Конструкторы Германии и их танки
"Вероятно, они [танки] не принесут большой пользы,
но так как они уже сделаны, то мы попробуем их применить".
Генерал-фельдмаршал Гинденбург.
В некоторых музеях можно увидеть артиллерийскую установку, в описании которой отмечено, что это 57-мм пушка немецкой фирмы "Крупп", созданная в 19 веке. Сама пушка - конная, на "тележном ходу", размещается в куполообразной бронированной башне с круговым вращением и на цилиндрическом основании для защиты расчета. В годы Первой мировой войны подобные установки назывались "броневыми каретками", а солдаты их прозвали "пилюльными коробками", их использовали для нужд позиционной обороны на Западном фронте. Благодаря колесному ходу их можно было перебрасывать с одного участка на другой и там закапывать в землю в качестве бронированных огневых точек. По сути, это была готовая танковая башня, но на первый немецкий танк ее не установили.
В Германии время велись работы над тяжелыми броневиками "Даймлер", "Бюссинг", "Эрхард", шли испытания машин "Мариенваген" и "Орионваген", но это были не танки. В 1915 году инженер Габель предлагал модель боевой машины, передвигавшейся на вращающихся сферах. Она должна была весить 550 т и нести 75-мм броню. Патент на боевую машину в форме огромного шара был получен в Германии в 1905 году, но ей не занимался. Изобретатель Флеттнер продемонстрировал военным свою 4-колесную сухопутную торпеду для резки колючей проволоки, которая управлялась по проводам и была вооружена огнеметом.
Orion-Wagen
Танк A7V
В октябре 1916 года германские военные специалисты решили создать свой собственный танк. 13 ноября 1916 года была создана специальная техническая комиссия при отделе А7V - 7-м транспортном отделе Военного министерства, в честь которого был назван первый германский танк. Поддержка Военного министерства обеспечила проект необходимыми средствами. К 22 декабря он был уже закончен, хотя непосредственная работа над танком началась в январе 1917 года. Строить машину поручили фирме "Бремерваген", а ее конструктором был назначен Йозеф Фольмер. Заказ фирме подготовили на 100 шасси, но только 10 из них предполагалось забронировать. Первый прототип танка - готовое шасси с макетом бронекорпуса продемонстрировали в Берлин-Мариенсфельде 30 апреля, а 14 мая его уже показали на ходу в Ставке. Параллельно с ним испытывался и новый полугусеничный "Мариенваген II", кроме того свою "боевую артиллерийскую машину" К.D.I. представила фирма "Крупп". По результатам испытаний все же был выбран А7V. Шасси "Мариенвагена" потом также использовалось: на нем устанавливались зенитные и противотанковые орудия, а фирма "Эрхард" на его базе выпускала тяжелые бронеавтомобили.
Танк A7V, апрель 1918 года
Вооружение для танка первой мировой войны A7V выбрали не сразу. Было решено поставить на танк 57-мм орудие - трофейные крепостные (казематные) пушки Максима - Норденфельда, которые в 1914 году были захвачены в крепости Антверпен. Орудие при длине ствола 26 калибров имело длину отката 150 мм и дальность стрельбы 6400 м.
ноябрь 1917 | октябрь 1918 |
март 1918 | май-июнь 1918 |
апрель-май 1918 | все танки |
Нажмите на изображение для увеличения |
В боекомплект танка кроме 100 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами включили 40 бронебойных и 40 картечных. Осколочно-фугасные снаряды имели взрыватель с замедлителем и могли использоваться против полевых укреплений. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 487 м/с, а бронепробиваемость - 20 мм на дальности 1000 м и 15 мм - на 2000 м. Начальная скорость снарядов германской пушки была выше английской, германские танки имели более высокую точность стрельбы и превосходили в действии снаряда по бронированным целям.
Ходовая часть была выполнена по типу американского трактора "Холт", а весь броневой корпус крепился на ней сверху на раме и собирался на каркасе при помощи клепки. Толщина и качество брони (30-мм в лобовых частях корпуса) достаточно хорошо защищали экипаж от бронебойных пуль на дальности от 5 метров и больше, а также от осколочно-фугасных снарядов легких полевых орудий. Бронестойкость корпуса повышалась наклоном брони и его "корабельными" очертаниями спереди и сзади. Уязвимыми были стыки бронелистов.
Внутри в центре машины стояли рядом два бензиновых двигателя фирмы "Даймлер", работавшие каждый на свою гусеницу. Запустив один из них, второй можно было включить через сцепление. Расчет пушки и каждого из 6 стандартных пулеметов "максим" на А7V состоял из двух человек. Экипаж танка - 18 человек, состоявший из командира, водителя, двух инженеров-трансмиссионщиков (они же запасные водители), двух артиллеристов и 12 пулеметчиков. Помимо основного вооружения экипажу полагались ручной пулемет, карабины, пистолеты, ручные гранаты и один огнемет (на практике не были получены).
Концепция А7V воплощала собой идею "подвижного форта", более полезного при обороне, чем для поддержки собственного наступления. Углы наведения орудия в обе стороны по горизонтали составляли 45°. Вести прицельный огонь можно было только с места. Над орудием был закреплен целеуказатель, который командир из рулевой рубки поворачивал при помощи троса. У расчета орудия была специальная сигнальная панель, где были красная и белая лампочки, зажигая которые, командир мог передать команды "заряжай", "внимание" и "огонь".
Тяжелый танк A7V.
Управление немецким танком было более легким и продуманным, и требовало усилий одного лишь водителя. Расположение командира и водителя в рубке над корпусом также давало им определенные преимущества. Но прямо по курсу водитель мог видеть дорогу только на расстоянии 9 м. Поэтому в управлении танком участвовали два механика, наблюдавшие за местностью через люки в бортах.
Из-за дефицита материалов и нехватки рабочих рук первый серийный танк был сделан 17 октября. В начале февраля 1918 года в Германии была создана первая танковая часть - "штурмовое отделение бронированных машин", и началось обучение личного состава. Впервые германские танки вступили в бой 21 марта 1918 года неподалеку от местечка Сент-Кантен. Впоследствии немецкие танки участвовали во многих боях, но действовали мелкими группами, что не давало значительного эффекта.
Боевой опыт показал, что обилие вооружения при недостаточной подготовке экипажей мешало его использовать и только затрудняло работу танкистов. За две дымящие выхлопные трубы по бортам и громоздкий неуклюжий корпус германские солдаты прозвали танк Первой мировой войны А7V "тяжелой походной кухней". К сентябрю 1918 года армия получила 20 танков.
Танк А7V-U
Прототип нового танка был готов раньше, чем АТV (1 сентября 1917 года), получив обозначение А7V-U. Корпус танка приобрел в сечении форму ромба, но несколько более угловатого по сравнению с его английскими предшественниками. Места механика-водителя и командира расположили спереди, как и у англичан, но броневую рубку наверху сохранили. Теперь она служила для наблюдения, и в ней можно было устанавливать пулеметы. Толщину брони уменьшили до 20 мм, но защищенность танка за счет наклона передних бронелистов корпуса под углом 50° к вертикали несколько возросла. По обе стороны от двигателей располагались спонсоны, вооруженные 57-мм орудиями Максима-Норденфельда, а позади них в бортах - два пулемета МG.08. Угол горизонтального обстрела пушек в спонсонах превышал 90°. Бензобаки и тяги управления располагались между днищем корпуса и полом боевого отделения. Вентиляция осуществлялась через отверстия в крыше рубки и корпуса позади нее, забранных для защиты стальными полосами. На крышу были выведены выхлопные коллекторы двигателей.
Нажмите на изображение для увеличения |
Экипаж танка был меньше, работать ему было удобнее, чем на А7V, поскольку у танка была упругая подвеска. Первые испытания новой машины прошли 25 июня 1918 года. Танк А7V-U продемонстрировал лу́чшую защищенность и скорость движения, однако его вес оказался слишком велик, а сопротивление движению на 40 % выше, чем у А7V. Танк оказался технически очень сложным и дорогостоящим, поэтому 12 сентября Ставка распорядилась работы над ним прекратить, а его единственный опытный экземпляр был разобран.
Танк "Колоссаль" (K-Wagen)
Такая же судьба постигла и еще один опытный германский танк марки "К" - "Колоссаль" - машину весом около 150 т. Военное министерство утвердило его проект 28 июня 1917 года, планировалось сделать 10 таких танков, но потом заказали их в количестве 100 экземпляров. Предполагалось, что танк будет иметь 30-мм броню, четыре 77-мм казематные пушки в спонсонах и семь пулеметов. Экипаж должен был состоять из 22-27 человек. Благодаря большой длине корпуса, он мог форсировать рвы шириной до 4 м. Для перевозки по железной дороге танк "К" можно было разобрать на 15-20 частей, после чего собрать на исходных позициях.
Но очень скоро стало понятно, что добиться перелома в ходе военных действий без наступления нельзя, но такие танки можно было использовать исключительно в обороне. Контракт на постройку пяти экземпляров "К" заключили с шарикоподшипниковым заводом "Рибе" в Берлин-Вайсензее, на пять других - с "Вагонфабрик Вегман" в Касселе. Работы начались в апреле 1918 года, и к концу Первой мировой войны на "Рибе" почти достроили один танк, а для второго сделали бронекорпус и комплект основных узлов за исключением двигателей. Германия потерпела поражение, и все сделанное было пущено на слом.
Спустя четверть века в Германии были снова построены два 180-тонных танка "Маус", также не принимавших участия в бою. В обеих мировых войнах после перелома хода событий не в свою пользу военное руководство Германии делало ставку именно на "сверхтанки". Оба раза конструкторы закладывали в эти монстры ряд оригинальных идей и решений, и оба раза они не были реализованы.
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Холявский Г. Л., "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
- Е. А. Яковлев, "О современной сухопутной фортификации";
- Е. А. Яковлев, "О подвижной фортификации";
- С. Федосеев Танки кайзера. Германские танки 1-й мировой войны. (Бронеколлекция);
- Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия.
< Назад | Вперед > |
---|