Содержание |
---|
Джон Уолтер Кристи |
Другие танки |
Всю прибыль Д. Кристи вложил в новую компанию "Уилтрак лейер корпорэйшн" и разработку перспективного танка М.1928. На нем уже каждый опорный каток имел отличную индивидуальную подвеску, а само шасси состояло из 8 обрезиненных катков большого диаметра. Мощные спиральные пружины, надетые на свечи-толкатели (из-за чего подвеску часто называли "свечным"), соединялись с катками через качающиеся рычаги и располагались между двумя бортовыми листами корпуса. Благодаря плавному ходу танк достигал высоких скоростей: до 112 км/ч - на колесах и 68 км/ч - на гусеницах.
Вооружение опытного образца состояло из двух пулеметов, один из которых закреплялся в лобовом листе корпуса, но танк можно было оборудовать башней, а значит, установить на нем и более мощное вооружение. Испытания танка начались в октябре 1930 года и проводились в форте Мид под наблюдением Джорджа Паттона и подполковника Адна Чаффи - будущих командиров американских танковых войск, давших машине высокую оценку. За время испытаний танк прошел 200 миль - на колесах и 140 миль (по пересеченной местности) - на гусеницах, показав хорошую управляемость и достаточную надежность.
В июне 1930 года с танком У. Кристи смогла познакомиться советская закупочная комиссия И. Халепского, направленная за границу покупать современные танки для СССР. Вначале Халепский особого интереса к танку не проявил, но в июне 1930 года сделка по его продаже СССР все-таки состоялась. По поводу этого танка в советском журнале "Наука и техника" (в 1929 году) сообщалось, что "в Америке создан новый танк-скороход, который при движении на гусеницах по свежевспаханной земле развивал скорость 67 км/ч, то есть почти не отставал от курьерского поезда, а на колесах на бетонном шоссе мог ехать со скоростью 120 км/ч. Переход с колес на гусеницы проходил всего за 14 минут, хотя все другие подробности устройства этого танка пока содержатся в строгом секрете".
Конструктор назвал свой новый образец "Модель 1940 года". Однако, высокие тактико-технические характеристики нового танка, его высокая скорость, создали и противников среди американских военных. Приводились мнения, что для танков сопровождения пехоты высокая скорость не нужна, а для кавалерийских танков (в американской армии тогда было разделение между пехотными танками, и танками кавалерии) она тоже не нужна, поскольку на больших скоростях эффективная стрельба из него невозможна. Отмечали и высокую уязвимость одной пары ведущих колес, и сильный износ траков, и неудобство обслуживания танка экипажем.
У конструктора возникла новая идея. Речь идет о знаменитом "летающем танке", идею которого он стал пытаться реализовать. По проекту Кристи на легкий 5-тонный колесно-гусеничный танк должна была устанавливаться бипланная коробка крыльев, к которой на двух трубчатых балках крепилось крестообразное хвостовое оперение. Спереди на верхнем крыле стоял редуктор с воздушным винтом. По замыслу конструктора, первые 70-80 м танк должен был разгоняться на гусеницах. Затем водитель, он же пилот, переключал редуктор на воздушный винт, после чего, пробежав еще 90-100 м и разогнавшись до скорости 130-210 км/ч, танк взлетал. После посадки на гусеницы пилот-водитель при помощи специального рычага должен был сбросить оба крыла и хвостовое оперение и вступить в бой, как на обычной гусеничной машине. Экипаж "крылатого танка" должен был состоять из двух человек: пилота-водителя и стрелка.
Летающий танк "Кристи", 1932 г.
Основой стала модель 1932 года (М.1932), сделанная из дюралюминия, подвеска была улучшена. Мощность двигателя достигла 750 л. с., но реализация на практике не удалась. Этот танк оказался в СССР - Кристи продал его з летом 1932 года. Машина тайно (Госдепартамент США наложил запрет на ее продажу) была переправлена в СССР, где получила обозначение БТ-32, прошла испытания и была показана на военном параде в Харькове.
М.1931 из опытных образцов так и не вышел. Департамент вооружения решил строить танки его типа самостоятельно, а Кристи продал свой танк СССР, где на его основе была выпущена серия танков БТ. Самих "танков Кристи" (М.1931) было построено всего 9. Два шасси без башен были проданы СССР, а остальные попали в американскую армию. По американской терминологии, машины, проходящие армейские испытания, обозначаются буквой "Т" (от слова 'ТЕSТ'), поэтому танки 1, 2, 3 и 5, переданные в кавалерию, получили обозначение Т.1, в то время как танки 2, 6, 7, оказавшиеся в пехоте, индекс Т.3, так как танки Т.2 к этому времени уже испытывались. Отличались они друг от друга только по вооружению. Пехотные машины получили собственные имена "Торнадо", "Харрикейн" и "Циклон". Что касается машин Департамента вооружений, то первый же его танк, изготовленный для кавалерии под маркой Т.2, оказался лишь подобием модели М.1931. Военные испытывали Т.2 два года, но положительных результатов так и не добились, а танк Кристи превзойти не смогли.
Танк БТ-2 с пулеметным вооружением, 1935 г.
Опытный кавалерийский колесно-гусеничныи танк Т4 | Опытный кавалерийский колесно-гусеничный танк Т4Е1 | Опытный кавалерийский колесно-гусеничный танк Т4Е2 |
Колесно-гусеничные танки Департамента вооружений США
Кристи сконструировал еще один скоростной колесно-гусеничный танк-бронеавтомобиль М.1933, приспособленный для переброски по воздуху на внешней подвеске под тяжелыми самолетами, но опытные разработки потребовали практически всех его средств и в 1934 году он окончательно разорился. В это время в СССР шло производство танков БТ, которые в 1936 году английский генерал-майор А. Уэйвелл и конструктор танкетки, полковник Г. Мартел, увидели на маневрах. Британцы были потрясены успешными действиями этих машин, и рекомендовали британскому правительству купить у Кристи его танк, что оно практически тут же и сделало.
Американский конструктор отправился в Англию, куда прибыл 11 ноября 1936 года. Английские специалисты подвергли его шасси серьезным испытаниям - пробег составил 678 миль, из которых 327 по бездорожью, после чего приняли на вооружение в чисто гусеничном варианте под маркой А.13.Е2, причислив к крейсерским танкам. Еще один свой проект Кристи продать англичанам не удалось, и он вновь оказался в Нью-Йорке совершенно без денег. Последней его работой, последней идеей, так и оставшейся в чертежах, стал безбашенный танк М.1943, имевший авторское название "модель 1950 года". Танк был во многом похож на будущие шведские танки STRV-103, поступившие на вооружение в 1963 году.
Проживая в Англии, Кристи написал небольшую брошюру "Современная мобильная оборона", в которой изложил все основные задачи конструирования бронетехники. "Моей первой и основной задачей - стало создание такого шасси, которое могло бы защитить того человека, который решился бы доверить ему свою жизнь на поле боя - машину, которая защищала бы его и уничтожала его противников. Именно поэтому фронтальные проекции моего шасси таковы, что оно трудноуязвимо для любых типов боеприпасов. Кроме того, мы сконструировали наше шасси таким образом, чтобы оно было как можно более низким, а значит, и малозаметным. Затем мы обратились к проблеме защиты путем увеличения скорости. Скорость как для аэроплана, так и для наземной боевой машины одинаково значимы. Имея скорость, можно легко уйти от противника или обойти его, быстро занять удобное положение для ведения огня и столь же быстро выйти из-под обстрела".
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Zaloga, Steven J., James Grandsen. Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
- Chambers, Whittaker, Witness, New York: Random House;
- Ф. Л. Хлыстов Танки и механическая тяга в артиллерии.
Вперед > |
---|