Первые танки СССР
Осенью 1919 года Совет военной промышленности РСФСР принял решение начать выпуск собственных танков по типу французского "Рено" FТ-17. В качестве образцы был взят трофейный танк, который на сормовском заводе в Нижнем Новгороде разобрали на части и тщательно измерили каждую деталь. В создании первого отечественного танка участвовал также Ижорский завод и московский АМО, поставлявшие броню и двигатели, тогда как в Сормове делали шасси и проводили окончательный монтаж. Головную машину, получившую имя "Борец за свободу тов. Ленин", сдали армии 15 декабря 1921 года, после чего последовали еще 14. "Русский Рено" (танк "М" - малый; или "КС" - "Красное Сормово"), отличался от французского наличием собственного двигателя и клепаной башни. Максимальная скорость у него составляла 8,5 км/ч, запас хода - 60 км, толщина брони - 8-6 мм, экипаж 2 человека.
Танки Т-28 и ТГ
В конце 20-х - начале 30-х годов в танковой школе под Казанью шла подготовка танкистов для германского рейсвера, а советские офицеры ездили в германский Генштаб получать образование. Была создана специальная закупочная комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И. Халепским, которая должна была закупить лучшие образцы танков для серийного производства за рубежом. В "черную пятницу" 25 октября крах Нью-Йоркской биржи возвестил о начале экономического кризиса. 30 декабря 1929 года комиссия И. Халепского выехала за границу.
Танкостроение в Советском Союзе
Советские специалисты, освоив в производстве образцы зарубежной бронетехники, оказались в русле мирового танкостроения. Но некоторое время были вынуждены придерживаться двух направлений: британской школы танкового дизайна и конструкторской школы У. Кристи. Но к концу предвоенного десятилетия наши инженеры научились работать самостоятельно. Хотя вначале достаточно робко подходили к улучшению доставшихся машин. Например, на опытный образец танка "Виккерс 6-тонный", известный под ТММ-1, с самого начала решили поставить три пулемета, а не два, как на английском танке, и на одного человека увеличить экипаж. Но даже улучшенный вариант ТММ-2 не удовлетворил военных, и в серию пошел именно "Виккерс" с самыми минимальными переделками.
Танк БТ-ИС на базе БТ-5
Советские танкисты любили танки БТ, в том числе за скорость. Но для военных специалистов важным было и то, что потеряв гусеницу, танки продолжали движение на колесах. Конечно, для этого требовалось снять и неповрежденную гусеницу, так как приводы колесного и гусеничного хода у танков БТ не были синхронизированы. Кроме того, на колесном ходу у БТ ведущей была всего лишь одна пара колес, поэтому проходимость его на колесах была невелика. Танкист 4-го танкового полка Украинского военного округа Н. Цыганов, не имея специального технического образования, разработал в 1934 году автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ. За что нарком обороны К. Ворошилов наградил его золотыми часами и произвел из младшего командира в командиры взвода. Выступая с речью перед 4-м танковым полком, Ворошилов отдал приказ - создать новый "колесно-гусеничный движитель для танка БТ, с которым он может быть превращен в еще более грозную боевую машину".
Тяжелые и сверхтяжелые танки
Руководство страны и конструкторы в очередной раз задумались об усилении бронирования и вооружения советских танков (хотя работа никогда не прерывалась) в результате событий в Испании. Ранее, одновременно с передачей танка Т-35 в серийное производство, был решен и вопрос о его замене еще более совершенным танком. Работы над проектом начались в мае-июне 1933 года. Параллельно с разработками отечественных конструкторов рассматривался проект 100-тонного танка ТГ-6 (конструкция Гроте) и 70-тонного танка итальянской фирмы "Ансальдо".
У танка Гроте было 5 башен, из которых главная была вооружена 107-мм орудием, а другие должны были иметь 37/45-мм орудия и пулеметы. Отечественные проекты, разработанные Н. Барыковым и С. Гинзбургом, представляли собой 90-тонные машины, имевшие 50-75-мм броневую защиту. Первый танк по проекту вооружался двумя 107-мм, двумя 45-мм орудиями и 5 пулеметами. Второй отличался только вооружением - одно 152-мм, три 45-мм орудия и 4 пулемета, и один огнемет в задней башне. Варианты были признаны удачными, их построили в виде макетов в 1/10 натуральной величины. Но производство опытного варианта отклонили.