Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
7. Противотанковые заграждения и их устройство

Глава V
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО.

Противотанковые заграждения и их устройство

танки

К противотанковым заграждениям относятся:

а) минированные отдельные участки, полосы или сооружения;
б) искусственно созданные препятствия в виде земляных рвов, эскарпов, лесных завалов, надолб и т. п.;
в) разрушенные отдельные сооружения (мосты, дамбы, плотины, броды, дороги и т. п.).

Все эти препятствия создаются с целью задержать или совершенно исключить движение танков в определенных районах. Они возводятся преимущественно обороняющимся в предполье, на флангах оборонительной полосы и в самой оборонительной полосе.
Как в предполье, так и в оборонительной полосе эти препятствия прикрываются различными огневыми средствами: противотанковыми ружьями, пулеметами, противотанковыми пушками. Ряд препятствий, возведенных в предполье или на флангах обороняющегося, может быть заражен стойкими отравляющими веществами.

ИСКУССТВЕННЫЕ ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Трапецеидальный ров (рис. 125). Трапецеидальный, безбрустверный ров устраивается на ровной местности перед передним краем и внутри оборонительной полосы. Отсутствие бруствера позволяет

Рис.125. Ров без бруствера

легко маскировать ров под окружающую местность. Размеры зависят от того, против каких типов танков он применяется.
Брустверный ров (рис. 126).
Бруствер создает дополнительное сопротивление и позволяет делать ров несколько уже. Устраивается такой ров на пересеченной местности - в предполье и внутри оборонительной полосы. Без маскировки сетью ров легко может быть обнаружен.

Рис. 126. Ров с бруствером

Ров с обратным бруствером (рис. 127).
Насыпь, вынесенная вперед, создает дополнительное сопротивление: танк от удара о крутую насыпь теряет скорость и падает носом к основанию тыльного откоса рва.

Рис.127. Ров с обратным бруствером

Треугольный ров (рис. 128) устраивается на ровной местности.
Легко маскируется под окружающий фон. Танк при неудавшейся попытке преодолеть ров легко может уйти с препятствия задним ходом.

Рис.128. Треугольный ров

Эскарп (рис. 129).
Эскарп устраивается на холмистой местности на передних скатах. Эскарпирование может также применяться для увеличения крутизны берега реки, откосов, насыпей, выемок и т. п.

Рис.129. Эскарп

Контрэскарп (рис. 130).
Контрэскарп у страивается на холмистой местности на обратных скатах. Он имеет вид обрыва, затрудняющего спуск танка. Стенки эскарпов и контрэскарпов могут быть одеты бетоном, камнем или деревом, и тогда сопротивляемость их значительно увеличивается.

Рис.130. Контрэскарп

Ловушки (рис. 131).
Ловушки устраиваются на дорогах в виде ям размерами 4X3 1/2 метра и глубиною до 2 метров. Сверху яма покрывается накатником и жердями и тщательно маскируется. Прочность перекрытия рассчитывается на разрушение при наезде определенного груза.

Рис.131. Ловушка

Воронки (рис. 132).
Воронки устраивают в таких местах дороги, где затруднен или невозможен объезд (насыпи, выемки, болотистые участки). На дне воронок и вокруг них могут устраиваться фугасы - ловушки, тщательно замаскированные ветками, сучьями, травой и т. п.

Рис.132. Воронка

Завалы из деревьев (рис.133).
Завалы устраиваются на лесных дорогах или дорогах, обсаженных деревьями, в тех местах, где невозможен объезд. Завалы, как правило, оплетаются колючей проволокой, усиливаются фугасами, минами и иногда заражаются СОВ. В горах на дорогах устраиваются каменные завалы.

Рис.133. Завалы из деревьев

Противотанковый барьер (рис. 134 и 135).
Противотанковый барьер устраивается в лесу средней густоты, в котором толщина отдельных деревьев не менее 40-50 сантиметров. К деревьям на определенной высоте прикрепляются бревна диаметром в 25-28 сантиметров. Вместо бревен иногда могут применяться проволочные канаты, скрученные из 40-50 ниток колючей проволоки.
Деревянный барьер (рис. 136). Высота стенки делается различной в зависимости от типа танков, против которых барьер применяется. Такой барьер устраивается преимущественно на дорогах, в дефиле, оврагах и т. д. в виде деревянных стенок, преграждающих путь движения.
Надолбы (рис. 137). Надолбы делаются из бревен диаметром в 25-30 сантиметров. Бревна зарываются или забиваются в землю на глубину 11/2 - 2 метра в шахматном порядке, несколько наклонно вперед. Иногда перед надолбами могут устраиваться пороги. Надолбы могут устраиваться также из рельсов, железобетона и камня.

Рис.134. Противотанковый барьер из бревен

Рис.135. Противотанковый барьер из металлического каната

Рис.136. Деревянные барьеры на дороге

Рис.137. Надолбы

Рис.138. Противотанковые мины

Противотанковые мины (рис. 138). Мина представляет собою плоскую коробку, начиненную взрывчатыми веществами. Мина взрывается при наезде на нее гусеницей танка. От взрыва мины гусеница пробивается и танк останавливается. Мины бывают нажимного, электрического и дистанционного действия.

Мины нажимного действия взрываются обыкновенным запалом; мины дистанционного действия могут взрываться не в момент первого нажима (наезда), а с некоторым запозданием. Уложенные поперек дороги 2-3 мины могут быть соединены жердью, отчего при наезде танком происходит одновременный взрыв всех мин. Соединительная жердь и мины сверху присыпаются грунтом и тщательно маскируются. При благоприятных естественных условиях (наличие кустарника, высокой травы), когда к тому же ограничено время, мины могут не зарываться в землю, а разбрасываться по земле.

Минные поля могут устраиваться из одного, двух и более рядов мин, расположенных различным способом. Демаскирующими признаками минного поля являются: тропинки, протоптанные при укладке мин, пятна свежей земли, высохшей или помятой травы, бугорки в местах укладки мин при твердом грунте, случайно оставленные предметы и т. п.
Против плавающих танков могут устраиваться подводные заграждения: проволочные сети, надолбы, береговые эскарпы и мины.
В зимнее время противотанковые заграждения могут устраиваться из снега в виде снежных заборов высотой 1,2-1,5 метра и шириной 3-5 метров.

Оглавление

Оглавление