Советский легкий колесно-гусеничный танк передали Музею в Кубинке
Редкая машина - экспериментальный танк Т-46-1 был передан Музею бронетанкового вооружения в Кубинке. Таких танков в 30-е годы было выпущено только четыре. А до нашего времени сохранилось лишь два. Второй танк Т-46-1 находится в музее на Поклонной горе. Этот танк стал одной из первых машин с противоснарядной броней, он - прародитель [термин, однако, не очень удачный] легендарного Т-34, участвовавшего в Великой Отечественной войне. Эти танки тоже принимали участие в боях - они были закопаны на Карельском перешейке, их использовали как долговременные огневые точки. В музее можно увидеть один только кузов и башню, двигатель с машины был снят еще в военное время. Об этом в минувшие выходные сообщил Телеканал Подмосковье.
Открыл торжественное мероприятие в Музее бронетанкового вооружения в Кубинке председатель Российского военно-исторического общества, министр культуры РФ В.Р. Мединский. В церемонии приняли участие директор Центрального музея бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны РФ А.В. Сороковой, ветераны Великой Отечественной войны, представители молодежных патриотических организаций.
Танк Т-46-1 был обнаружен и выкуплен членом Российского военно-исторического общества и генеральным директором магазина военного антиквариата "Лейбштандарт" Дмитрием Бушкаковым, об этом написала "Комсомольская Правда", которой Дмитрий Бушкаков сообщил: "По неподтвержденной информации, этот танк был найден в районе бывшей Советско-Финской границы местными охотниками за металлоломом, чудом он не был разрезан на части, а сдан в лом целиком".
"Комсомолка" также сообщает, что из пункта сдачи металлолома танк был выкуплен западными торговцами антикварной техникой. Его могли вывезти из России по частям под видом лома. Но сотрудники магазина военного антиквариата "Лейбштандарт" уговорили перекупщиков не резать редкий образец и продать его для российского музея.
Сохранение и популяризация исторического и культурного военно-исторического наследия России, в том числе памятников военной истории России является одной из приоритетных задач РВИО. При содействии общества в различных городах России организуются выставки, мероприятия военно-исторических клубов, на полях бывших сражений проводятся военно-археологические раскопки и проходят исторические реконструкции. РВИО оказывает поддержку имеющимся центрам военно-исторической культуры - военно-исторических музеям, библиотекам, архивам и другим структурам.
В ноябре 1936 года (по некоторым данным в 1935 году) был построен первый прототип Т-46-1. В соответствии с техзаданием, танк должен был иметь усиленное пушечное вооружение и боевую массу до 10 тонн. Три человека составляли экипаж машины. Для управления при движении на гусеницах применялись рычаги управления, на колесах - рулевая колонка автомобильного типа. Переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из танка.
В шаровой установке кормовой ниши находился 7,62-мм пулемет ДТ, второй ДТ - в спаренной установке вместе с пушкой. Кроме того, танк оснащался огнеметом КС-45. Боекомплект танка составлял 101 выстрел к 45-мм орудию, 43 магазина патронов к пулеметам ДТ, бак с 50 литрами огнесмеси на 10-12 выстрелов из огнемета КС-45.
До завершения испытаний было получено решение о начале серийного производства, которое с декабря 1936 года развернули на заводе №174 имени Ворошилова, где параллельно шла сборка Т-26, однако после сборки 4 танков выпуск был прекращен. Это было связано с тем, что Т-46-1 по стоимости не уступал среднему танку Т-28. После короткого периода войсковой эксплуатации построенные колесно-гусеничные танки передали в распоряжение полигона НИБТ. Все работы по Т-46 были свернуты в конце 1937 года. Один Т-46-1 передали в распоряжение бронетанкового музея, где он находился до середины 1941 года. Одна (как минимум) такая машина участвовала в Зимней войне с Финляндией. Когда немцы находились на подступах к Москве, Т-46 были закопаны по башню в землю, они имели тоже вооружение, кроме огнемета.
Читайте также: