Французский легкий танк Renault R35
Легкий танк сопровождения R 35
(Char léger d'accompagnement R35).
Танк R 35 разработан фирмой "Рено" в 1935 году и выпускался серийно с 1935 по 1940 гг. Он имел классическую компоновку. В конструкции широко применялись литые детали, например, корпус состоял из трех больших литых броневых деталей: лобовой, подбашенной и кормовой, а также из катаных бортов, крыши и днища. Борта соединялись с лобовой и кормовой деталями с помощью болтов, а с подбашенной коробкой - шпильками. Днище приваривалось к бортам и крепилось к носовой и кормовой деталям с помощью болтов. Методом литья изготавливалась и башня, в которой устанавливались 37-мм пушка и спаренный с ней 7,5-мм пулемет.
Наводка пушки осуществлялась с помощью ручного механизма наводки, для управления огнем использовался танковый телескопический прицел. В ходовой части использованы механическая трансмиссия с однорядными бортовыми редукторами и смешанная подвеска из двух двухкатковых тележек и одного переднего опорного катка на борт. В качестве силовой установки на танке использовался карбюраторный четырехцилиндровый двигатель "Рено" мощностью 82 л.с. Имея боевой вес около 10 т, танк с двигателем такой мощности мог развивать скорость лишь 19 км/ч, что было недостаточно даже для танка непосредственной поддержки пехоты. До начала активных боевых действий в мае 1940 г. заводами Рено было построено около 1500 машин R-35.
Французский легкий танк Hotchkiss H35
Танк разработан фирмой "Гочкис" в 1935 году и внешне очень похож на танк R-35 фирмы "Рено". Отличие заключается в том, что в ходовой части использовано 6 опорных катков на борт, объединенных в 3 тележки по два катка в каждой. Как и в случае танка R-35, в конструкции этой машины широко использованы литые детали. В частности, корпус выполнен разъемным, состоящим из шести основных деталей, соединенных болтами. Танк вооружался 37-мм пушкой и спаренным с ней 7,5-мм пулеметом. Наводка пушки и пулемета по горизонтали осуществлялась с помощью ручного механизма наводки, а по вертикали - с помощью плечевого упора.
В 1939 г. была проведена модернизация. Появившаяся в результате ее модификация (танк Н-39) имела более мощный двигатель (120 л.с. вместо первоначальных 75 л.с.), в результате чего скорость повысилась до 34 км/ч. Эффективность вооружения была повышена за счет установки новой длинноствольной 37-мм пушки с лучшими баллистическими характеристиками. Броневая защита осталась неизменной: толщина лобовой и бортовой брони корпуса 34-мм, лобовой брони башни - 45-мм. Всего было изготовлено около 1200 "Гочкис" всех модификаций. Большая часть из них погибла в ходе битвы за Францию, некоторая часть после капитуляции Франции использовалась немецкими войсками в качестве учебных и боевых машин.
Французский средний пехотный танк "Рено" Д-2
D2 (фр. Char de bataille D2).
В 1929 году на вооружение французской армии был принят средний танк Д-1, разработанный фирмой "Рено". Он предназначался для непосредственной поддержки пехоты и как все "пехотные" машины, отличался усиленным бронированием и невысокой скоростью движения. В конструкции широко использованы броневые литые детали. Литой выполнена башня, в которой установлены 47-мм пушка и 7,5-мм пулемет. При этом пушка и пулемет имели раздельные маски. Для поворота башни и наведения пушки в вертикальной плоскости использовались механизмы с ручным приводом. Для управления огнем был смонтирован танковый телескопический прицел. В ходовой части использовались 14 опорных катков малого диаметра на борт.
Первые передние катки являлись вспомогательными и работали при преодолении окопов, стенок и т.д. Вторые передние катки несли небольшую нагрузку от веса машины, на ровном твердом грунте они были разгружены, что улучшало поворотливость машины. Крайние задние катки предназначались для обеспечения натяжения гусеницы, нагрузки от веса машины они не несли. Для защиты ходовой части навешивались броневые экраны. Модификация этой машины (танк D2) начал выпускаться в 1936 г. В отличие от предыдущей модификации он имел более мощный двигатель (150 л.с. вместо 100 л.с. на танке Д-1) и усиленное бронирование. Максимальная толщина брони была повышена до 40-мм. Соответствующим образом увеличился и вес: вместо 12 т. он стал весить 20 т. Скорость движения повысилась незначительно. Танки Д-1 и Д-2 выпускались до 1938 г. По состоянию на 10 мая 1940 г в войсках имелось 213 единиц этих двух типов.
Французский средний танк Somua S35
Кавалерийский (или крейсерский) танк
Char 1935 S, также S-35 и Somua S35.
Танк разработан в 1935 году фирмой "Сомуа". Имел классическую компоновку с задним расположением силового отделения, в котором устанавливался восьмицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения. В ходовой части использовалась механическая трансмиссия с двухдисковым главным фрикционом сухого трения. Управление движением осуществлялось с помощью двойного дифференциала. Использовалась смешанная подвеска опорных катков - из двух четырехкатковых тележек с листовыми рессорами и одного заднего катка на борт.
Ходовая часть прикрывалась откидывающимися штампованными экранами. Особенностью танка было то, что его корпус состоял из шести литых броневых деталей, соединенных болтами. Цельнолитой была и шестигранная башня, в которой устанавливалось вооружение - 47-мм пушка и 7,5-мм пулемет (на первых выпусках устанавливалась 37-мм пушка). Для управления огнем имелся телескопический танковый прицел. Башня танка имела командирскую башенку со смотровыми щелями, закрывавшимися броневыми заслонками. В целом броневая защита была вполне удовлетворительной: толщина лобовой брони корпуса составляла 36-мм, бортовой брони - 41-мм, а толщина лобовой брони башни достигала 56 мм. К его недостаткам можно отнести низкую скорость, особенно при движении на пересеченной местности. Этот недостаток был в значительной степени устранен в последующей модификации танка под индексом S40, однако производство ее не было развернуто в связи с поражением Франции.
Французский тяжелый танк В1
Char de bataille B1.
Первые образцы танка В1 были созданы совместно фирмами "Рено" и "FСМ" в 1930 г. Производство было начато в 1935 г. Танк имел громоздкий корпус прямоугольного сечения, броневые листы которого соединялись с помощью заклепок. Гусеничный обвод охватывал корпус, поэтому для обеспечения хорошего бокового обзора механику-водителю его рабочее место несколько приподнято и выполнено в форме выступающей вперед бронированной рубки.
Пушечное вооружение было расположено в двух уровнях: пушка калибра 75-мм установлена в корпусе справа от механика-водителя, а 47-мм пушка - в литой башне. При этом 75-мм орудие имело только механизм вертикальной наводки, а горизонтальная наводка осуществлялась за счет поворота корпуса. Таким образом, на механика-водителя возлагались и функции наводчика. В качестве дополнительного вооружения танк имел 2 пулемета калибра. 7,5-мм. Машина имела неплохую для своего времени броневую защиту: толщина лобовой и бортовой брони корпуса составляла 60-мм, а толщина лобовой брони башни 56-мм. С 1937 г. производилась модификация В1 bis, танк, мощность двигателя которого была доведена до 400 л.с, несколько увеличена толщина брони и запас хода. На всех В1 устанавливалась радиостанция. По состоянию на 10 мая 1940 г. во французской армии числилось 300 танков В1 всех модификаций.