Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Развитие бронетехники Италии

Развитие итальянской бронетанковой техники

Бронеавтомобиль ИталииИтальянцы создали свои первые бронемашины еще до начала Первой мировой войны. Хотя Италия не особенно нуждалась в наземной бронетехнике, кроме боевых действий на заморских территориях. Уже в 1906 году фирма "Фиат" разработала проект полноприводного бронеавтомобиля с вооружением в башне. В 1912 году во время Итало-турецкой войны итальянцы построили и применили во время боевых действий в Ливийской пустыне бронеавтомобили "Фиат", которые вместе с машинами "Изотта-Фраскини" стали первыми серийными бронеавтомобилями итальянской армии. Пулеметы на обеих машинах располагались в башенных установках, причем "Фиат" для действий в ночное время суток имел в башне прожектор, а на "Изотта-Фраскини" еще один пулемет устанавливался в задней части корпуса.

Бронеавтомобиль Isotta Fraschini RM
Армейский бронеавтомобиль Isotta Fraschini RM

БА BianchiВ годы Первой мировой войны итальянская армия получила сразу два бронеавтомобиля "Лянча-Ансальдо" образца 1915 года и "Бианчи" образца 1916 года. "Бианчи" была машиной военного времени и большой роли в итальянской армии не сыграла, в отличии от "Лянча-Ансальдо". Выпускавшийся на базе коммерческого грузовика "Лянча" с вооружением и бронированием фирмы "Ансальдо", бронеавтомобиль стал основным броневым автомобилем итальянской армии. Имелось два варианта БА-IZ и IZM: однобашенный и двухбашенный. Характерной особенностью двухбашенного варианта (IZ) образца 1915 года стало наличие двухъярусного вооружения. В нижней, широкой, башне устанавливалось два пулемета, в верхней, с независимым вращением, один. На модели 1917 года (IZM) верхняя башня отсутствовала, а третий пулемет располагался в задней стенке корпуса. Особенностью машины стала бронезащита передних колес и специальные сдвоенные полозья спереди корпуса, предназначавшиеся для разрыва канатных и проволочных заграждений. Толщина лобовой брони на некоторых машинах была доведена до 18 мм.

Bianchi mod.1912
Бронеавтомобиль Bianchi mod.1912

Надо отметить, что идея создания танка родилась и в Италии. Итальянский капитан Луиджи Кассали в 1915 году построил в Италии первый колесный танк по типу колесных машин инженера Павези, из-за чего его и назвали "Павези-Кассали". Танк имел две пулеметные башни, расположенные поперек корпуса, и два специальных резака по обеим сторонам корпуса спереди, чтобы резать проволочные заграждения. Машину построили, но военные посчитали ее малопрактичной и обратились за опытом к союзникам. Свой выбор они остановили на французских танках: планировали заказать фирме "Шнейдер" 1500 танков СА-1. Французское правительство дипломатично порекомендовало итальянцам строить танки у себя на родине, но передало им три танка "Рено" FT-17 и два танка "Шнейдер" СА-1. В Италии они были подвергнуты серьезным испытаниям, по результатам которых итальянцы разработали свои собственные машины: "Фиат-3000" (легкий танк на основе FT-17) и "Фиат-2000" - тяжелый танк.

Бронеавтомобиль Lancia 1Z
Бронеавтомобиль Lancia 1Z, 1915 год

Было принято решение изготовить легкие танки по типу "Рено" в количестве 1400 единиц к маю 1919 года, однако к 1921 году сумели сделать всего 105. "Фиат-3000А" модели 1921 года представлял собой в достаточной степени оригинальный проект, отличавшийся от французского прежде всего тем, что двигатель на нем был расположен поперек, а не вдоль корпуса. Танк был более компактным,  устойчив при движении. Первоначально танк вооружался двумя спаренными пулеметами воздушного охлаждения "Фиат" калибра 6,5-мм, но на модели "Фиат-3000В" 1930 года установили 37-мм орудие "Виккерс-Терни", для чего немного изменили форму башни, заменили двигатель и укрепили подвеску.

Итальянский танк FIAT 2000
Итальянский танк FIAT 2000, 1919 год.

Двигатель на итальянском танке был мощнее, чем на аналогичных машинах Франции и США, а максимальная скорость по сравнению с танком "Рено" увеличилась до 24 км/ч. С этим танком итальянцы попробовали выйти на международные рынки вооружений, однако конкуренция с французскими машинами у них не удалась: особого интереса другие страны к этим танкам не проявили. Столь же неудачным был, фактически, и дебют второго итальянского танка - тяжелого "Фиат-2000".

Танк Fiat 3000
Танк Fiat 3000 Model 21

Танки Fiat 3000B L5/30Постройка этих машин началась в Италии еще во время войны, однако к концу было изготовлено всего две. По сравнению с французскими, английскими и германскими тяжелыми танками того времени это была наиболее совершенная боевая машина. Если французский танк "Сен-Шамон" имел один двигатель мощностью 90 л.с., германский А7V два мотора по 100 л.с., то "Фиат-2000" - двигатель мощностью 240 л.с., причем это был второй случай применения на танках Первой мировой войны авиационного двигателя. По скорости он не превосходил все прочие танки, по бронированию уступал немецкому танку А7V, но превосходил все прочие модели по вооружению и проходимости. Танк имел 7 пулеметов, расположенных по периметру корпуса, а также 65-мм горную пушку в полусферической башне, рессорную подвеску катков, броневые фальшборты гусениц и наклонную бронировку боевого отделения. Двигатель и баки с горючим находились под полом между гусениц, что повышало защищенность моторно-трансмиссионной установки, но высота танка превышала 3,8 м. Для командира - водителя танка имелся перископ для наблюдения. В дальнейшем в Италии были и другие попытки создать собственный тяжелый танк, не увенчавшиеся успехом.

Танки
Танки

Можно отметить, что именно итальянцы создали абсолютный тип тяжелого танка для нужд Первой мировой войны. Требование сплошной зоны пулеметного огня было выполнено. Установка 65-мм короткоствольного орудия в башне с круговым вращением была наиболее оптимальным решением. Вместо примитивных смотровых щелей водитель танка имел перископ, а сам танк - маневренность и проходимость, соответствующие своему времени.

тяжелый танк

Весьма оригинальный безбашенный танк, имевший вооружение в передней стенке корпуса, два двигателя и два члена экипажа, был разработан и фирмой "Форд" в США. Его боевой вес немного превышал 3 тонны. Он мог нести пулемет и даже 57-мм пушку, имел подрессоренную ходовую часть, а для преодоления окопов - хвост. Танк должен был развивать скорость порядка 20 км/ч. Американцы заказали 15 тысяч. Но выпустить до перемирия успели только 15, так что никакой роли в боевых действиях они не сыграли, так же как и наиболее совершенные англо-американские танки Mk.VIII.

Танк Mk.VIII "Интернэшнл"  
Танк Mk VIII Танк первой мировой
Танки Великобритании Танк
Нажмите на изображение танка для увеличения  

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • В.О. Шпаковский. "Танки. Уникальные и парадоксальные";
  • Steven J. Zaloga,"French tanks of World war 1";
  • М. Коломиец, И. Мощанский. Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 гг. (Бронеколлекция, № 4 / 1998).