Первый в истории танковый бой
В истории танковых войск навсегда останется то, что случилось 24 апреля 1918 года. В разгар германского наступления на деревню Виллер-Бретоннё (Villers-Bretonneux) английские танки в составе одного отделения (два пулеметных и один пушечный танк Mk.IV) начали контратаку наступавшего противника. Когда танки приблизились к деревне, навстречу им выползли германские танки А7V. Обе стороны столкновения не ожидали, и танки вступили в самый первый в истории танковый бой. Англичанам вначале пришлось тяжело: из трех машин два танка у них были пулеметными, а экипажи измотаны длительным нахождением в противогазах (накануне их позиции были обстреляны химическими снарядами). На первый взгляд британцы уступали германцам в огневой мощи, бронировании и работоспособности танкистов. Но уже в этом бою проявились такие факторы, как маневренность танков, опыт и слаженность экипажей.
A7V против Mk.IV.
Надо отметить, что бой шел возле позиций английской пехоты и на виду у германской артиллерии, которые участия в нем не приняли. Немецкие артиллеристы опасались поразить свои танки, а английских пехотинцев не было противотанковых средств. Пулеметные танки получив большие пробоины, вынуждены были отойти в тыл, а пушечный танк продолжил вести огонь. Немецкие машины остановились так, что бой фактически вел только один из них, стрелявший с места из пушки и пулеметов. Английский танк, в отличие от немецких, постоянно маневрировал, но, сделав несколько выстрелов с ходу, начал стрелять с коротких остановок. После трех попаданий у А7V был поврежден масляный радиатор. Экипаж смог отвести его на небольшое расстояние, после чего покинул танк. Пошли назад и два других германских танка, но английский танк не мог их преследовать, так как снарядом германской артиллерии, начавшей стрелять, у него разорвало гусеницу. Но поле боя осталось за англичанами, и это давало им основания считать себя победителями.
Германский танк A7V | |
Нажмите на изображение для увеличения |
Германский тяжелый танк A7V с 77-мм пушкой
В тот день не так удачно для англичан закончилась другая встреча танков - у расположенной неподалеку деревни Каши. Здесь один А7V "Зигфрид" встретился c семью средними танками англичан и, открыв огонь с места, подбил один (а три танка подбили артиллеристы) и повредил три других. Немцы позже тоже понести потери - один танк опрокинулся, проходя через воронку и был брошен своим экипажем, и практически целым попал в руки англичан. Оба эти столкновения показали, что танк с пушечным вооружением превосходит пулеметные, после чего англичане начали выпуск танков типа "гермафродит", на которых один пулеметный спонсон заменили на пушечный. Немцы поспешили с разработкой более мощных танков А7V и "К", вооруженных 77-мм орудиями.
Результат выводов
В автопарках германского военного ведомства к этому времени накопилось более 1000 автомобилей, признанных негодными для нужд армии (большой расход горючего и шин). Было решено использовать их в качестве силового привода для новых боевых машин, а вместо колес - поставить автомобили на гусеницы. Шасси автомобиля должно было находиться как бы внутри гусеничного шасси, что позволяло упростить их серийное производство. В результате работ Фольмера получился небольшой легкий танк весом 7 тонн с передним расположением двигателя и задним - трансмиссии боевого отделения. Внешне было очевидным его сходство с английским танком Mk.А "Уиппет". Основные требования к этому легкому танку: экипаж - механик-водитель и один-два стрелка, вооружение - 57-мм пушка или два пулемета, наличие лючков для стрельбы из личного оружия; защита от бронебойных пуль на любом расстоянии (толщина брони не менее 14 мм), подвеска упругая, скорость движения по ровной местности с грунтом средней твердости - 12-15 км/ч, удельное давление на грунт - около 0,5 кг/см2, ширина перекрываемого рва - 2 м, способность брать подъемы крутизной до 45°, масса не более 8 тонн, возможность перевозки в неразобранном виде на стандартных железнодорожных платформах и готовность к действию сразу же после выгрузки.
Легкий танк LK-I, Германия, 1918 г.
Танк должен был иметь надежный и, по возможности, малошумный двигатель, небольшой силуэт при возможно большем клиренсе, время действия без пополнения запаса горючего и боекомплекта - до 6 часов. Для повышения проходимости и эффективности при преодолении проволочных заграждений предлагалось увеличить угол подъема гусеницы. Посадка и высадка экипажа должна была происходить через дверь, а объем боевого отделения должен был быть достаточен для нормальной боевой работы. Обращалось внимание на пожарную безопасность, устройство смотровых щелей и лючков, защиту экипажа от осколков и свинцовых брызг, герметизацию танка на случай применения противником огнеметов, на доступность механизмов для обслуживания и ремонта, а также возможность быстрой замены двигателя, наличие системы очистки гусениц от грязи.
Легкий танк LK (Leichte Kampfwagen) | |
Нажмите на изображение для увеличения | |
Сделать танк, отвечающий такому заданию, было достаточно сложно, однако Йозеф Фольмер справился. Танк, получивший обозначение LK-I (LК - "легкий танк"), также, как и прототип английского танка "Уиппет", имел вращающуюся башню, вооруженную пулеметом, но на более тяжелых танках LK-II 57-мм орудие устанавливалось в неподвижной броневой рубке в задней части корпуса. Предполагалось, что треть выпущенных танков будет пулеметными, а две трети - пушечными. Но война закончилась раньше, чем был собран хотя бы один серийный танк. Фольмер разрабатывал еще и танк LK-III, скомпонованный иначе: 57-мм пушка в башне спереди, а двигатель и трансмиссия сзади, как у "Рено", но до постройки опытного образца дело не дошло.
Германский танк LK-II, 1918 г.
Легкий танк LK-II | |
Нажмите на изображение для увеличения |
Итак, Германия, которая могла делать танки и не уступать в этом вопросе союзникам, смогла изготовить всего лишь 20 серийных и несколько опытных машин.
501 | "Гретхен" | сдан на слом в 1919 г. |
502 | сдан на слом в октябре 1918 г. | |
503 | сдан на слом в октябре 1918 г. | |
504 | "Шнук" | погиб в бою 31 августа 1918 г. |
505 | "Баден I" | сдан на слом в 1919 г. |
506 | "Мефисто": | захвачен противником 24 апреля 1918 г. (застрял на местности) |
507 | "Циклоп" | сдан на слом в 1919 г. |
525 | "Зигфрид" | сдан на слом в 1919 г. |
526 | сдан на слом в 1918 г. | |
527 | "Лотта" | погиб в бою 1 июня 1918 г. |
528 | "Хаген" | погиб в бою 31 августа 1918 г. |
529 | "Никсе II" | захвачен противником 31 мая 1918 г. |
540 | "Хайланд" | сдан на слом в 1919 г. |
541 | сдан на слом в 1919 г. | |
542 | "Эльфриде" | брошен экипажем в бою 24 апреля 1918 г. |
543 | "Хаген", "Альберт", "Кёниг Вильгельм" | сдан на слом в 1919 г. |
560 | "Старый Фриц" | погиб в бою 11 октября 1918 г. |
561 | "Никсе" | сдан на слом в 1918 г. |
562 | "Геркулес" | сдан на слом в 1918 г. |
563 | "Вотан", "Один" | сдан на слом в 1919 г. |
564 | сдан на слом в 1919 г. |
Удачные разработки конструкторов затормозились на уровне промышленного производства. Но именно количества достаточно легких и дешевых танков не хватило для достижения цели. "Не гений маршала Фоша победил нас, а генерал Танк", - сказал после войны германский генерал Цвель. Но Германия сделала из опыта проигранной войны выводы. В 1920 году Фольмер подробно рассказал о своих работах в журнале "Моторваген". Командир танка А7V и участник боя у Виллер-Бретоннё лейтенант Фолькгайм опубликовал брошюру "Германские танки в наступлении 1918 года", а затем книгу "Танки в современной войне". Фольмер переехал в Швецию, где на заводе "Ландсверк" был выпущен первый шведский танк М.21.
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Холявский Г. Л., "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
- С. Федосеев Танки кайзера. Германские танки 1-й мировой войны. (Бронеколлекция);
- Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия;
- R. P. Hunnicutt. Firepower: A History of the American Heavy Tank.
< Назад |
---|