Танки и бронетехника

Назад Домой

Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танки Второй Мировой:
 
 
Танк М60
Содержание
Танк М60
Страница 2

Основной боевой танк М60

танк М60В 50-е годы средний М48 был стандартным танком американской армии. Новый Т95 еще находился в процессе разработки, но, несмотря на многочисленные технологические новшества, в серийное производство не пошел. Военное руководство Соединенных Штатов Америки предпочло пойти по пути дальнейшего совершенствования существовавшего М48, уделяя особое внимание вооружению и силовой установке. В 1957 году в качестве эксперимента на серийный М48 установили новый двигатель, на следующий год появились еще три прототипа. В конце 1958 года было принято решение вооружить машину 105-мм английским орудием серии L7, которое производилось в США по лицензии и было стандартизировано как М68.

В 1959 году фирма "Крайслер" получила первый заказ на производство новой машины. Основная система управления огнем прямой наводкой снабжалась дальномером-прицелом М17с монокулярного типа, посредством которого можно определять расстояние до цели на дальностях 500-4400 м. Для ведения огня прямой наводкой наводчик располагал перископическим прицелом М31, а также вспомогательным телескопическим шарнирным прицелом М105с. Оба прицела имели восьмикратное и однократное увеличение. Для спаренного с пушкой пулемета имеется выверочный прицел М44с, сетка которого проецировалась в поле зрения перископического прицела наводчика.

Основной боевой танк М60

Прицел М105с, соединенный с прицелами М44с и М31, в отличие от старых конструкций, имел две баллистические сетки, градуированные в метрах. Это позволяло наводчику вести огонь не одним, а двумя типами боеприпасов без пользования таблицей стрельб для внесения поправок. Для стрельбы из 12,7-мм пулемета командир экипажа располагал перископическим бинокулярным прицелом ХМ34 с семикратным увеличением и полем зрения 10°, который предназначался также для наблюдения за полем боя и обнаружения целей. Сетка прицела позволяла вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям. Для наблюдения за полем боя использовалась оптическая система с однократным увеличением.

Основной боевой танк М60

Боекомплект пулеметов состоял из 900 патронов калибра 12,7-мм и 5950 патронов калибра 7,62-мм. В боевом отделении располагалась боеукладка с алюминиевыми гнездами на 63 выстрела калибра 105-мм. В боекомплекте пушки М68 кроме бронебойных подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном, использовались также снаряды с пластическим взрывчатым веществом и деформирующейся головной частью, кумулятивные, осколочно-фугасные и дымовые снаряды. Заряжание орудия производилось вручную и облегчалось специальным механизмом досылания выстрела. В 1960 году первые серийные машины сошли с его сборочного конвейера. Будучи модернизированным образцом танка М48, М60, однако, существенно отличался от него по вооружению, силовой установке и бронированию. По сравнению с танком М48А2 в его конструкцию было внесено до 50 изменений и усовершенствований. Вместе с тем целый ряд деталей и узлов этих танков взаимозаменяемы. Без изменений сохранилась также компоновка. Корпус и башня М60 были литые. В наиболее уязвимых местах толщину брони увеличили, а лобовую часть корпуса изготавливали с большими конструктивными углами к вертикали, чем у М48.

Основной боевой танк М60

Кроме того, была несколько улучшена конфигурация башни полусферической формы, 105-мм пушка М68, которая устанавливалась на М60 имела более высокую бронепробиваемость, скорострельность и значительно большую дальность действительного огня, чем 90-мм пушка М48, однако отсутствие стабилизаторов исключало возможность ведения прицельного огня из танка с ходу. Пушка имела угол склонения -10° и угол возвышения +20°; ее литой казенник соединялся со стволом секторной резьбой, что обеспечивало быструю замену ствола в полевых условиях. В средней части ствола пушки находился эжектор, дульного тормоза пушка не имела.Устанавливались пулеметы с укороченными ствольными коробками, свободными затворами и быстрозаменяемыми стволами.

Слева от пушки в комбинированной установке располагался 7,62-мм пулемет М73, а 12,7-мм зенитный пулемет М85 - в командирской башенке М19, снабженной смотровыми призмами, которые обеспечивали хороший обзор. Силовое отделение снабжалось теплорассеивающим устройством, снижавшим тепловое излучение отработавших газов. Двигатель был герметизирован и мог работать под водой. Несмотря на установку более мощного вооружения, усиление бронирования, утяжеление силовой установки, увеличение количества перевозимого топлива, вес танка М60 по сравнению с М48А2 практически не изменился. Это достигнуто применением в конструкции машины алюминиевых сплавов, а также изъятием зарядного агрегата и дополнительных опорных роликов, предназначавшихся для натяжения гусениц. Всего в конструкции применено свыше 3 тонн алюминиевого сплава, из которого изготовлены элементы ходовой части, топливные баки, вращающийся пол башни, надгусеничные крылья, различные кожухи, кронштейны и рукоятки.

Подвеска М60 аналогична подвеске М48А2, однако в ее конструкцию были внесены некоторые изменения. У водителя имелся инфракрасный перископ, подсветка которого производилась фарами, установленными на лобовом листе корпуса. Инфракрасный перископический прицел наводчика ХМ32 устанавливался на месте дневного прицела М31. Ночью корпус дневного перископического прицела командира заменялся корпусом с инфракрасным прицелом ХМ36 восьмикратного увеличения. Для подсветки целей использовался прожектор с ксеноновой лампой.

Прожектор монтировался на маске пушки на специальном кронштейне, которым снабжены все танки М60, и укладывался в ящик, размещенный снаружи башни. Так как прожектор устанавливался совместно с пушкой, наведение его осуществлялось одновременно с наведением пушки. Впервые в американской практике послевоенных лет на М60 был установлен четырехтактный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель с турбонаддувом АУОЗ-1790-2 воздушного охлаждения. Кронштейны балансиров опорных катков и ограничителей хода балансиров были приварены к корпусу. Амортизаторы в М60 не устанавливались, крайние опорные катки имели пружинные ограничители хода балансиров. В подвеске использовались более жесткие торсионные валы, чем в танках М48. Ширина обрезиненной гусеницы с резинометаллическим шарниром составляла 710-мм. В качестве стандартного оборудования М60 оснащался автоматической системой противопожарного оборудования, воздушными обогревателями и фильтро-вентиляционной установкой Е37Р1, предназначенной для защиты экипажа от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериологических возбудителей болезней.

Кроме этого, экипаж танка имел в своем распоряжении специальные индивидуальные накидки-капюшоны, которые изготавливались из прорезиненной ткани и закрывали верхнюю поверхность лицевой части маски, а также голову, шею и плечи, предотвращая непосредственный контакт с ядовитыми веществами. В башне имелся рентгенометр, позволявший определять уровень радиации в машине и на окружавшей его местности. Из средств связи на М60 устанавливалась одна из стандартных танковых радиостанций АМ/ОРС-3 (4, 5, 6, 7 или 8), которая обеспечивала связь на расстоянии 32-40 км, а также внутри-переговорное устройство АМА/1А-4 и радиостанция для связи с авиацией. Для связи пехоты с экипажем на корме машины имелся телефон. Для М60 была разработана и испытана навигационная аппаратура, состоявшая из гирокомпаса, вычислительных приборов, датчика пути и корректора наклона местности.

В 1961 году для М60 было разработано оборудование для преодоления бродов глубиной до 4,4 м. Подготовка танка к преодолению водного препятствия занимала не более 30 минут. Наличие системы тросов и разъемных скоб позволяло экипажу сбрасывать установленное оборудование без выхода из машины. Начиная с конца 1962 года на смену М60 пришла его модификация М60А1, имевшая ряд усовершенствований, среди которых следует отметить важнейшие: установку новой башни с улучшенной конфигурацией и усиленным бронированием, а также системы гироскопической стабилизации пушки в вертикальной плоскости и башни в горизонтальной плоскости. Кроме того, были улучшены условия работы механика-водителя; усовершенствованы механизмы управления; рулевое колесо заменено Т-образным рычагом; изменено расположение некоторых органов управления и приборов; применен новый гидропривод тормозов силовой передачи. Общий забронированный объем машины составляет около 20 м3, из которых 5 м3 занимает башня с развитой кормовой нишей.