История появления немецких танков в Первой мировой войне
В годы Первой мировой немцы смогли создать 8 танковых рот,
но лишь три были оснащены отечественными машинами.
Явилось ли неожиданностью для руководства армии Германии появление на Сомме 15 сентября 1916 года британских танков? Оказывается, что нет - неожиданности не было, так как немцы смогли получить некоторые данные об английских разработках. Однако этой важной информации немецкие генералы не стали придавать нужного значения. Все же военное министерство в октябре 1916 года попыталось создать производство отечественных танков. И, если не учитывать "скромное" знакомство с английскими танками, то германским конструкторам пришлось все начинать с "нуля", впрочем, как и их английским, а также французским коллегам.
До Первой мировой войны не было никакого опыта в производстве вездеходных боевых машин. Однако, в 1911 году обер-лейтенант Г. Бурштын (австрийский железнодорожник) создал реальный проект гусеничной бронированной машины Motorgeschutz ("Моторгешютц"), который предложили сначала Военному министерству Австро-Венгрии, а затем Германии. Военные ведомства им абсолютно не заинтересовались. Но 28.02.1912 г. Бурштын получил на свое изобретение немецкий патент № 252815, а 25.04.1912 г. - австро-венгерский № 53248.
![Проект Бурштына Проект](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-history/tank-hisory-01.jpg)
![проект гусеничной бронированной машины Motorgeschutz Проект Бурштына](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-history/tank-hisory-02.jpg)
Проект обер-лейтенанта Гюнтера Бурштына (Gunther Burstyn).
Все же, отметим сам факт обращения в прусское Военное министерство и получение патента, что часто воспринимается, как прелюдия истории германского танкостроения. После окончания Первой мировой войны были найдены сообщения о Б. Гебеле, который в Познани в 1913 году якобы производил испытания "вооруженной пушками" вездеходной машины, а в 1914 году даже хотел показать ее в Берлине. Этот проект был рассмотрен комиссией и признан непригодным для войны, впрочем, как вообще не реализуемым. После применения Англией танков в Первой мировой войне в прессе появился рисунок "машины кайзера для прорыва неприятельских рядов", с 20-25 пушками и пулеметами, шипами на броне и "размером с пассажирский вагон". Конечно, это все нельзя было всерьез воспринимать, как задел практических работ.
![Marienwagen I Мариенваген](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-history/tank-hisory-09.jpg)
Мариенваген I (Marienwagen I)
Тем не менее, Германия имела достаточный уровень технологий, обладала конструкторским и промышленным потенциалом для создания нового оружия. Она была в состоянии организовать производство танков, т.к. имела высоко развитые артиллерийское и сталелитейное производства, а также электротехническую и химическую промышленность, собственное автомобилестроение и двигателестроение. Промышленники осенью 1916 года сообщали кайзеру и военному руководству, что "Ресурсы, находящиеся в распоряжении немецкой промышленности, таковы, что она способна на протяжении долгих лет снабжать нашу доблестную армию всем необходимым оружием".
![Dürwagen Дюрваген](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-history/tank-hisory-10.jpg)
Дюрваген (Dürwagen)
Германская экономика имела тяжелое положение, но несмотря на это военная промышленность почти полностью обеспечивала запросы армии в технических средствах, боеприпасах и вооружении, реализовывая "программу Гинденбурга" ("программу интенсификации"). Хотя сама программа танков не предусматривала. В больших объемах применялся автотранспорт, как для доставки войск вдоль фронта, так и подвоза войскам грузов. 20000 автомобилей использовались для переброски подразделений на Румынском фронте. В армии отсутствовал недостаток и в водителях (механиках).
![Orionwagen Орионваген](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-history/tank-hisory-11.jpg)
Орионваген (Orionwagen)
За проектировку боевых гусеничных машин взялись несколько фирм. Фирма "Орион" изготовила на базе сельскохозяйственного 3-колесного трактора 18-тонную боевую машину; конструктор Г. Бремер в 1916 году сделал полноразмерный макет бронированного четырех-гусеничного военного экипажа, разработанный им на базе полугусеничного грузовика, путем замены гусеницами передних колес. Конечно, подобные разработки носили чисто экспериментальный характер.
![Ходовые испытания первого шасси танка A7V Ходовые испытания](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-history/tank-hisory-12.jpg)
Ходовые испытания первого шасси танка A7V
Берлин-Мариенфельде, апрель-май 1917 года.
![Демонстрация 30 апреля 1917 года прототип немецкого танка](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-history/tank-hisory-13.jpg)
![Демонстрация 30 апреля 1917 года прототип танка](/images/stories/pervaya-mirovaya/germany/tank-history/tank-hisory-14.jpg)
Демонстрация 30 апреля 1917 года.
Человек в форме - Й. Фольмер (Joseph Vollmer), дает разъяснение генералу Фридриху (General Friedrich)
Как итог - усилия германских конструкторов увенчались успехом и Германия получила танки. Немцы использовали их в Первой мировой войне несколько раз, но в малом количестве. И лишь однажды (24 апреля 1918 года) им сопутствовала удача - под Виллер-Бретонне, когда Германия применила 15 танков A7V и около 20 трофейных английских боевых машин, при большом наступлении войск кайзера. 13 германских танков пошли в атаку с четырьмя пехотными дивизиями, которые добились значительных результатов. Во время Первой мировой войны в Германии смогли создать 8 танковых рот, однако лишь три были оснащены отечественной техникой (по 5 танков в каждой).