Танки и бронетехника

Назад Домой

Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танки Второй Мировой:
 
 
Танки Японии

Начало японской танковой промышленности

Японский танк Япония в 1935 году не считалась индустриальной державой, а успехи в области кораблестроения объяснялось островным положением и помощью Великобритании. Когда в Японии началось создание собственной танковой промышленности, она начала изучать зарубежный опыт и закупать танки периода Первой мировой войны. В 1917-1923 годах закупались и испытывались английские танки Mk.IV, Mk.А "Уиппет", французские "Рено" FT-18 и М21 "Шенильет". Первая танковая группа была сформирована в апреле 1925 года из танков "Уиппет" и "Рено".

В 1927-1930 гг. испытывались танки Англии "Виккерс" MkC, "Виккерс 6-тонный" и танкетка "Карден-Лойд" Mk.VI, французский легкий танк "Рено" NC-26. Закупленные во Франции танки "Рено" FT-18 ("Ко-гата") и NC-27 ("Оцу") оставались в строю до 1940 года - часть "Оцу" японцы даже оснастили дизельным двигателем. В 1927 году арсенал в Осаке построил опытный двухбашенный танк весом 18 тонн "Чи-и" - "средний первый", имевший 57-мм орудие и два пулемета. В 1931 году тем же арсеналом был создан 18-тонный трехбашенный танк "91", имевший одну орудийную и две пулеметные башни, расположенные в продольной плоскости, задняя пулеметная башня располагалась на нем позади двигательного отсека. Танк имел 37-мм и 70-мм орудия (со скоростью снаряда около 300 м/с). За ним в 1934 году последовал трехбашенный "95", но в целом многобашенные танки остались на уровне опытных образцов, а несколько построенных танков "91" в конце 30-х годов использовались в Китае.

японский танк

Опытный японский тяжелый танк "2595", 1934 г.

У Японии приоритетным был флот и, хотя японские конструкторы обратили внимание и на сверхмощные танки для прорыва укрепленных, дальше макетов дело не продвинулось. Так, проект 1939 года предполагал трехбашенную машину весом 100 тонн с задним расположением двигателя и передним - трансмиссии. В главной башне предусматривались 105-мм пушка и 2 пулемета, а в каждой малой - по одной 37-мм. Высота танка должна была составить 4,2 м, длина - 10 м, ширина - 4,2 м, толщина брони 35-75 мм, экипаж - 11 человек. В другом варианте танка "О-и" - "большой первый", или "Тип 100", обе малые башни должны были располагаться спереди.

японский сверхтяжелый танк

Опытный японский сверхтяжелый танк прорыва, тип 100 "О-И", 1939 г.

Толщина брони предполагалась 200-мм, а вес - 200 тонн. Планировалось оснастить машину двумя двигателями BMW мощностью 550 л.с. каждый, а также поставить ее на широкие гусеницы. В Советской России танки СМК и Т-100 при меньшем весе построить в это время удалось, а вот оба японских проекта так и не были реализованы.

Средние танки в Японии разрабатывались в начале 30-х гг. на базе закупленных в Англии танков "Виккерс Мk.С". Танк "89 Ко", или "И-го" ("первая модель"), стал первым танком японского производства и выпускался малой серией (всего изготовлено 230 танков этого типа) в 1931-1937 гг. С 1936 года на него стали устанавливать специальный дизельный двигатель, созданный в 1932 году. Для входа и выхода в танк помимо единственного башенного люка служила большая входная дверь, располагавшаяся в переднем бронелисте корпуса под установкой лобового пулемета. Вооружение в башне (57-мм короткоствольная пушка с начальной скоростью снаряда 350 м/с; и 6,5-мм пулемет) располагалось: пушка спереди, а пулемет сзади. Японцы одними из первых начали установку на свои танки курсовых пулеметов, но для башни предпочитали раздельную установку вооружения.

Танк Японии

Японский танк Type 89 Chi-Ro

В 1933 году Верховное командование приняло решение по широкомасштабной механизации армии и выдало соответствующие заказы промышленности. Закупив танкетку "Карден-Лойд", японцы отказались от ее безбашенного варианта и через два года создали малый танк. Несмотря на слабость брони и вооружения, эта машина прослужила более 10 лет. Именно на этих малых танках была отработана подвеска, предложенная в 1932 году японским инженер-майором (затем генерал-майором) Томио Хара, ставшим одним из наиболее известных японских танкостроителей.

Танкетка

Танкетка Type 94 TK

Японский малый танк "Тип 92"

Одинарные обрезиненные опорные катки блокировались по два на качающихся балансирах. Упругими элементами служили горизонтальные спиральные пружины, заключенные в трубы, приклепанные к бортам корпуса. Балансиры были связаны рычагами, оси которых также крепились к корпусу. Рычаги, в свою очередь, шарнирно соединялись с тягами, идущими к пружинам. Такая конструкция подвески типа "Хара", сочетавшая компактность с большим ходом балансиров, оказалась простой, грубоватой по устройству, но надежной и после этого применялась на всех японских танках 30-40-х гг. Внутри корпуса элементы подвески отсутствовали, что позволяло увеличить его полезный объем.

«Те-Ке» — японский малый танк

"Те-Ке" - японский малый танк

До 1937 году японцы выпустили более тысячи таких "малых танков", танкеток. После чего конструкторы переключились на создание уже более тяжелых легких и средних машин. В 1935 году появились самые известные и массовые легкие танки "Ха-го" ("третья модель"), а спустя два года - средние танки "Чи-ха", последние до конца Второй мировой войны были основными в японских вооруженных силах.

Японский танк

Японский средний танк "Чи-ха", 1938 г.

После начала войны с Китаем в 1937 году темпы строительства бронетехники резко увеличились, одновременно приступили к модернизации танков "Ха-го" и "Чи-ха". В середине 30-х гг. командование флота проявило интерес к танкам-амфибиям. Были созданы прототипы плавающих танков, один из них - "И-го" оборудовали водометным движителем, но дальше экспериментов дело не пошло.

Танк-амфибия

Танк-амфибия Type 2 Ka-Mi

Японское танкостроение отличает тщательное изучение иностранного опыта, длительная работа с танкетками, неудачи в работе над тяжелыми машинами и переход на легкие и средние. С 1933 года японцы начали применять дизель-моторы с 6, 8 и 12 цилиндрами с общей размерностью цилиндров, опередив в этом отношении другие страны. Столь же продуманной была и унифицированная подвеска, одинаковая для всех японских танков, чего больше не было ни в одной армии мира, однако самих танков японцы выпускали недостаточно. С 1931 по 1939 гг. в Японии было произведено 2020 машин, спроектировано 16 образцов, из которых в производство было принято 7.

Японский средний танк Чи-Хе ("Чи-Хе" - "2601" - Тип 1)

Танковые войска Японии имели достаточно обученный младший командный состав, механиков-водителей, артиллеристов, радистов, подготовка которых занимала 2 года. Офицеров набирали из числа общевойсковых, после чего их готовили всего 3-6 месяцев. Таким образом, несмотря на ряд очень важных технических решений, по которым японские конструкторы опередили Европу и США, танкостроение 30-40-х гг. так и не смогло выделиться в Японии в приоритетную отрасль военного производства, поскольку таковыми являлись судостроение и авиация. В боевых действиях против Китая в 1937 году Япония в Маньчжурии использовала всего 400 боевых машины.

К середине 1939 года было изготовлено 2020 танков, в войсках же их имелось 720. По годам: 1939 г. - 462, 1940 г. - 1023, 1941 г. - 1024, в 1942 году - 1191 танк - это был пик производства, которое потом только сокращалось.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Steven Zaloga, Japanese Tanks 1939-45;
  • Ledwoch, J., Solarz, J. Czołgi japońskie 1938-1945;
  • П. Н. Сергеев. Танки Японии во Второй мировой войне. (Военные машины № 2-4);
  • Christopher Foss: Tanks: The 500.