Фольксштурм должен был остановить советские танки
Термин 'вундерваффе' (Wunderwaffe) был введен нацистским министерством пропаганды для обозначения масштабных исследовательских проектов, направленных на создание новых видов вооружений, новых образцов артиллерии и бронетехники (можно вспомнить, например, танки Panzerkampfwagen VII Löwe, Panzerkampfwagen VIII Maus, Е-100; или противотанковые управляемые ракеты Rumpelstilzchen, Rochen; или турбореактивные истребители Мессершмитт Me.262 "Schwalbe", Хейнкель He-162 "Саламандра" и т.д.). Свен Феликс Келлерхоф (Sven Felix Kellerhof) в статье, опубликованной 'Die Welt', рассматривает немецкие панцерфаусты, панцершреки в качестве такого "чудо-оружия", которое в 1945 году могло лишь замедлить продвижение советских войск, несколько отсрочить неизбежное поражение Германии.
Фольксштурм - отряды народного ополчения
Солдаты фольксштурма учатся использовать панцерфауст, первые дни апреля 1945 года.
Фото: Федеральный архив Германии.
Панцерфауст - последняя ошибка вермахта
Простая труба с гранатой: Фольксштурм должен был остановить советские танки весной 1945 года простыми средствами. Это была концепция команды смертников.
Нет более опасного места на поле боя, чем несколько десятков метров перед вражескими танками. Хотя их пушки на таком расстоянии уже неэффективны. Но один или два пулемета имеется почти у каждого танка. Большинство моделей панцерфауста, которыми немецкие солдаты должны были задержать Красную армию весной 1945 года, имели эффективную дальность огня всего 30-50 метров. Несколько миллионов таких одноразовых гранатометов было создано, начиная с 1943 года, и доставлено в вермахт.
Весной 1945 года они были самой последней, обманчивой надеждой задержать армаду советских танков, которые ждали на Одере приказ на марш в направлении Берлина. Газета "Народный обозреватель" ("Völkische Beobachter") печатал эскизы о правильном использовании панцерфаустов, последние киножурналы "Немецкое еженедельное обозрение" (Die Deutsche Wochenschau) Министерства пропаганды показывали строевые приемы с этим оружием.
Своему секретарю Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) в конце марта 1945 года продиктовал: "Доктор Лей был у фюрера и изложил ему вопрос обоснования добровольческого корпуса". (прим.pro-tank.ru: Фрайкор, Freikorps, свободный корпус, добровольческий корпус - наименование ряда полувоенных патриотических формирований, существовавших в Германии и Австрии в 18-20 вв.). Формирование, основанное как свободные корпуса наполеоновских войн, должно было носить имя "Добровольческий корпус Адольф Гитлер".
Его члены должны были сформировать "боевые противотанковые подразделения", которые "оснащены только панцерфаустами, штурмовыми винтовками и велосипедами". Это самоограничение было неизбежно, так как вермахт располагал едва ли большими материальными средствами.
Панцерфауст
Три фольксштурмовца с панцерфаустами, 10 марта 1945 года.
Фото: Федеральный архив Германии.
"Сама по себе идея хорошая", - сказал Геббельс, но добавил: "Я не слишком поддерживаю, что д-ру Лею поручено руководство таким добровольческим корпусом". Действительно, шеф "Германского трудового фронта" был одним из самых непопулярных ведущих функционеров гитлеровской партии (прим.pro-tank.ru: Роберт Лей, доктор философии, с 1933 года являлся руководителем Германского трудового фронта; покончил жизнь самоубийством в тюрьме 25 октября 1945 года).
Из-за чрезмерного потребления алкоголя многие немцы неофициально называли Лея "Reichstrunkenbold" ("имперский пьяница"). Так что, и Геббельс был безусловно прав, такой как Лей не сможет мотивировать "добровольческий корпус" на борьбу не на жизнь, а на смерть. Но так же бессмысленно было создание формирований, снабженных только штурмовыми винтовками и панцерфаустами. Такие боевые группы были фактически смертниками.
Собственно, при этом идея не была плоха для этого оружия. Немецкая военная промышленность не могла производить достаточное количество противотанковых пушек, чтобы соперничать с массовым производством заводов противника. Противотанковые ружья с первых дней войны были неэффективны против современных моделей таких советских танков, как Т-34-85 и ИС-2 или американских "Першингов" (прим.pro-tank.ru: странно, что упоминаются первые дни войны, т.к. принятие на вооружение: Т-34-85 - 23 января 1944 года; ИС-2 - 31 октября 1943 года, а боевое крещение - в начале 1944 года; M26 "Першинг" - в первый бой вступили в феврале 1945 года).
В ходе боевых действий в Тунисе 1942-43 гг. вермахт захватил американское противотанковое оружие - "Базука". На ее базе была разработана значительно улучшенная версия - "Панцершрек". Его реактивный кумулятивный заряд мог пробить на расстоянии 200 метров до 150 мм броневой стали. Зловещее оружие, но сравнительно дорогое и сложное в производстве.
Поэтому параллельно с "панцершреком" был разработан более простой вариант. Заряд мины крепился к обычному стволу, отдачи почти не было, до 60 метров в секунду была увеличена скорость. При попадании в корпус танка, могла быть пробита танковая броня и уничтожен экипаж. Но у "панцерфауста" был важнейший недостаток: эффективная дальность стрельбы была менее одной трети "панцершрека". Поэтому они были пригодны только для атак на близком расстоянии.
Противотанковые формирования, которые преимущественно состояли из стариков фольксштурма и гитлерюгенда, должны были скрываться в окопах, в руинах до тех пор, пока советский танк не приблизится на 50 метров, а лучше еще меньше. Только тогда они направляли на танк свое оружие с простой жестью в качестве прицела, и стреляли. В считанные секунды после взрыва гранаты кумулятивного заряда они должны были вскакивать и менять свое положение. Подбитый танк задерживал дальнейшее продвижение противника.
Это теория. И не имело ничего, или почти ничего, общего с практикой. Поскольку передовые отряды войск Красной Армии, очень быстро поняли, что вермахт располагал новым оружием. Они приспособили свою тактику. Потенциальные гнезда сопротивления обстреливались из автоматов и танковых пулеметов при продвижении. По непросматриваемым местам вела огонь артиллерия, как мера предосторожности, прежде, чем подойдут танки.
Никто не знает, сколько погибло мальчиков и стариков из противотанковых формирований, которые старались подпустить Т-34-85 достаточно близко, чтобы поразить их. Никто также не знает, сколько из примерно 2000 советских танков, уничтоженных в битве за Берлин, подбиты панцерфаустами. Независимо от этого, последнее чудо-оружие Третьего рейха было ошибкой. Потому что панцерфауст, в принципе, подходит только для замедления продвижения противника.
Весной 1945 года вермахт не располагал больше войсками и материальными средствами для контрудара, ни достаточным количеством танков и самолетов, также слишком мало было топлива и боеприпасов. Сдерживание продвижения противника, вызванное отрядами смертников могло, таким образом, только отсрочить неизбежное поражение.
Источник:
Читайте также: