Самый массовый танк Первой мировой войны
27 лет на боевой службе.
В декабре 1915 года полковник Этьен (Jean-Baptiste Eugène Estienne), которого на родине называли Père des Chars ("Отец танков"), обратился к Луи Рено (Louis Renault) с предложением делать танки, но получил отказ. Хотя в итоге Луи Рено за это дело все же взялся. 30 декабря 1916 года фирма Луи Рено изготовила опытный образец и предоставила его Консультативному комитету штурмовой артиллерии на всесторонние испытания. Членам комитета новинка не понравилась, машину долго критиковали. Отмечалось, что танк слишком мал и тесен, что центр тяжести смещен не туда, куда нужно, что из-за небольшого веса он будет не в состоянии разрывать проволочные заграждения, а всего один член экипажа в башне - обслуживать установленный в ней пулемет. От фирмы требовали посадить в башню минимум двух человек. Но на это нужно было время, которого не было, поэтому новый танк все же приняли на вооружение.
Танк "Рено" FT
Продольный разрез и разрез в плане первого варианта | |
Нажмите на изображение для увеличения |
Заказали 100 машин, причем на части из них Этьен (Жан-Батист Эжен Этьен) предложил заменить 8-мм пулемет Гочкиса на 37-мм пушку Пюто, а также сделать специальные средства связи между подразделениями и в качестве командирской машины. Количество заказанных танков продолжало расти, и справиться с их выполнением фирма "Рено" не могла. Привлекли к производству другие предприятия, а первые танки "Рено" начали поступать во французскую армию уже в марте 1918 года, а всего до конца Первой мировой войны их было выпущено 3177 в нескольких вариантах.
Компоновка Рено FT-17.
Корпус достаточно простой формы собирался на каркасе из уголков и фасонных деталей при помощи заклепок. Ходовая часть состояла из отдельных тележек с катками малого диаметра, сблокированных на листовых рессорах. Поддерживающие катки подрессоривались спиральной пружиной, что обеспечивало постоянное натяжение гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее, сделанное из дерева с металлическим ободом, спереди. Для повышения проходимости через рвы и окопы танк имел съемный хвост, крепившийся на оси в задней части корпуса, что позволяло закидывать его на нишу моторного отделения. При этом он не мешал транспортировке танка по железной дороге и в тоже время на марше, если хвост был откинут, на нем могли располагаться 2-3 пехотинца и груз.
Карбюраторный двигатель танка заводился при помощи специальной рукоятки и снаружи, и изнутри. Управление осуществлялось отключением и торможением действующей гусеницы при помощи механической коробки передач, имевшей четыре скорости вперед и одну назад. Для входа в танк служил носовой трехстворчатый люк, а в задней части башни был устроен аварийный люк, служивший также для загрузки боеприпасов. Водитель сидел спереди и мог вести наблюдение через три смотровые щели, стрелок в башне мог стоять или сидеть в брезентовой петле, которую позже заменили на регулируемое по высоте сиденье, и имел для наблюдений грибовидный откидывающийся колпак для вентиляции, оборудованный пятью смотровыми щелями. Рено впервые поставил на свой танк цельнолитую башню с броней толщиной 22 мм, хотя параллельно выпускались и восьмигранные клепаные башни на каркасе из уголков. Через некоторое время выяснилось, что плоские листы брони на этих башнях толщиной 16 мм обладают даже лучшей пулестойкостью, нежели броня на литых башнях, но так как литая башня была дешевле для массового производства, то ее выпуск был продолжен, а уже в 30-е годы французская промышленность начала выпуск танков только лишь из одних литых деталей.
Нажмите на изображение для увеличения
Боевые качества танка "Рено" могли быть и выше. Тем не менее легкие танки "Рено" зарекомендовали себя с наилучшей стороны.
Благодаря низкому удельному давлению на грунт, составлявшему всего 0,6 кг/см2, они обладали хорошей проходимостью и могли преодолевать 45-градусные подъемы и 1,8-метровые рвы. Но из-за небольшого запаса горючего на передовую эти танки приходилось перевозить на грузовых автомобилях. Именно эти танки и стали самыми массовыми танками Первой мировой войны и самыми повоевавшими - с 31 мая и по 11 ноября 1918 года они участвовали в 3292 боевых столкновениях, в ходе которых было потеряно 440 машин.
Среди иностранных армий больше всего танков "Рено" получила армия США, где впоследствии такие машины под названием "6-тонных танков модели 1917 года" начали выпускать самостоятельно. Три танка в июне 1918 года получила Италия, затем эти танки поставлялись в Финляндию, Эстонию, Литву, Югославию, Бразилию, Польшу, а многие страны закупили их для проведения испытаний.
В разное время "Рено" получили Греция и Турция, воевавшие между собой; они применялись в Сирии и Марокко, воевали в составе итальянской армии в Африке, а также во время Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. Поставлялись они и белогвардейцам, причем многие из этих машин в качестве трофеев попали потом в Красную Армию, так же как и польские танки, захваченные во время советско-польской войны 1920 г. В самой Франции эти машины составляли основу танкового парка до середины 30-х годов, и даже приняли участие во Второй мировой войне.
Танк "Рено" FT-17, Маньчжурия, 1929 год
К этому времени все пушечные танки были разоружены - их пушки потребовались для оснащения новых легких танков, поэтому на "Рено" вместо пушек и старых пулеметов "Гочкис" установили новые пулеметы образца 1931 года, а марку танков изменили на FТ-31. После капитуляции Франции войска вермахта захватили 1704 танка "Рено", но применяли их главным образом для охраны аэродромов и в качестве полицейских машин. Иногда их просто закапывали в землю в качестве бронированных огневых точек. Последний раз танки "Рено" вступили в бой с японцами в 1945 году, штурмовавшими Ханойскую крепость.
Три танка Renault FT-31, один из которых полностью уничтожен, 1940 год
Танки Рено находились на боевой службе 27 лет - с 1918 по 1945 год.
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- М. Коломиец, И. Мощанский Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945;
- М. Коломиец, С. Федосеев Лёгкий танк Рено FT-17;
- М.Б. Барятинский. Легкие танки Второй Мировой.
< Назад |
---|