Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танки Mk VII и Mk VIII

Тяжелые танки Mk VII и Mk VIII

Танк Mk VII

Тяжелый танкТанк Mk VII начали собирать в июле 1918 года на эдинбургском заводе "Братья Браун". От танков первой мировой войны, а точнее от Mk V его отличала система охлаждения и наличие гидравлической трансмиссии (гидростатическая передача "Уильямс-Дженни"). Танки этой модификации оснастили электростартером. Танк Mk VII был легок в управлении, у водителя был штурвал, который в отличии от рычагов механических трансмиссий, требовал меньше усилий; весил 37 т, был вооружен двумя 57-мм пушками и пятью пулеметами, запас хода составил 80,5 км за счет увеличения емкости баков до 454 л. Всего было заказано 75 танков Мk VII, однако, собрали только три. Эти машины в серию не пошли - стоили дороже, нежели уже выпускавшиеся танки МkV, которые к тому же были более надежны.

Ходовая часть типа "Тэдпол", уже была опробована на единичных танках Mk IV и Mk V. Громоздкая гидравлическая трансмиссия была дорогостоящей и чувствительной к износу, имела меньший КПД, хоть и предотвращала остановки двигателя при переключении передач, и позволяла в широких пределах плавно регулировать скорость хода и радиус поворота. Для охлаждения масла в трансмиссии потребовался дополнительный радиатор. С целью уменьшения запыления и засорения решетки радиаторов были перенесены на крышу. В крыше корпуса и рубки выполнили вентиляционные куполы.

Mk VII Mk VIII
Танк первой мировой войны Танк первой мировой войны
Нажмите на схему для увеличения  

Гидравлическая "муфта Дженни" к тому времени была известна как регулятор скорости наведения в морских башенных установках. Двигатель через шестеренчатые редукторы приводил в действие два гидравлических насоса, каждый из которых соединялся шлангами с гидромотором соответствующего борта. Выходной вал гидромотора соединялся с бортовой передачей. Конструкция насоса и гидромотора была одинакова в принципе - установленная на валу под углом шайба соединялась шатунами с продольно перемещающимися поршнями. Регулирование скорости производилось изменением угла наклона шайбы насоса, реверс - ее наклоном в противоположную сторону, холостой ход - установкой перпендикулярно валу.

Танк Mk VIII "Интернэшнл"

Англо-американский тяжелый танк Mk VIII "Интернэшнл" (The International - "Международный") или "Либерти" (Liberti - марка двигателя), проектирование которого началось летом 1917 года, стоит несколько отдельно. Mk VIII, завершая эволюцию ромбовидных тяжелых танков, стал самым сильным серийным танком, разработанным в конце Первой мировой войны. Для производства планировалось построить завод во Франции, который смог бы выпускать по 300 машин каждый месяц. Американцы должны были поставить двигатели, гусеничные цепи и детали ходовой части, агрегаты трансмиссии и электрооборудования, англичане - бронеплиты, боеприпасы, орудийные и пулеметные установки, элементы конструкции корпуса, башмаки для траков, опорные катки, боеукладки. До перемирия англичане изготовили 100 полных комплектов деталей, из которых собрали пять единиц и две после.

Танк Mk VIII "Интернэшнл" 
Танк Mk VIII Танк первой мировой
Нажмите на изображение танка для увеличения 

Один серийный танк стоил 5 тысяч фунтов. Сами французы могли в то время поставить производство только средние и легкие танки, поэтому рассчитывали не только получить позже завод, но и часть тяжелых танков. Однако, строительство завода было затянуто и лишь в октябре 1918 года возвели мастерские. США не смогли быстро организовать производство двигателей, а промышленность Великобритании с большим напряжением выполняла свою собственную программу. Как итог: американцы решили создать 1500 машин в рамках своей танковой программы, а англичане - самостоятельно построить 1450 танков Mk VIII со своими двигатели. Но смысл подготовки производства нового танка после перемирия просто пропал. Первый английский танк Mk VIII с корпусом из неброневой стали, с двигателем "Роллс-Ройс" изготовили в Глазго, остальные (с бронированием) построил завод "Ханслет энд Осмондторп" в Лидсе. Силовая установка этих танков представила собой два поставленных V-образно 6-цилиндровых 150-сильных двигателей "Рикардо". Экземпляр английского танка Mk VIII в Бовингтоне отличался отсутствием наблюдательной башенки.

Танк Mk VIII "Интернэшнл" 
Танки Великобритании Танк
Нажмите на изображение танка для увеличения  

Для дальнейшей сборки один корпус из обычной стали был переправлен за океан. Танки Mk VIII, еще не имея вооружения, впервые прошли испытания 29 сентября. Позже были установлены две пушки и пулеметы "Гочкис" (единственный американский Mk VIII с пулеметами этой системы). Успешные официальные испытания прошли в октябре. В арсенал Рок Айлэнд доставили все имеющиеся у англичан комплекты деталей и узлов, а в 1919-1920 гг. собрали единственную серию из 100 машин для армии США - первая мировая война закончилась, что поставило крест на дальнейших планах строительства танка. Эти танки находились в американской армии до 1932 года, затем были переведены в резерв.

Масса танка Mk VIII составляла 37-44 т,
экипаж - 10-12 человек.
Вооружение: две 57-мм пушками и до 7 пулеметами.
Толщина брони - до 16 мм.
Мощность двигателя 343 л. с,
скорость - до 10,4 км/ч.

Конструкция танка

Корпус танка Mk VIII представлял собой клепаную конструкцию. Лобовые детали были изготовлены из 16-мм брони, крыша и днище - 6-мм, бортовые - 10-мм. Ходовая часть полностью сохранила английскую специфику: оси катков жестко закреплялись в броневом корпусе. Траки гусеничной цепи изготавливались из броневой стали.

Танки США и Великобритании

Танк Mk VIII был не только одним из наиболее сильно вооруженных для своего времени, но с точки зрения размещения вооружения на тяжелых танках - наиболее рациональным. Тумбовая установка 57-мм (6-фунтовой) пушки "гочкис" монтировалась в каждом спонсоне. Сектор орудийного обстрела был около 100°. Конструкция спонсона позволяла частично втягивать его внутрь корпуса при перевозке по железной дороге. Мало времени требовалось для перевода спонсона в боевое положение из транспортного. Спонсоны не имели пулеметных установок. В боковые входные двери были вмонтированы бортовые сферические бронировки шаровых пулеметных опор с сектором обстрела в 45°, пулеметами эти установки не комплектовались. Когда было нужно пулеметы брались из боевой башни - там находилось 5 штук.

Танк

Американские танки комплектовались 7,62-мм пулеметами "браунинг" образца 1914 года - в отличие от английских машин, которые были вооруженны 7,7-мм ружьями-пулеметами "гочкис". В боевой башне - два пулемета в шаровых опорах лобовых стенок и по одному в бортовых и кормовых стенках. Не более 30° был угол горизонтального обстрела каждой из башенных установок. На американских танках впоследствии установки в боковых стенках башни были ликвидированы. На серийных машинах отсутствовал семафор, хотя вначале Mk VIII им оборудовался. На крыше боевой башни была наблюдательная башенка со щелями для наблюдения. Для эксперимента американцы один из танков оснастили стробоскопом, по аналогии с французским танком 2С. Для внутренней связи смонтировали переговорную трубу - "танкофон". Английский танк Mk VIII, находившийся в Бовингтоне, также отличался от стандартного образца - без наблюдательной башенки. 208 выстрелов - орудийный боекомплект был размещен в боеукладках посередине танка и в передней части боевого отделения по бортам.

Тяжелый танк Mk VIII
Испытания танка

Силовое отделение, где располагался авиационный V-образный 12-цилиндровый мотор "Либерти", находилось изолировано в кормовой части танка. Запас топлива - 920-1100 л (по некоторым данным - 902 л). Двигатель жидкостного охлаждения при 1400 об/мин развивал мощность 343 л. с. На одном из танков (он сохранился до нашего времени) в качестве попытки устранения проблем утечек в штатной системе охлаждения, была смонтирована экспериментальная система внутреннего и внешнего охлаждения двигателя.

Первый танк MkVIII

Англо-американская комиссия около первого танка Mk VIII в США

От мотора крутящий момент передавался через коробку скоростей конструкции Вильсона на два поперечных вала. Коробка давала две скорости вперед и две назад, не вызывала остановку машины при их переключении. Передача вращения осуществлялась при помощи цепей Галля через бортовые передаточные колеса с поперечных валов. Две скорости вращения каждого ведущего колеса позволяли производить поворот торможением гусеницы одного борта или за счет разности скоростей перематывания гусениц. Увеличение удельной мощности двигателя и КПД трансмиссии способствовало повышению подвижности. Между цепями размещались бронированные бензобаки.

Американский танк

Танк Mk VIII во время испытаний, США, 1918 год.

Экипаж танка состоял из командира, водителя, стрелка и заряжающего для каждого орудия, пулеметчиков и инженера-механика. Все члены экипажа, кроме инженера-механика, который располагался в силовом отделении, находились в более комфортных условиях, так как в боевом отделении была установлена система создания повышенного давления, способствовавшая удалению дыма, снижению уровня шума и температуры, уменьшала опасность возникновения пожара.

До 1930 года Mk VIII являлся единственным американским тяжелым танком. Модификация Mk VIII* стала пределом технического совершенства, оставшейся в проекте.

Mk VIII

Тяжелый танк Mk VIII в Бовингтоне.

Танк Mk VIII не принимал участия в боевых действиях, однако стал важным шагом в мировом танкостроении, ибо представил собой первый пример международного сотрудничества. Танки Mk VIII в 1932 году сняты с вооружения армии США, переведены в штат Мэриленд на Абердинское танковое кладбище, где находились до 1939 года. В начале второй мировой войны танки были переданы армии Канады.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Mk VIII "Интернэшнл" ("Либерти")

Боевая масса, т 37-44
Экипаж, чел. 10-12
Габаритные размеры, мм:
длина 10400
ширина 3810
высота 3120
Броня, мм  
лоб 16
борт 10
крыша и днище 6
Вооружение: две 57-мм морские пушки QF и до семи 7,62-мм пулеметов "браунинг" М1914
Двигатель "Либерти" V-12, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 343 л. с. при 1400 об/мин.
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,37
Скорость по шоссе, км/ч: 10,4
Запас хода по шоссе, км 80
Преодолеваемые препятствия
подъем, град. до 45
ширина рва, м 4,3
высота стенки, м 1,3
глубина брода, м до 1