Жуткое наращивание немецких танков
Уже летом 1940 года Гитлер приказал удвоить количество немецких танковых дивизий. Однако, поскольку производство могло быть увеличено, но только медленно, воспользовались своеобразным приемом.
Тот, кто планирует нечто значительное, должен готовиться. Но лишь только воля не создаст никакого оружия, не говоря уже о десятитонных танках. А кто осмелится сообщить непредсказуемому и неуравновешенному боссу неприятную правду? Тогда предпочитают выполнять обманные трюки.
31 июля 1940 года Адольф Гитлер, в расчете на кампанию против Советского Союза, приказал укрепить германскую армию со 120 до 180 дивизий. Особенно важные для ведения войны самостоятельные немецкие танковые дивизии следовало даже удвоить с 10 до 20. Номинально танковая дивизия в это время насчитывала 218-328 танков, разделенные на два танковых и один мотопехотный полк. В целом, после победоносного окончания французской кампании, вермахт располагал около 2200 боеготовых боевых машин.
Танк вермахта
Немецкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.B на улицах Парижа, июнь 1940 года.
Чтобы удвоить число танков, как приказано, требовалось значительное увеличение производства. До весны 1941 года, при ежемесячном фактическом объеме производства примерно в 120 машин, можно было построить не более тысячи новых танков. Мало что меняла директива Гитлера от 18 декабря 1940 года о необходимом завершении подготовки к нападению на Советский Союз "до 15.5.41 года".
Хотя военное ведомство, будучи оптимистично настроенным, 23 августа 1940 года пообещало поставить 1500 танков и 300 штурмовых орудий (бронированных самоходных орудий без подвижных башен) до 1 мая. Но это было нереально. Также и трофейные танки не являлись выходом. Тогда как в немецких танковых дивизиях во Франции были использованы более 400 танков фирмы "Шкода", но пригодных машин из захваченных французских запасов было не так много.
Хотя некоторые из них действительно превосходили в прямом поединке большинство немецких моделей. Но эти танки ни в коей мере не соответствовали немецким принципам управления, были медленными, имели слишком малый радиус действия, а командир также являлся наводчиком, так что не мог сосредоточиться на ведении боя в подразделении, соответствовавшим немецкой тактике.
Из двух полков сформировали один
Если как раз достаточное количество танков имелось в наличии для 20 полков, но чтобы оснастить столько же дивизий, осталась только одна возможность: с 1 января 1941 года каждая панцердивизия включала уже не два танковых полка и один моторизированный пехотный полк, а один танковый полк и два стрелковых.
Ответственным планировщикам Верховного командования сухопутными войсками (ОКХ) было известно, что таким образом снижаются боевые качества каждого подразделения, хотя и не на половину: опыт французского похода показал, что танковые дивизии на переднем крае наступающих войск часто не были укомплектованы достаточным количеством стрелков. Поэтому они должны были иногда ожидать подхода пехоты.
Танки Второй мировой войны
Вопрос количества: Численность производства танков показывает характерные границы нацистской военной экономики.
Изображение: Infografik Welt Online.
Танки Второй мировой войны
Весной 1941 года, когда новые танковые дивизии были в основном установлены, они насчитывали номинально 140 танков каждая. Но помимо численности, также были важны и модели используемых танков.
Перед французской кампанией четверть немецких боевых машин относилась к Pz.I. Это были легкие гусеничные машины массой 5,5 тонн и вооруженные только двумя пулеметами. В принципе, речь шла об учебных машинах, бронирование которых было уязвимо даже для стрелкового оружия.
Еще треть составляли также легкие танки Pz.II массой 9 тонн с 20-мм пушкой. Приблизительно столько же машин принадлежали к более новым средним танкам Pz. III и Pz. IV, оснащенных 50-мм или 75-мм орудиями и боевой массой от 20 до 25 тонн. Остальные машины были чехословацкого производства.
Этот собранный из маленьких кусков арсенал говорит кое-что и о состоянии военной промышленности, когда нацистский режим начал войну. Не качество или количество танков привело к быстрой победе на западе, а их сплоченное боевое применение в крупных соединениях. С тех пор танк считался символом, так называемой "молниеносной войны", который должен был также привести к успеху против Советского Союза.
Уже 20 августа 1940 года Гитлер потребовал больше не производить танки Pz.I и Pz. II, а только лишь Pz.III и Pz.IV. Однако, с одной стороны, производство не так просто перестроить, а с другой стороны, для одной из двух современных моделей требовалось в четыре-пять раз больше стали, чем маленькому танку Pz.I.
Немецкий танк
Танк вермахта Pz.Kpfw.III Ausf. D в Польше, 1 сентября 1939 года.
Фото: Wikimedia Commons, Bundesarchiv.
Вновь структурированные танковые дивизии весной 1941 года насчитывали порядка 60 Pz. III и 48 танков Pz.IV каждая, и кроме того, около 25 танков Pz.II и других гусеничных машин, например, командно-штабные машины с неподвижными надстройками и макетами пушек. Но даже, несмотря на максимальное увеличение производства, достаточное количество танков Pz.III не могло быть поставлено; поэтому они были заменены в некоторых ротах на танки Skoda. Танки же Pz.I эксплуатировались как специальные машины или буксиры боеприпасов для артиллерии.
В целом, вермахт располагал к отчетной дате 1 июня 1941 года почти 5700 танками, половина из которых относилась к Pz.I. и Pz.II, а также по меньшей мере 572 танка Pz.IV. Для операции "Барбаросса" 3648 из этих машин передислоцировали к восточной границе Третьего рейха; остальные использовались в Северной Африке или на Балканах. Очень немного танковых подразделений находилось в оккупированной Франции, так как дальнейшее вторжение не ожидалось.
Тем не менее, Красная Армия уже в июне 1941 года была оснащена почти тысячью современных средних танков Т-34, которые по меньшей мере равносильны Pz.IV. Кроме того, по крайней мере еще десять тысяч других гусеничных машин были в боевой готовности: от легких танков БТ-7 (сопоставимы с немецкими танками Pz.II) до более тяжелых КВ-1, для которых в вермахте не имелось аналогов.
Учитывая такое соотношение сил, нападение на СССР было чрезвычайно рискованным, безрассудным предприятием. Еще более удивительно то, что оно, тем не менее, к концу 1941 года привело почти к победе.
Источник:
Читайте также:
Комментарии
Но управление танковыми войсками было на очень низком уровне, а взаимодействие родов войск отсутствовало вообще. Поэтому громадное количественное превосходство в танках и самолетах не могло дать положительного результата.
Качество управления в КА резко повысилось в 44-м, когда Т-34 с 45-мм лобовой броней пробивался на всех дистанциях любым штатным танковым и противотанковым орудием. Но это не помешало успешному проведению всех наступательных операций конца войны. Недостатки танков компенсировались их большим числом, массовым применением артиллерии, тесным взаимодействием различных родов войск и возросшим мастерством командного состава.
RSS лента комментариев этой записи