Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Блог
Самые странные танки
  

Самые необычные танки Второй мировой войны

Будь то подвижная бомба, дорожный укладчик или гигантский тральщик: танк был не только решающим оружием войны, но строился также во всех мыслимых специальных версиях.

AVRE БобинаБойцы 3–й пехотной дивизии США, находясь в Анцио близ Неаполя, не могли поверить своим глазам: они услышали низкий моторный шум легкого мотоцикла, но ничего подобного ранее не видели. Только, когда звук был совсем близко, они увидели диковинное транспортное средство: 60 см в высоту, 1,6 метра в длину и около половины метра в ширину. Но самое странное: вокруг, покрашенного в камуфляжную краску транспортного средства, проходили две гусеничные ленты. Они увидели мини–танк.

Сколько солдат видели нечто похожее, но не смогли сообщить об этом, неизвестно. Потому что, если мини-танк был достаточно близок к своей цели, в большинстве случаев в расположении врага, немецкий солдат на другом конце управляющего провода приводил в действие 75 кг взрывчатого вещества.

Десятки официально именуемых "Специальных машин 303", бензиновых бронемашин для производства подрывных работ, были взорваны в середине февраля 1944 года во время немецких атак на десантные части союзников в южной Италии. Специальное боевое средство "Голиаф" - лишь один из многих необычных танков, при помощи которых обе стороны пытались получить преимущество во время Второй мировой войны.

Создание управляемой на расстоянии беспилотной машины, которая способна принести тяжелый заряд взрывчатого вещества точно к намеченной цели, очевидно, носилось в воздухе в начале Второй мировой войны. Первое такое транспортное средство построила французская оборонная компания "Кегресс". Когда Франция была оккупирована, инженеры фирмы затопили прототип в Сене, но немцы подняли машину.

Тяжелый самоходный носитель подрывного заряда с дистанционным управлением

В то же время, компания "Боргвард" в Германии преследовала аналогичную концепцию, но в шесть раз большую. "Тяжелый самоходный носитель подрывного заряда с дистанционным управлением" с официальным названием "Специальная машина 301" мог доставить до 500 кг взрывчатого вещества к цели.

"Пантера" и Sd.Kfz.301 Боргвард В-IV

Пантера и Sd.Kfz.301 Боргвард В-IV

Танк "Пантера" и "Специальная машина 301" (Боргвард В-IV) на полигоне в Куммерсдорфе.

Фото: weaponsandwarfare.

Механик-водитель должен был управлять гусеничной машиной большую часть пути; лишь для последних нескольких сотен метров был предусмотрен беспроводной пульт дистанционного управления, для покинувшего машину оператора. После закладки заряда, машина управляемая дистанционно возвращалась к механику-водителю, который подорвав заряд, был готов для следующего использования.

Идея не была надежной. Ввиду того, что эти машины выглядели как танки, но не были так же сильно бронированы, и вызывали оборонительный огонь противника, не имея достаточной защиты. Поэтому инженеры "Боргвард" равным образом усилили броневые листы и двигатель. Но это ничего не изменило в том, что каждое боевое применение было смертельно опасным заданием. Часто механики-водители выходили из машин слишком рано. Последняя, из почти 1200 построенных машин, с установленными ручными противотанковыми гранатометами в 1945 году, была переделана в истребитель танков.

"Голиаф", напротив, должен был взрываться со своим зарядом. И им могли управлять дистанционно по кабелю, с достаточно безопасного расстояния, а затем взрывать.

"Голиаф" с двигателем компании "Цюндапп"

Правда, первая версия с двумя беззвучными электродвигателями оказалась весьма уязвимой, а также слишком дорогой, стоимостью около 3000 рейхсмарок за единицу. И все же было построено более 2500 машин, большинство из которых использовались и были при этом уничтожены в основном на Восточном фронте.

Наземная гусеничная самоходная мина (танкетка без экипажа)

Самоходная мина

Британские солдаты с захваченным "Голиафами", которые использовались немецкой армией во Второй мировой войне

Фото: Wikimedia Commons.

Принятая на вооружение в апреле 1943 года, бензиновая версия с импортным двигателем "Цюндапп" мощностью около 12 л.с., оказалась гораздо более эффективной. Спецмашина была быстрее, имела больший радиус действия до десяти километров и могла перевозить больше взрывчатки. Более 4600 машин построили до осени 1944 года, а потом - несколько сотен вновь усовершенствованных моделей.

Но "Голиаф" имел серьезные недостатки. Как только противник засекал его, то отключить этот мини-танк было легко. Самой большим уязвимым местом являлся кабель управления. Уже на юге Италии американские солдаты усвоили, что надо стрелять из автоматического оружия непосредственно за корму машины. В большинстве случаев, кабель повреждали и "Голиаф" становился парализованным.

Британские и американские солдаты иной раз доставляли себе удовольствие в подрыве, выведенных из строя мини-танков - идея, которая стоила многих жизней. Вскоре, однако, союзники узнали, как нужно обращаться с управляемыми минами на гусеницах. "Голиаф" потерял свой ужас, хотя его использовали до конца войны.

С брезентовым кожухом на корпусе и гребным винтом

Танк ШерманСпециальные танки были и у войск союзников. Их разработка восходит к британскому генералу танковых войск Перси Хобарту. Он, как Гейнц Гудериан на немецкой стороне, уже в двадцатые и тридцатые годы был идеологом танковой войны Королевских Вооруженных сил. Тем не менее, эксцентричный Хобарт часто задевал товарищей, настроенных традиционно, а также имел слабое здоровье.

После того, как Хобарт успешно создал три танковые дивизии, начальник Имперского Генерального штаба  Алан Брук назначил его командиром специального подразделения, которое должно было сделать выводы из катастрофы в районе Дьеппа в 1942 году. При этой попытке вторжения, самые современные танки оказались непригодными, чтобы преодолеть даже простые прибрежные укрепления и поддержать десантные войска.

Хобарт приказал разработать странную машину: плавающий танк с большим надувным брезентовым кожухом и дополнительным приводом для гребных винтов, получивший название "Шерман ДД".

Sherman DD

Танк Sherman DD

"Шерман", оборудованный системой Duplex Drive, во время форсирования Рейна.

Фото: Wikimedia Commons, Harrison (Sgt), No 5 Army Film & Photographic Unit.

Также, на базе имевшихся в достаточном количестве танков США, был создан "Краб". У этого "Шермана" были металлические цепи на барабане, который вращался с помощью привода от двигателя танка, и дополнительное лобовое бронирование. Таким образом, это позволяло прокладывать коридоры в минных полях - принцип, используемый бундесвером до сих пор, в своих тралах, которые установлены на специальных танках.

На базе британского танка "Черчилль" были созданы специальные конструкции с огнеметами или тяжелыми минометами. Эффектной была система "Боббин", которая могла проложить путь для танков длинной в сто метров по непроходимому болоту или песку, и после этого продолжать сражаться.

"Игрушки Хобарта" для болота

Однако, вероятно, наиболее важной была конструкция невооруженных моделей с шутливым названием "Игрушки Хобарта", которые часто базировались на шасси уже ставших бесполезными американских танков "Грант" или "Ли". Они перестраивались, например, в горные танки или мостовые танки и зарекомендовали себя блестяще.

Перси Хобарт разрабатывал свои "Funnies" со свежими идеями, но в то же время очень реалистично на технически проверенной основе. Некоторые немецкие инженеры, напротив, были заняты совершенно новыми проектами.

Пожалуй, самым абсурдным был тяжелый минный тральщик Räumer S, созданный в качестве прототипа на заводах Круппа. К нему притупили в  1940 году, когда верховное командование вермахта объявило конкурс на  колесный минный тральщик. Тем не менее, машина превысила допустимые размеры: 2,7 м в высоту, 3 метра в ширину, 10 метров в длину и массу 40 тонн.

Тяжелый минный тральщик Krupp Raumer-S

Минный тральщик

Немецкий тяжелый (130-тонн) минный тральщик Krupp Raumer-S, захваченный американцами в Хиллерслебене. Опытный образец.

Тяжелый минный тральщик с длиной 15,63 метров, высотой почти четыре метра и особенно массой 130 тонн был совершенно непригодным для обычных дорог или мостов. Он монтировался в 1944 году на полигоне Хиллерслебен и там же был обнаружен американскими войсками в конце апреля 1945 года. След этого гиганта теряется в одном из арсеналов около Парижа, вероятно, его попросту пустили на металлолом.

Источник:

Читайте также: