Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Бой 24.04.1918 г.

Первый в истории танковый бой

Немецкие танкиВ истории танковых войск навсегда останется то, что случилось 24 апреля 1918 года. В разгар германского наступления на деревню Виллер-Бретоннё (Villers-Bretonneux) английские танки в составе одного отделения (два пулеметных и один пушечный танк Mk.IV) начали контратаку наступавшего противника. Когда танки приблизились к деревне, навстречу им выползли германские танки А7V. Обе стороны столкновения не ожидали, и танки вступили в самый первый в истории танковый бой. Англичанам вначале пришлось тяжело: из трех машин два танка у них были пулеметными, а экипажи измотаны длительным нахождением в противогазах (накануне их позиции были обстреляны химическими снарядами). На первый взгляд британцы уступали германцам в огневой мощи, бронировании и работоспособности танкистов. Но уже в этом бою проявились такие факторы, как маневренность танков, опыт и слаженность экипажей.

Первый танковый бой
A7V против Mk.IV.

Надо отметить, что бой шел возле позиций английской пехоты и на виду у германской артиллерии, которые участия в нем не приняли. Немецкие артиллеристы опасались поразить свои танки, а английских пехотинцев не было противотанковых средств. Пулеметные танки получив большие пробоины, вынуждены были отойти в тыл, а пушечный танк продолжил вести огонь. Немецкие машины остановились так, что бой фактически вел только один из них, стрелявший с места из пушки и пулеметов. Английский танк, в отличие от немецких, постоянно маневрировал, но, сделав несколько выстрелов с ходу, начал стрелять с коротких остановок. После трех попаданий у А7V был поврежден масляный радиатор. Экипаж смог отвести его на небольшое расстояние, после чего покинул танк. Пошли назад и два других германских танка, но английский танк не мог их преследовать, так как снарядом германской артиллерии, начавшей стрелять, у него разорвало гусеницу. Но поле боя осталось за англичанами, и это давало им основания считать себя победителями.

Германский танк A7V  
Германский тяжелый танк A7V Германский тяжелый танк A7V
Нажмите на изображение для увеличения  

Германский тяжелый танк A7V
Германский тяжелый танк A7V с 77-мм пушкой

Первый танковый бойВ тот день не так удачно для англичан закончилась  другая встреча танков - у расположенной неподалеку деревни Каши. Здесь один А7V "Зигфрид" встретился c семью средними танками англичан и, открыв огонь с места, подбил один (а три танка подбили артиллеристы) и повредил три других. Немцы позже тоже понести потери - один танк опрокинулся, проходя через воронку и был брошен своим экипажем, и практически целым попал в руки англичан. Оба эти столкновения показали, что танк с пушечным вооружением превосходит пулеметные, после чего англичане начали выпуск танков типа "гермафродит", на которых один пулеметный спонсон заменили на пушечный. Немцы поспешили с разработкой более мощных танков А7V и "К", вооруженных 77-мм орудиями.

Немецкий танк

Результат выводов

В автопарках германского военного ведомства к этому времени накопилось более 1000 автомобилей, признанных негодными для нужд армии (большой расход горючего и шин). Было решено использовать их в качестве силового привода для новых боевых машин, а вместо колес - поставить автомобили на гусеницы. Шасси автомобиля должно было находиться как бы внутри гусеничного шасси, что позволяло упростить их серийное производство. В результате работ Фольмера получился небольшой легкий танк весом 7 тонн с передним расположением двигателя и задним - трансмиссии боевого отделения. Внешне было очевидным его сходство с английским танком Mk.А "Уиппет". Основные требования к этому легкому танку: экипаж - механик-водитель и один-два стрелка, вооружение - 57-мм пушка или два пулемета, наличие лючков для стрельбы из личного оружия; защита от бронебойных пуль на любом расстоянии (толщина брони не менее 14 мм), подвеска упругая, скорость движения по ровной местности с грунтом средней твердости - 12-15 км/ч, удельное давление на грунт - около 0,5 кг/см2, ширина перекрываемого рва - 2 м, способность брать подъемы крутизной до 45°, масса не более 8 тонн, возможность перевозки в неразобранном виде на стандартных железнодорожных платформах и готовность к действию сразу же после выгрузки.

Легкий танк LK-I
Легкий танк LK-I, Германия, 1918 г.

Танк должен был иметь надежный и, по возможности, малошумный двигатель, небольшой силуэт при возможно большем клиренсе, время действия без пополнения запаса горючего и боекомплекта - до 6 часов. Для повышения проходимости и эффективности при преодолении проволочных заграждений предлагалось увеличить угол подъема гусеницы. Посадка и высадка экипажа должна была происходить через дверь, а объем боевого отделения должен был быть достаточен для нормальной боевой работы. Обращалось внимание на пожарную безопасность, устройство смотровых щелей и лючков, защиту экипажа от осколков и свинцовых брызг, герметизацию танка на случай применения противником огнеметов, на доступность механизмов для обслуживания и ремонта, а также возможность быстрой замены двигателя, наличие системы очистки гусениц от грязи.

Легкий танк LK (Leichte Kampfwagen)
Легкий танк LK-I Легкий танк LK-I
Нажмите на изображение для увеличения  
Легкий танк LK-I Легкий танк LK-I

Йозеф ФольмерСделать танк, отвечающий такому заданию, было достаточно сложно, однако Йозеф Фольмер справился. Танк, получивший обозначение LK-I (LК - "легкий танк"), также, как и прототип английского танка "Уиппет", имел вращающуюся башню, вооруженную пулеметом, но на более тяжелых танках LK-II 57-мм орудие устанавливалось в неподвижной броневой рубке в задней части корпуса. Предполагалось, что треть выпущенных танков будет пулеметными, а две трети - пушечными. Но война закончилась раньше, чем был собран хотя бы один серийный танк. Фольмер разрабатывал еще и танк LK-III, скомпонованный иначе: 57-мм пушка в башне спереди, а двигатель и трансмиссия сзади, как у "Рено", но до постройки опытного образца дело не дошло.

Германский танк LK-II
Германский танк LK-II, 1918 г.

Легкий танк LK-II  
LK-II Легкий танк
Нажмите на изображение для увеличения

Итак, Германия, которая могла делать танки и не уступать в этом вопросе союзникам, смогла изготовить всего лишь 20 серийных и несколько опытных машин.

Список танков A7V по номерам и названиям
501 "Гретхен" сдан на слом в 1919 г.
502   сдан на слом в октябре 1918 г.
503   сдан на слом в октябре 1918 г.
504 "Шнук" погиб в бою 31 августа 1918 г.
505 "Баден I" сдан на слом в 1919 г.
506 "Мефисто": захвачен противником 24 апреля 1918 г. (застрял на местности)
507 "Циклоп" сдан на слом в 1919 г.
525 "Зигфрид" сдан на слом в 1919 г.
526   сдан на слом в 1918 г.
527 "Лотта" погиб в бою 1 июня 1918 г.
528 "Хаген" погиб в бою 31 августа 1918 г.
529 "Никсе II" захвачен противником 31 мая 1918 г.
540 "Хайланд" сдан на слом в 1919 г.
541   сдан на слом в 1919 г.
542 "Эльфриде" брошен экипажем в бою 24 апреля 1918 г.
543 "Хаген", "Альберт", "Кёниг Вильгельм" сдан на слом в 1919 г.
560 "Старый Фриц" погиб в бою 11 октября 1918 г.
561 "Никсе" сдан на слом в 1918 г.
562 "Геркулес" сдан на слом в 1918 г.
563 "Вотан", "Один" сдан на слом в 1919 г.
564   сдан на слом в 1919 г.

Удачные разработки конструкторов затормозились на уровне промышленного производства. Но именно количества достаточно легких и дешевых танков не хватило для достижения цели. "Не гений маршала Фоша победил нас, а генерал Танк", - сказал после войны германский генерал Цвель. Но Германия сделала из опыта проигранной войны выводы. В 1920 году Фольмер подробно рассказал о своих работах в журнале "Моторваген". Командир танка А7V и участник боя у Виллер-Бретоннё лейтенант Фолькгайм опубликовал брошюру "Германские танки в наступлении 1918 года", а затем книгу "Танки в современной войне". Фольмер переехал в Швецию, где на заводе "Ландсверк" был выпущен первый шведский танк М.21.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Холявский Г. Л., "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
  • С. Федосеев Танки кайзера. Германские танки 1-й мировой войны. (Бронеколлекция);
  • Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия;
  • R. P. Hunnicutt. Firepower: A History of the American Heavy Tank.