Средний танк "Шнейдер" (Schneider CA1)
Танк, с известным названием - "Шнейдер" ("Schneider"), был создан концерном "Шнейдер-Ле Крезо" и получил индекс СА-1 (char d'assaut-1 - "штурмовой танк первой модели"). Вначале Брийе, в целях эксперимента, перестроил трактор "Бэби" в бронированную машину. Комиссией военного министерства машина была сочтена довольно надежной, однако, отмечена ее малая проходимость. В Венсене 21.02.1916 года было испытано удлиненное шасси гусеничного трактора, Брийе, отказавшись от непосредственного применения коммерческого шасси "Холт", использовал элементы его ходовой части с блокированной пружинной подвеской, с пружинным подрессориванием, что позволило несколько поднять скорость и повысить комфортность условий работы экипажа.
Танк "Шнейдер" СА-1, ранний выпуск, 1916 год.
Формировать танковые части и заниматься подготовкой экипажей начали, не дожидаясь постройки первых экземпляров танков. В середине августа 1916 года в центр начальной подготовки в районе форта Марли-ле-Руа стали прибывать первые курсанты. 8 сентября 1916 года первый танк "Шнейдер" был готов, но выполнение заказа затянулось. Взвинтив темп создания танков, французы затратили на полгода меньше, чем англичане, от момента выдачи заводам заказа до их применения. В спешке брали первые, лежащие на поверхности решения. Будучи вполне информированными, они игнорировали опыт англичан, отвергавших тракторную базу, и выполнили разработки на основе трактора "Холт", совершенно непригодного для преодоления изрытых воронками и окопами передовых позиций. Правда, защищенность гусеничных лент на французских танках была выше, чем у британских.
Сборка танков "Шнейдер"
Танк "Шнейдер" |
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Из истории создания танков Франции Первой мировой войны
У истоков французского танкостроения стоял полковник (позже-генерал) Ж.Б. Этьен. Как и англичанин Суинтон, он обратил внимание на высокую проходимость американских тракторов "Холт", в связи с чем появилась идея создать на его базе боевую гусеничную машину. 1 декабря 1915 года Этьен обратился с письмом к главнокомандующему французских войск генералу Ж. Жоффру, в котором аргументированно доказал целесообразность строительства "сухопутных броненосцев". 12 декабря полковник Этьен был принят в генеральном штабе французской армии главнокомандующим Ж. Жоффром и, получив его поддержку.
За содействием и технической помощью полковник Этьен обратился к известному конструктору и владельцу крупной автомобилестроительной фирмы Луи Рено, который отказался участвовать в проекте создания танка, сославшись на отсутствие опыта.
Проекты на базе трактора "Холт" ("Бейби") |
|
|
Забронированный трактор, 2-й вариант, декабрь 1915 года. |
Вооружение - пулеметы Гочкис |
Нажмите на изображение для увеличения |
Фирма "Шнейдер" - один из крупнейших производителей вооружения - выполняла раньше работы по бронированию трактора "Холт", и 20 декабря 1915 года Этьен предложил главному конструктору фирмы Э. Брийе взяться за создание новой бронированной машины. К 22 декабря Брийе подготовил вполне законченный проект боевой машины, а фирма "Шнейдер-Крезо" взяла на себя обязательство реализовать разработку. После этого дело перешло в ведение государственного вице-секретариата артиллерии и управления автомобильной службы. С этого момента Этьен на некоторое время фактически оказался отстраненным от участия в работе.
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
1916 год. Танк "Шнейдер" № 1, один из первых поступивший в войска