor |
Argus
|
PS |
180
|
Geschw. (km/h) |
16
|
Kraftstoff (1) |
1.000
|
Fahrbereich (km) |
k.A.
|
Besatzung |
5
|
Bewaffnung |
|
Kanone (Kal/Mun) |
5,7/k.A.
|
MG (Anzahl) |
2
|
Аналогично немецкому опытному танку первой мировой войны A7VU на танке "Колоссаль" было взаимное расположение отделений: моторно-трансмиссионное - позади, отделения управления и боевое - впереди. Причем моторно-трансмиссионное и боевое отделение без спонсонов занимали приблизительно равный объем корпуса. 22 человека - это опять рекордный экипаж. Два водителя находились в отделении управления. Цилиндрическая рубка управления (башенка) со смотровыми щелями по периметру и люком в крыше была смонтирована на крыше танка в передней части. Для командира танка и офицера-артиллериста была предназначена рубка.
Схема компоновки танка "Kolossal"
![Схема компоновки танка "K-Wagen" "Kolossal"](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-kolossal/k-wagen-09.jpg)
Нажмите на изображение для увеличения
Из (крепившихся к каркасу заклепками и болтами) больших катаных листов собирали корпус танка "Kolossal-Wagen". Съемные спонсоны имели сложную в плане форму. В скошенных передней и задней стенках части спонсона были орудийные амбразуры, в которые устанавливалась 77-мм капонирная пушка с полуавтоматическим затвором. Качающаяся часть орудия крепилась на поворотной тумбе с полуцилиндрическим щитом и ограждением казенной части. Сиденье наводчика находилось слева от ограждения. Для наводки он использовал телескопический прицел и соосные маховики. Установка пулемета MG.08 располагалась в передней стенке спонсона у угла.Такие же пулеметные установки находились в бортах и лобовом листе отделения управления, в узкой задней части спонсона. Механики, основной обязанностью которых являлось наблюдение за состоянием двигателя и трансмиссии, должны были вести огонь из задних пулеметов. Танк "Колоссаль" мог сосредоточить огонь примерно равной плотности любом направлении, т.е. установка вооружения отвечала все тому же требованию кругового обстрела.
!["Колоссаль" Танк "К"](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-kolossal/k-wagen-10.jpg)
Однако, исходя из проектного веса танка нужно было искать более мощные двигатели. Были выбраны два мотора "Даймлер" по 650 л. с. для моторной группы. На крышу в задней части корпуса были выведены радиаторы и выхлопные трубы с глушителями. 3000 литров - таков был запас топлива. Ходовая часть отличалась оригинальностью конструкции - катки с ребордами по типу железнодорожных крепились к тракам гусениц, не к корпусу танка "К-Wagen". По бокам корпус был охвачен рельсовыми направляющими, по которым и "обкатывались" гусеницы. С помощью болтов и заклепок собирались траки. Ведущее колесо - заднего расположения. Бронекрышей, переходившей в изогнутые бронеэкраны, прикрывались верхние ветви гусениц с передними и задними нисходящими ветвями.
![Танк "К" Сверхтяжелый танк](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-kolossal/k-wagen-11.jpg) |
!["К-Wagen" Танк "К"](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-kolossal/k-wagen-12.jpg) |
Нажмите на изображение для увеличения |
Танк "Kolossal" планировали обеспечить средствами связи, перед двигательным отсеком было место радиста. При транспортировке по железной дороге танк мог быть разобран на 15-20 частей. Но довольно сложно предположить, как планировалось применять "Kolossal-Wagen" в первой мировой войне. Вероятно, командиры верили в реализацию идеи, существовавшую тогда во всех армиях - прорыв фронта в нескольких местах при помощи подвижных крепостей. Но увы - 18.11.1917 года танк "Колоссаль" был признан Опытным отделением Инспекции автомобильных войск пригодным только для позиционной войны. Ведь мертвое пространство (и не малое) в поле обзора из рубки управления было терпимо только для "позиционного" танка, а по вооружению танк "К-Wagen" представлял собой, установленные в одном "подвижном форте", артиллерийскую и пулеметную батареи.
Постройка танков "K-Wagen" на заводе "Рибе" |
![Постройка танков "K-Wagen" на заводе "Рибе" Производство танков](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-kolossal/k-wagen-13.jpg) |
![Постройка танков "K-Wagen" Танк "Kолоссаль"](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-kolossal/k-wagen-14.jpg) |
Нажмите на изображение для увеличения |
Контракты на постройку пяти "К-Wagen" был заключен с заводом "Рибе" в Берлин-Вайсензее, на другие пять танков - с "Вагонфабрик Вегман" в Касселе. Постройка танков "Колоссаль" была начата в апреле 1918 года. В конце Первой мировой войны на заводе в Берлин-Вайсензее один танк был почти достроен, для второго были готовы комплект основных агрегатов и узлов (кроме двигателей) и бронекорпус. Но Германия проиграла войну и был заключен Версальский мир. Через четветрть века уже в фашистской Германии были построены два самых тяжелых танка "Маус" (180 тонн), которые тоже не приняли участия в боях.
Тактико-технические характеристики сверхтяжелого танка "Колоссаль"
Боевая масса, т |
150
|
Экипаж, чел. |
22
|
Габаритные размеры, мм
|
длина |
12800
|
ширина |
5900
|
высота |
3300
|
клиренс |
390
|
Броня, мм: лоб, борт |
30
|
Вооружение |
четыре 77-мм капонирные пушки и шесть-семь 7,92-мм пулеметов MG.08
|
Двигатель |
"Даймлер", 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, два мощностью по 650 л. с.
|
Скорость по шоссе, км/ч |
7,5
|
Запас хода, км |
...
|