Тигры в Италии
Потери на Сицилии
Приказом от 13 апреля 1943 года в дополнение к 215-му танковому батальону, на Сицилию направили шесть танков "Тигр". Поэтому в качестве временной меры 2-я рота 504-го батальона, уже подготовившаяся к отправке в Тунис осталась на Сицилии. Роту включили в состав 215-го батальона. Формирование усиленного взвода тяжелых танков, насчитывающего шесть "Тигров", началось в Падерборне в рамках 500-го запасного танкового батальона. Всего на Сицилии находилось 17 "Тигров", в том числе девять машин из 2-й роты 504-го батальона, два "Тигра", направлявшихся для пополнения 501-й роты и шесть "Тигров" взвода тяжелых танков 215-го батальона. 10 мая 1943 года 2-я рота 504-го батальона располагала девятью "Тиграми" и шестью PzKpfw III(Ig). 20 мая рота располагала уже 11 "Тиграми", из которых 10 были боеспособны. Кроме того, в составе 215-го батальона находилось три танка "Тигр" (два боеспособных), прибытие еще трех "Тигров" ожидалось в ближайшем будущем. 10 июня 1943 года все 17 боеспособных "Тигров", находящихся на Сицилии, вошли в состав 215-го батальона.
Сицилия с 12 июля по 17 августа 1943 г.
|
Южная Италия, 1944
|
12.01-04.06.44
|
9 июля 1943 года 2-я рота 504-го батальона была реорганизована в соответствии со штатным расписанием KStN 1176е Ausf. В от 5 марта 1943 года, а три танка "Тигр" остались в резерве. После реорганизации роту включили в состав танковой дивизии "Hermann Goering". "Тигры" получили новые тактические номера, соответствующие их положению в дивизии. О судьбе 17 "Тигров", находившихся на Сицилии, сообщалось в рапорте командира 215-го танкового батальона, майора Гирга от 28 августа 1943 года, направленного на имя генерал-инспектора панцерваффе:
В соответствии с приказом, в начале июля я передал 17 "Тигров" моего батальона танковому полку "Hermann Goering". Прежде чем передать танки, я попросил подполковника Урбана, а также офицеров ремонтной службы и снабжения дивизии передать им вместе с танками ремонтный взвод, уже имеющий опыт работы с "Тиграми", в обмен на их ремонтный взвод. Без этого обмена было бы очень сложно поддерживать "Тигры" в боеспособном состоянии. Однако мое предложение отвергли, сказав, что не могут сами решить этот вопрос. Я сообщил об этом моему дивизионному командиру. После телефонного разговора между генералом Родтом и генералом фон Зенгером, я получил приказ передать вместе с "Тиграми" десять опытных механиков, все запчасти и инструменты, а также портальный кран.
Из-за трудностей с транспортом, дивизия "Hermann Goering" не смогла забрать все запасные части, поэтому запасные опорные катки, резиновые бандажи и многие другие запчасти, а также 80 тонн 88-мм снарядов остались на острове и попали в руки противника. Как следует из последующих донесений из роты, ее включили в состав гренадерского полка "Henrice". Задачи гренадер часто противоречили задачам танков. Территория была не разведана, поэтому несколько "Тигров" увязли в грязи. "Тигры" действовали в отрыве от пехоты, поэтому эвакуировать поврежденные машины не удалось.
Десять "Тигров" было потеряно в течение первых трех дней боев. Машины пришлось взорвать, чтобы они не попали в руки противника. Из оставшихся семи "Тигров" три были потеряны к 20 июля. Эти машины также пришлось взорвать. Танкисты, оставшиеся без танков, действовали в качестве простых пехотинцев, защищая аэродром Гербини, несмотря на возражения со стороны командира роты. При отступлении, четыре "Тигра" прикрывали отход. Три машины вышли из строя и их тоже взорвали. Лишь один "Тигр" удалось эвакуировать с острова на материк. По мнению лейтенанта Голдшмидта, большинство "Тигров" можно было бы вернуть в строй при адекватно налаженной технической службе. Поскольку дивизия "Hermann Goering" не располагала необходимым для ремонта "Тигров" оборудованием, ремонт поврежденных танков провести не удалось. Кроме того, необходимый для ремонта "Тигров" портальный кран также был взорван.
Фотография сгоревшего танка "Тигр"
|
Южная Италия, Салерно, 1943. Горящий танк Pz.Kpfw. IV
|
Численность "Тигров" в танковой группе Майера с 31.08.43 по 12.02.44
|
Организация и состав частей танков "Тигр" в Италии |
Нажмите на изображение для увеличения
|
Оборона Италии
В июле 1943 года дивизия СС "LSSAH" была снята с Восточного фронта. Получив пополнение, в августе 1944 года дивизия прибыла в Италию. Её усилили батальоном тяжелых танков СС, насчитывавшим 27 "Тигров". После выхода Италии из войны дивизия оставалась на севере страны до середины октября, когда ее снова отправили на Восточный фронт. Ни один из 27 "Тигров" не был потерян в Италии. Несмотря на неблагоприятную для танков гористую местность, "Тигры" удавалось поддерживать в боеспособном состоянии. Незадолго до потери Сицилии, восемь "Тигров" объединили в составе отдельного отряда, получившего 28 июля название Tiegergruppe Meyer. Группа состояла из двух взводов по четыре танка в каждом. С августа по ноябрь 1943 года отряд входил в состав 46-го батальона истребителей танков. 4 февраля 1944 года отряд получил новое название - Tigergruppe Schwebbach - и вошел в состав LXXVI танкового корпуса. В это время корпус вел бои в районе Анцио, где союзники смогли захватить плацдарм.
Танки M4 "Шерман", высадка на плацдарм Анцио, 1944 год
|
Американский танк "Шерман", Сицилия, лето 1943 года
|
Союзники попытались обойти немецкие оборонительные линии, высадив десант у Анцио-Неттуно. Хотя плацдарм захватить удалось, развить успех союзники не смогли. ОКХ организовал специальный танковый отряд, состоявший из 508-го батальона тяжелых танков (45 "Тигров"), I. Батальона 4-го танкового полка (76 танков "Пантера"), 1-й роты 653-го батальона истребителей танков (11 "Фердинандов"), 216-го танкового батальона (57 штурмовых орудий), и 301-го танкового батальона (30 управляемых танков). Перед отрядом была поставлена задача: сбросить противника в море. 508-й батальон тяжелых танков выгрузился в 200 км от плацдарма. Около 60% танков вышло из строя во время марша по узким извилистым и крутым горным дорогам. Вместо 45 "Тигров" 23-24 февраля на передовую прибыло всего восемь танков. Постепенно численность батальона удалось довести до 30 машин, однако танки не смогли сколько-нибудь заметно потеснить противника. 11 марта в состав 508-го батальона влили уцелевшие танки и экипажи из группы "Schwebbach".
Бронетанковые части США в Африке и Италии
|
|||
14.02.1943
|
23.03.1943
|
16.02.1944
|
июнь 1944 - май 1945
|
27 февраля 1944 года подполковник Рорбек составил донесение, в котором объяснял, почему немецкие танки не смогли уничтожить плацдарм:
К северу от Априлии противник расположил танки "Шерман". Танки стояли за железнодорожной насыпью и прикрывали огнем друг друга. Территория к югу от Априлии не благоприятствовала использованию танков. Продолжительный марш по горным дорогам, а также размокший грунт привели к тому, что многие танки вышли из строя из-за механических поломок. Вдоль всего маршрута были рассеяны машины с разбитыми гусеницами, сожженными передачами и вышедшей из строя трансмиссией. Танки перегораживали дорогу, поскольку буксиров под рукой не было. Танки практически не показывались на передовой. А едва они появлялись, как сразу попадали под огонь противника. Например, из пяти "Пантер", поддерживавших действия 3-й гренадерской дивизии 17 февраля, за три часа боя четыре танка вышли из строя.
Есть много проблем с характером местности и видимостью. Противник расширяет свой плацдарм, пользуясь хорошими дорогами. Наши наблюдательные пункты испытывают неудобства из-за неблагоприятного положения солнца. Самолеты-наблюдатели противника постоянно меняют друг друга. Наши истребители ничего не могут с ними поделать, поскольку наблюдатели не выходят за зону действия зенитной артиллерии противника. Позиции противника каждое утро до 11:00 скрыты туманом, а после 16:00 противник ставит дымовые завесы. А между 11:00 и 16:00 наблюдать позиции противника невозможно из-за слепящего солнца. Увидеть выгружающиеся корабли противника удалось лишь 17-23 февраля, когда погода испортилась.
Противник постоянно создает дымовую завесу на нейтральной полосе с помощью фосфорных дымовых снарядов. В безветренную погоду дым долго не рассеивается и серьезно затрудняет работу наших наблюдателей. Неблагоприятная местность (мягкий грунт, большое количество воронок, овраги) вынуждает танкистов двигаться только по дорогам. Все это ограничивает подвижность танков и приводит к высоким потерям.
Предприняв несколько неудачных атак, танки отошли к Риму. Союзники смогли овладеть Монте-Касино и 22 мая 1944 года начали генеральное наступление. 3-я рота 508-го батальона участвовала в оборонительных боях. Рота потеряла почти все свои танки в районе Чистернии, в период с 23 по 25 мая 1944 года.
3-я рота, располагала 14 "Тиграми", когда прибыла из Франции. К концу февраля 1944 года два танка сгорели. Один из-за небрежности экипажа, а второй был подбит. Механик-водитель не проверил надежность креплений топливопровода, в результате произошла утечка бензина. От брошенного окурка бензин загорелся. Экипаж не пострадал, но танк пришлось списать. Этот случай стал известен командованию и имел самые серьезные последствия. Экипажам было категорически запрещено курить в танке, а механики-водители были дополнительно проинструктированы: "Осторожно! Под вашей задницей три миллиона марок и три с половиной миллиона человеко-часов".
Фото подбитого немецкого "Элефанта". 20 марта 1944 года, р-н г.Неттуно
|
Брошенная САУ "Элефант", Рим, 1944 год
|
В мае 1944 года 3-я рота получила четыре "Тигра" новой модификации. Таким образом к 23 мая рота располагала 16 танками вместо положенных по штату 14. Был получен приказ двигаться без ограничения скорости и контратаковать американские войска, наступавшие с плацдарма в направлении Рима. 3-я рота собралась за железнодорожной насыпью между каналом Муссолини (пункт 43) и железнодорожным переездом, после чего открыли огонь фугасными снарядами по противнику. Два "Тигра" вышли из строя из-за механических неисправностей (у одного вышла из строя трансмиссия, а у двух других соскочили гусеницы). Остальные 13 "Тигров" также были вынуждены остановиться, потому что их пушки зарывались в землю при попытке форсировать железнодорожную насыпь. "Тигры" отошли назад, поскольку пушки нуждались в чистке. Пехота союзников отошла примерно на 3 км, несколько "Шерманов" попали под наш огонь и были сожжены. Первой боевой потерей стал "Тигр", у которого артиллерийский снаряд разбил радиатор. Своим ходом танк отошел в Кори для ремонта. Двенадцать "Тигров" продолжали вести бой в течение ночи с 23 на 24 мая.
Утром 24 мая к удивлению для всех было приказано отступать. К этому времени у одного "Тигра" противотанковая артиллерия противника повредила бортовую передачу и машину пришлось взорвать. Одиннадцать "Тигров" отошли к насыпи. Командир 3-й роты отправил пять "Тигров" в арьергард, а шесть остальных "Тигров" начали буксировать в тыл три танка, потерявшие ход в самом начале. Четыре из шести танков-буксиров также потеряли ход из-за поломок в трансмиссии, и командир приказал взорвать три первых "Тигра". Два из пяти оставшихся боеспособных танков стали буксировать машины, только что вышедшие из строя. Эти восемь "Тигров" добрались до пункта сбора. К этому времени лишь четыре танка сохранили боеспособность. Из этих четырех один имел множественные попадания, а у двух других наблюдались проблемы с трансмиссией. Поэтому только один "Тигр" был полностью исправен. Из Рима прибыли два буксира, переделанные из трофейных "Шерманов", и в ночь с 24 на 25 мая 1944 года оттащили последнего "Тигра", также потерявшего ход к тому времени.
Численность "Тигров" в 504 БТТ с 31 мая 1944 по 5 апреля 1945
|
Численность "Тигров" в БТТ танкового корпуса СС "Leibstandarte" с 23 августа по 29 октября 1943
|
Численность "Тигров" в 508 БТТ с 22 февраля 1944 по 1 февраля 1945
|
Нажмите на изображение для увеличения
|
К 24 мая 1944 года ситуация стала просто катастрофической. Эвакуировать все немецкие танки было невозможно, поэтому командир 3-й роты приказал взорвать девять "Тигров". Многие танкисты отправились в Рим на единственном уцелевшем "Тигре", а командир роты и еще 45 человек пошли из Кори в Рим пешком. По дороге они несколько раз попадали под огонь противника и прибыли в Рим в крайне изможденном состоянии. Танковые части также вели оборонительные бои в ходе наступления союзников на Рим. 508-й батальон тяжелых танков потерял 40 тигров в мае-июне 1944 года. Двадцать семь "Тигров" было доставлено из резерва в период с 27 мая по 4 июня 1944 года. Кроме того, 504-й батальон, который было отправили на Восточный фронт, в начале июня 1944 года перенаправили в Италию.
Переформированный 504-й батальона получил 45 "Тигров" в марте 1944 года. После трех месяцев подготовки, 1 июня 1944 года было решено отправить батальон на Восточный фронт. Однако в конце мая 1944 года ситуация в Италии резко ухудшилась и 3 июня Гудериан предложил направить батальон не на восток, а на юг. Спустя три дня союзники высадились в Нормандии. Ведя тяжелые бои в Италии, 504-й батальон потерял половину танков еще до конца июня 1944 года. В июле 1944 года батальон получил пополнение - 12 "Тигров". 504-й и 508-й батальоны продолжали действовать в Италии разделившись на небольшие отряды. Отряды устраивали засады и иногда проводили небольшие контратаки. В феврале 1945 года 508-й батальон сняли с фронта и отправили в тыл для перехода на танки "Королевский Тигр". Оставшиеся 15 "Тигров" батальона передали 504-му батальону, который оставался в Италии до конца войны.
По материалам "Армейской серии "Tornado"
< Назад | Вперед > |
---|