Austin Armoured Car разработки британской фирмы "Остин"
Бронеавтомобили "Остин" были разработаны британской фирмой по российскому заказу. Строились в различных модификациях в период с 1914 по 1917 год. Состояли на вооружении Российской империи, а также Германской империи, Веймарской республики (в историографии наименование Германии с 1919 по 1933 год), РККА (в Красной Армии все "Остины" были окончательно сняты с вооружения в 1931 году) и др. Так, "Остин" воевал против белого движения, небольшое количество бронеавтомобилей данного типа применялось белыми армиями на фронтах против РККА. Кроме того, некоторое количество использовалось армией УНР во время Гражданской войны в России. Несколько машин поступили в Японию, где они состояли на вооружении до начала 30-х годов. По состоянию на март 1921 года в броневых подразделениях Войска Польского находилось 7 "Остинов". А в авcтрийской армии "Остин" 3-й серии находился на вооружении вплоть до 1935 года.
Эффективность бронеавтомобилей во время Первой мировой войны продемонстрировали немцы. В России также приступили к строительству данного вида вооружения. Однако, в тот период времени мощности единственного в России Русско-Балтийского вагонного завода, производившего автомобили, не хватало для покрытия нужд армии даже в транспортных машинах. В августе 1914 года была создана специальная закупочная комиссия, которая отбыла в Англию для закупки автомобильной техники и имущества, в том числе и броневых автомобилей. До отъезда были разработаны тактико-технические требования к бронеавтомобилю. Так, приобретаемые бронеавтомобили, должны были иметь горизонтальное бронирование, а пулеметное вооружение состоять минимум из двух пулеметов, расположенных в двух вращающихся независимо друг от друга башнях.
Закупочная комиссия генерала Секретева подобных разработок в Англии не выявила. Осенью 1914 года англичане бронировали всё безсистемно, без горизонтальной защиты и башен. Самый массовый британский броневик Первой мировой войны "Роллс-Ройс", имевший и горизонтальную защиту, но одну башню с пулеметом, появился лишь в декабре.
Инженеры фирмы "Остин мотор компани" (Austin Motor Company) из Лонгбриджа занялись разработкой проекта бронеавтомобиля, соответствующего русским тактико-техническим требованиям. Это было выполнено в достаточно сжатые сроки. В октябре 1914 года был построен прототип, одобренный командованием русской армии. Отметим, что фирма "Остин" была основана бывшим техническим директором фирмы Wolseley сэром Гербертом Остином в 1906 году, в помещении бывшей типографии небольшого городка Лонгбридж, недалеко от Бирмингема. С 1907 года она начала выпуск легковых 25-сильных автомобилей, а к началу Первой мировой войны производила несколько моделей легковых машин, а также 2 и 3-тонные грузовики. Общий объем выпуска фирмы "Остин" к этому времени составлял более 1000 различных автомобилей в год, а численность рабочих - более 20000 человек.
Бронеавтомобиль "Остин" 1-й серии | 2-я серия с российскими доделками | Бронеавтомобиль "Остин" 3-й серии |
"Кликните" на изображение для увеличения |
Бронеавтомобили "Остин" 1-й серии
Базой для броневика послужило шасси, выпускавшегося фирмой легкового автомобиля "Колониал" с двигателем мощностью 30 л.с. На двигателе устанавливался карбюратор "Клейдиль" и магнето "Бош". Передача на задний мост осуществлялась с помощью карданного вала, система сцепления - кожаный конус. Коробка передач имела 4 скорости вперед и одну - назад. Колеса - деревянные, размер шин - 895х135. Машина защищалась броней толщиной 3,5-4 мм, изготовленной на заводе "Виккерс", и имела чистый вес 2666 кг. Вооружение состояло из двух 7,62-мм пулеметов "Максим" М.10 с боекомплектом 6000 патронов, установленных в двух вращающихся башнях, размещенных в поперечной плоскости и имевших угол обстрела 240°. Экипаж включал командира - младшего офицера, водителя - ефрейтора и двух пулеметчиков - младшего унтер-офицера и ефрейтора.
Заказ на 48 бронемашин данной конструкции фирма "Остин" получила 29 сентября 1914 года. Каждая машина стоила 1150 фунтов стерлингов. В России эти бронемашины были частично перебронированы 7-мм броней: броню заменили на башнях и на переднем листе корпуса. В таком виде бронеавтомобили "Остин" пошли в бой. Однако, первые боевые действия показали недостаточность бронирования. Начиная с машин 13-го взвода все "Остины" 1-й серии поступали на Ижорский завод и подвергались полной перебронировке, а затем их передавали в войска. А уже находившиеся на фронте броневики, постепенно отзывались в Петроград для замены брони.
Очевидно, что увеличение толщины брони влекло за собой рост массы, что отрицательно сказывалось на их и без того скромных динамических характеристиках. Помимо этого, на некоторых боевых машинах замечался прогиб швеллеров рамы. Существенным недостатком была и форма крыши водительской кабины, ограничивавшая сектор обстрела пулеметов вперед.
Бронеавтомобили "Остин" 2-й серии
Весной 1915 года стало понятно, что для нужд фронта заказанных в Англии бронеавтомобилей недостаточно. И Англо-русскому правительственному комитету в Лондоне поручили заключить контракты на постройку дополнительных бронеавтомобилей по русским проектам. В период с июня по декабрь планировалось построить 236 бронемашин для русской армии, но в действительности выпустили 161, из которых 60 относились ко 2-й серии.
Заказ на новый бронеавтомобиль, при разработке которого учитывались недостатки 1-й серии, был выдан 6 марта 1915 года. В качестве базы использовалось шасси 1,5-тонного грузовика с двигателем мощностью 50 л.с. Была усилена рама шасси, дифференциал. Данные машины не нуждались в перебронировке, поскольку их корпуса склепывались из броневых листов толщиной 7 мм. Была изменена форма крыши корпуса, но сам корпус несколько укоротили, что вызывало тесноту в боевом отделении. В корме корпуса не было дверей (тогда как у машин 1-й серии они были), что значительно затрудняло посадку и высадку экипажа, поскольку для этого предназначалась только одна дверь в левом борту.
Среди недостатков бронеавтомобилей двух серий можно упомянуть отсутствие кормового поста управления. На "Остинах" 2-й серии он был установлен силами взводов и Запасной броневой роты, при этом бронеавтомобили оборудовались и задней дверью. Так, в "Журнале военных действий" 26-го пулеметного автомобильного взвода говорится: "4 марта 1916 года закончено второе (заднее) управление на машине "Черт". Управление аналогичное машине "Черномор" посредством троса, идущего из-под переднего штурвала к задней стенке автомобиля, где сделано рулевое колесо".
Бронеавтомобили "Остин" 3-й серии
25 августа 1916 года были заказаны еще 60 бронеавтомобилей "Остин" 3-й серии. В новых бронемашинах в значительной степени был учтен опыт боевого применения первых двух серий. Масса составляла 5,3 т, мощность двигателя прежняя - 50 л.с. Броневики 3-й серии имели кормовой пост управления и пуленепробиваемые стекла на смотровых щелях. В остальном же их технические характеристики соответствовали бронеавтомобилям 2-й серии.
Механизм сцеплении, выполненный в виде кожаного конуса, являлся существенным недостатком всех "Остинов". На песчаных и раскисших грунтах сцепление пробуксовывало, а при возрастании нагрузок часто 'горело'.
В 1916 году началась поставка "остинов" 3-й серии, а летом 1917 года все бронеавтомобили прибыли в Россию. Планировалось сделать заказ еще на 70 машин 3-й серии, оснащенных двускатными задними колесами и усиленной рамой, со сроком поставки к сентябрю 1917 года. Эти планы реализованы не были, хотя фирма получила заказ на броневики и часть их выпустила. В апреле 1918 го из 16 таких бронеавтомобилей был сформирован 17-й батальон британского танкового корпуса. Эти машины были вооружены 8-мм пулеметами "Гочкис". Они участвовали в боях во Франции летом 1918 года.
Как уже упоминалось в начале данной статьи нашего сайта pro-tank.ru, "остины" находились на вооружении и иностранных армий. Два броневика 3-й серии, отправленные в 1918 году из Петрограда на помощь финской красной гвардии, были на вооружении финской армии до середины 20-х годов. В начале 20-х годов два (или три) "Остина" получила монгольская революционная армия Сухэ Батора. Один броневик 3-й серии находился в румынских войсках. Некоторое время в составе бронесил Латвийской республики числился "Остин" 2-й серии "Земгалетис". В 1919 году четыре "Остина" (два 2-й серии и два 3-й) имелись в бронетанковой части "Kokampf" германской армии.
1-я серия
1-я серия | |
Боевая масса, т | 2,66 |
Экипаж, чел | 4 |
Габаритные размеры, мм | |
длина | 4750 |
ширина | 1950 |
высота | 2400 |
колесная база | 3500 |
колея | 1500 |
дорожный просвет | 220 |
Бронирование, мм: |
3,5-4; 1-я серия улучшенная - 7 |
Вооружение | два 7,62-мм пулемета "Максим" М. 10 |
Боекомплект | 6000 патронов |
Двигатель: | "Остин", карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 22,1 кВт |
Удельная мощность, кВт/т | 8,32 |
Максимальная скорость, км/ч | 50-60 |
запас хода по топливу, км | 250 |
Емкость топливного бака, л | 98 |
2-я серия
2-я серия | |
Боевая масса, т | 5,3 |
Экипаж, чел | 5 |
Габаритные размеры, мм | |
длина | 4900 |
ширина | 2030 |
высота | 2450 |
колесная база | |
колея | |
дорожный просвет | 250 |
Бронирование, мм: |
5-8 |
Вооружение | два 7,62-мм пулемета "Максим" М. 10 |
Боекомплект | |
Двигатель: | "Остин", карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 36,8 кВт |
Удельная мощность, кВт/т | 7,08 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 |
запас хода по топливу, км | 200 |
Емкость топливного бака, л |
3-я серия
3-я серия | |
Боевая масса, т | 5,3 |
Экипаж, чел | 5 |
Габаритные размеры, мм | |
длина | 4900 |
ширина | 2030 |
высота | 2450 |
колесная база | |
колея | |
дорожный просвет | 250 |
Бронирование, мм: |
5-8 |
Вооружение | два 8-мм пулемета "Гочкис" |
Боекомплект | |
Двигатель: | "Остин", карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 36,8 кВт |
Удельная мощность, кВт/т | 7,08 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 |
запас хода по топливу, км | 200 |
Емкость топливного бака, л |
Источники:
- Холявский Г. Л. "Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
- Барятинский М. Б., Коломиец М. В. Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг;
- Бронеколлекция № 1997-01 (10). "Бронеавтомобили "Остин". Барятинский М., Коломиец М.;
- Фронтовая иллюстрация. 2011 №3. "Бронеавтомобили "Остин" в России".
< Назад | Вперед > |
---|