Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
6. Маскировка

Глава V
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО.

Маскировка

танки

Всякий предмет при наблюдении опознается теми характерными признаками, которые только ему одному свойственны. Эти характерные признаки, которые отличают предмет от других, называются демаскирующими.
Задача маскировки в том и состоит, чтобы эти демаскирующие признаки предмета уничтожить, скрыть или исказить и тем самым лишить противника возможности его обнаружить.

Основными признаками, демаскирующими предмет, являются его форма или очертания, а также цвет, размеры и тень, которую предмет отбрасывает.
Кроме этих демаскирующих признаков, общих для всех предметов, существуют еще и дополнительные - специфические для каждого данного предмета.
Для танков, например, дополнительными признаками являются следы гусениц, шум мотора и лязг гусениц, пыль, поднимаемая ими во время движения, свет фар и т. п.
Танки независимо от их удаления от противника всегда могут являться объектом воздушного наблюдения, а при удалении в пределах 5-10 километров будут доступны также и наземному наблюдению противника.

Тень, падающая от танка, освещенного солнцем, является демаскирующим признаком для воздушного наблюдения, так как при этом ясно видны его очертания, по которым всегда можно определить не только танк, но и его марку. Наиболее отчетливо тени видны летом, на хорошо наезженных дорогах, шоссе, на песке и вообще на светлом. фоне. Тени, падающие на кусты, высокую траву, ямы, канавы, трудно различаются, а иногда и вовсе незаметны. В полдень тени бывают резко выраженными и легко заметными.

Кликните на рисунок для увеличения
 
Рис.119. Летняя деформирующая окраска танка.
Рис.120. Зимняя
окраска танка.
Рис. 121. Маскировка танка весной (на местности с контрастными пятнами)
Рис.122. Маскировка танка
осенью

Чтобы сделать танки менее заметными на местности, могут применяться следующие средства технической маскировки:

а) защитное и деформирующее окрашивание - камуфляж (рис. 119 и 120);
б) маскировка подручными средствами (трава, солома, ветки) под фон окружающей местности (рис. 121 и 122);
в) маскировочное покрытие (рис. 123);
г) горизонтальная маска (рис. 124);
д) искусственные туманы (дымовые завесы);
е) светомаскировка;
ж) звукомаскировка и др.

Рис.123. Маскировочное покрытие

Технические средства маскировки, кроме создания искусственных туманов и звукомаскировки, могут осуществляться самим экипажем.
Искусственные туманы (дымовые завесы) и звукомаскировка осуществляются специальными частями при помощи приборов.
Имеющиеся в войсках табельные маскировочные средства в виде масок, покрытий, маскировочных ковров и т. д. следует применять в сочетании с естественными подручными материалами (ветви, трава, хвоя, сено и т. д.), которые позволят подогнать маскировку по цвету к фону окружающей местности.

Рис.124. Горизонтальная маска

Подготовка маскировочного покрытия производится в определенной последовательности.
Вынутое из свертка покрытие разворачивают на земле и ориентируют его так, как оно должно быть на машине. Для этого пользуются ориентирным знаком, пришитым на одном из пятен. Затем одним углом покрытие перебрасывают через танк и протягивают до тех пор, пока ориентирный знак не окажется на своем месте. Если машина имеет большие размеры, то маскировочное покрытие сворачивают в рулон, который укладывают в центре машины и затем разворачивают на стороны, расправляют и оттяжки закрепляют за колья, вбитые в землю.

Для уничтожения характерного облегания покрытия на танке, выдающего его форму, растянутое покрытие снизу подпирается ветками или стойками. Кроме того, чтобы сделать покрытие незаметным на фоне окружающей местности, в сеть следует вплетать или набрасывать сверху подручные материалы: ветки, траву, солому и т. п.
Для предупреждения пожара нужно обращать внимание на то, чтобы покрытие непосредственно не касалось горячих мест танка (глушителя).
Снятие покрытия с танка производят в обратном порядке: сбрасывают подручный материал, открепляют оттяжки, покрытие стаскивают с машины, расстилают на земле, сворачивают в рулон, укладывают в сверток и крепят к танку.

Для маскировки машин при расположении на месте следует прежде всего использовать естественные укрытия: лес, кусты, отдельные деревья, овраги, стога сена, постройки и т. п.
Табельными маскировочными средствами пользуются в тех случаях, когда отсутствуют условия естественной маскировки.
В лесу и в рощах машины следует располагать под деревьями так, чтобы ни сами машины, ни отбрасываемые ими тени не были сверху наблюдаемы. Если лес редкий и кроны деревьев небольшие, машины следует покрывать ветками, травой или связывать над ними кроны и ветки деревьев.
При расположении в редком лесу, не имеющем подлеска, машины следует располагать не ближе 50 метров от опушки, иначе они будут просматриваться при перспективном воздушном и при наземном наблюдении.

Можно также создавать искусственный подлесок, втыкая в землю крупные срезанные ветви.
Нужно иметь в виду, что в летнее время лиственные леса являются лучшей маской, чем хвойные, а зимой наоборот.
Расположение машин в тени деревьев значительно облегчает маскировку, поэтому их следует ставить в тень и дополнительно маскировать подручными средствами.
В кустах машины следует располагать рассредоточенно, ставить их к теневой стороне крупных кустов и закрывать весь корпус машины срезанными ветками.
В населенном пункте для маскировки используются сараи, навесы, постройки, хорошо скрывающие машины от воздушного и наземного наблюдения.

На пересеченной местности машины следует располагать за обратным скатом, в теневых частях оврагов и других складках местности, забрасывая корпус машины подручным материалом.
На местности открытой или изобилующей только редким и тонким кустарником, для маскировки применяются горизонтальные маски и покрытия либо из табельного имущества, либо изготовленные экипажем (по типу табельных) из сетей и подручного материала.
Горизонтальные маски обеспечивают маскировку машин только от воздушного наблюдения. Они применяются главным образом на выжидательных позициях или при расположении на отдых в тех случаях, когда наземное наблюдение исключено.

При использовании естественного маскировочного материала особое внимание обращается на правильный его подбор и соответствие цвету фона. На фоне пашни целесообразно применять мелкий хворост (без листьев), укладывая его рядами, параллельными полосам пашни; на фоне жнивья можно применять также уложенный хворост или пучки жнивья, закрепленные торчком в ячейках сети. На фоне нескошенной травы лучше всего применять лиственные ветки, а не траву, которая подходит в качестве маскировочного материала лишь на фоне скошенного луга. На картофельных полях, на огородах и на бахчах после снятия урожая хорошим материалом явится срезанная ботва, оставшаяся после уборки корнеплодов и овощей. В кустах и возле них наилучшим материалом будут ветки кустов и деревьев.

При маскировке машин очень важное значение имеет удаление следов от гусениц и колес. По этим следам воздушный наблюдатель легко может определить места сосредоточения танков. Поэтому для движения к месту расположения необходимо использовать существующие дороги и тропы, а вновь прокладываемые подъездные пути и тропы не обрывать у мест расположения части, а продолжать до соединения с какой-либо другой дорогой, тропинкой, населенным пунктом или до ложного объекта.
На открытых участках дороги следы от гусениц и колес необходимо уничтожать путем привязывания к задним машинам срезанных деревьев (кронами вниз) или бухт колючей проволоки.

Зимой хорошая маскировка машин достигается расположение их на контрастных пятнах.
Прием этот заключается в следующем. На снегу вокруг машины набрасывают какой-либо темный материал (ветки, хворост, навоз, темный брезент и т. п.). Материал нужно набрасывать так, чтобы границы образованного им пятна походили на границы группы кустарника, проталины или какого-либо другого темного предмета, имеющегося на данной местности. Машина должна находиться примерно в одном метре от края пятна. Величина пятна должна быть такова, чтобы при любом положении солнца тень от машины не падала непосредственно на снег. Однако этот прием не обеспечивает машину от наземного наблюдения, и поэтому при наличии вблизи противника перед машиной нужно ставить вертикальную маску, хотя бы из нескольких веток, воткнутых в снег и напоминающих отдельно растущие кусты.

Маскировка машин зимою в населенных пунктах, в лесу и кустарнике производится так же, как и летом, с той лишь разницей, что машины следует покрывать белыми полотнищами или посыпать снегом. Кроме того, в зимних условиях хорошей маскировкой машин является окрашивание их в белый цвет.
Лучшим видом маскировки машин на марше является движение ночью, в туманную или дождливую погоду и т. п.
При движении ночью фары должны быть потушены или иметь защитную арматуру, а днем, особенно в солнечные дни, закрыты чехлами. Все блестящие металлические части должны быть прикрыты темной материей или смазаны маслом и присыпаны пылью.

Оглавление

Оглавление