Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
5. Переправа через водные преграды

Глава V
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО.

Переправа через водные преграды

танки

При отсутствии постоянных мостов танки могут переправляться через водную преграду на паромах, по наплавным мостам, вброд, а зимой - по льду.

Рис. 111. Паром из лодок А-3

ПЕРЕПРАВА НА ПАРОМАХ

Паромы составляются из двух и более лодок или понтонов. Грузоподъемность парома зависит от количества лодок или понтонов и устройства верхнего строения. Для переправы легких машин верхнее строение делается в виде двух колей и щитов по числу переправляющихся машин. Обычно же паромы имеют верхнее строение со сплошным настилом.

На паромах из лодок "А-3" (рис. 111) можно переправлять машины общим весом до 6 тонн, на складных понтонах (рис. 112) - до 9 тонн и на понтонах тяжелого парка (рис. 113) - от 12 до 50 тонн.

На каждый паром назначается начальник (сапер или понтонер), который во время погрузки, выгрузки и движения через реку является начальником по отношению ко всем переправляющимся.

Паром из понтонов

Рис.112. Паром из понтонов НЛП

Погрузка на паромы и выгрузка с них производится по указаниям комендантов переправы.
Машины вводятся на паром и сходят с него тихим ходом (на замедленной передаче), плавно, без ударов и рывков.
Если погрузка и выгрузка на обоих берегах производятся по аппарелям, то машины вводятся на паром задним ходом, с тем чтобы на противоположном берегу сойти передним ходом.

ПЕРЕПРАВА ПО НАПЛАВНЫМ МОСТАМ

Из отдельных паромов составляются наплавные мосты, по которым можно переправлять те же по весу машины, что и на паромах, из которых они составлены.

Паром из понтонов Н2П

Рис.113. Паром из понтонов Н2П

Порядок переправы по наплавному мосту в каждом отдельном случае устанавливается комендантом переправы и является обязательным для всех переправляющихся.
По мостам из лодок "А-3" (рис. 114) и из складных понтонов (рис. 115) машины проходят на малой скорости и не свыше 5 километров в час. Машины весом не более 3 1/2 тонн могут двигаться по этим мостам на нормальных дистанциях; более тяжелые проходят на дистанции, равной длине моста.

Рис.114. Мост из лодок А-3

Рис.115. Мост из парка НЛП

По мостам тяжелого понтонного парка (рис. 116) машины движутся на нормальных дистанциях со скоростью не свыше 15 километров в час.
Во время движения по мосту нужно вести машину плавно, на равномерном газе и строго придерживаться прямолинейного направления. Производить повороты, переключать передачи, тормозить и останавливать машину воспрещается.

Рис.116. Мост из парка Н2П

ПЕРЕПРАВА ВБРОД

Проходимость брода зависит от глубины реки, твердости грунта дна, состояния берегов и подступов к реке и отчасти от скорости течения. Предельная глубина брода для различных машин колеблется от 0,25 до 1,2 метра. Если брод непроходим только на небольшом глубоком участке (фарватере), то в этом месте производится подъем дна путем засыпки его камнями, связками хвороста с кольями, мешками с землей, бревнами и т. п.

Наличие брода на реке можно определить по наличию дорог, троп, колей, ведущих к реке; по мелковолнистой поверхности воды;

Рис.117. Переправа танков вброд

по сближающимся низменным берегам в изгибах реки; по резко расширяющемуся руслу реки, особенно на прямых участках.
При разведке брода нужно тщательно проверить глубину реки по всей ширине, состояние грунта дна у берегов и убедиться, нет ли подводных заграждений, не минированы ли подступы к броду.
При наличии подводных заграждений и минированных берегов необходимо во всех случаях прибегать к помощи специалистов-сапер.
Силами экипажа производятся самые необходимые и простейшие работы: выравнивание дна и заваливание ям камнями, связками хвороста и другими подручными материалами; оборудование берегов шириною не менее полуторной ширины танка; обозначение брода вехами (рис. 117).
При переправе ночью регулировщики должны иметь фонари с синим светом.
Во время переправы люки и щитки водителя должны быть закрыты. Движение машин должно быть прямолинейным и уступом одна за другой.
Как правило, брод необходимо проходить на низшей передаче, но если брод не шире 5-7 метров, имеет твердое дно и пологие берега, его можно проходить на 2-й или 3-й передачах.

ПЕРЕПРАВА ПО ЛЬДУ

Толщина льда зависит от характера водной преграды, температуры, скорости течения и толщины снежного покрова.
Иногда лед имеет скрытые пороки: раковины, трещины и полыньи с тонкой коркой льда. Полыньи чаще бывают у берегов, особенно в устье родников, где река часто совсем не замерзает.
Переправа по льду без дополнительного оборудования различных по весу машин может производиться только при определенной толщине льда:

Толщина льда измеряется через каждые 5-10 метров по оси-переправы и в 20-25 метрах в стороны. Чтобы измерить толщину льда, необходимо при помощи лома прорубить лунку диаметром 5-10 сантиметров и, опустив в нее шест или рейку, измерить одновременно толщину льда и глубину реки.

В расчет берется только сплошной прозрачный слой льда.
При оборудовании ледяной переправы необходимо:

а) обозначить вехами (ночью - фонарями с синим светом) ширину переправы и очистить лед от снега;
б) оборудовать спуск на лед, сделав его прямым на расстоянии не менее 10 метров и не круче 10° и очистив его от снега;
в) оградить полыньи и незамерзающие проруби хорошо видимыми ориентирами;
г) поставить на берегах указатели с обозначением толщины льда.

Если толщина льда недостаточна для пропуска машин данного веса, необходимо его усилить. Усиление льда обычно сводится к тому, чтобы нагрузку от веса машины передать по возможности на большую площадь поверхности льда.
При наличии досок, бревен или брусьев наиболее простой и быстрый способ усиления льда состоит в устройстве щитовой дороги (рис. 118). Такая щитовая дорога позволяет пропускать по льду толщиною в 20-30 сантиметров машины весом до 20 тонн.

От продолжительного движения машин лед ослабевает, сжимается и дает трещины под углом 10-16° к оси движения. Трещины эти неопасны, если из них не выступает вода. При появлении воды, даже в незначительном количестве, переправа должна быть немедленно прекращена.
Во время переправы нужно тщательно следить за состоянием льда, и иметь наготове команды со строительными материалами и спасательными средствами (доски, бревна, тракторы с тросами и т. п.).

Рис. 118. Усиление льда при помощи щитового настила
(сверху - щитовой настил в разрезе; снизу - щитовой настил в плане).

Во время переправы по льду нужно соблюдать следующие правила:

а) двигаться со скоростью не свыше 15 километров в час;
б) выдерживать строго прямолинейное направление;
в) избегать остановки машины на льду;
г) выдерживать дистанцию между машинами не менее 30 метров;
д) остановившуюся на льду машину не объезжать, а выводить на буксире;
е) выход со льда на берег производить под прямым углом.

Если в момент выхода машин на берег происходит буксование, то необходимо в этом месте поверхность грунта посыпать песком, хворостом или соломой.
Если лед тонкий, иногда будет целесообразно взрывать или взламывать его и переправу производить вброд или с помощью переправочных средств.

Оглавление

Оглавление