Бронеавтомобиль "Пирлесс" (Peerless Armoured Car)
Во время Первой мировой войны американские коммерческие грузовики Peerless были изменены англичанами для использования в качестве броневиков. Разработку назвать передовой все же нельзя - это была надежная машина, но медленная, неустойчивая и мало подходила для плохих дорог. Наиболее распространенным был двухбашенных вариант, оснащенный двумя пулеметами. Надо отметить, что 16 бронеавтомобилей "Пирлесс" в 1916 году были доставлены в Россию, где они использовались, как зенитные бронеавтомобили (40-мм автоматическая пушка Vickers QF Mark II + 7,7-мм пулемет "Льюис", находившийся в укладке в боевом отделении), однако информации о боевом применении "Пирлессов" Русской армией крайне мало.
После оживления военных действий на Западном фронте в результате применения танков Первой мировой войны, стало возможным вновь применять там же и бронеавтомобили (ранее, в начале 1915 года, из-за приобретения войной позиционного характера использование бронеавтомобилей стало малоэффективным). Для этого предназначались в первую очередь бронемашины "Пирлесс". Но по причине плохой проходимости по пересеченной местности эти бронеавтомобили должны были буксироваться танками через зону окопов и затем уже начинали работать самостоятельно.
Данный бронеавтомобиль был разработан в 1916 году (в литературе иногда называют 1915 год) с использованием шасси 2,5-тонного коммерческого грузовика "Пирлесс". Внешние отличия от бронеавтомобиля "Остин" состояли в основном в выступающей сзади рамой шасси. Корпус бронеавтомобиля создавался из стальных броневых листов, которые приклепывались к каркасу, смонтированному на раме шасси. Толщина лобовой бортовой и кормовой брони составляла 8 мм (днище - 3 мм, крыша - 5 мм), что защищало экипаж из пяти человек от обычных небронебойных пуль на любой дистанции.
В моторном отделении, находившимся в передней части корпуса, устанавливался четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения "Пирлесс" мощностью 40 л. с. Боевая масса броневика составляла 6,9 тонны. Машина была способна двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 40 км/ч. При движении задним ходом скорость бронеавтомобиля не превышала 8 км/ч.
Зенитный бронеавтомобиль "Пирлесс", 24.03.1917, Царское Село.
В правой и левой стенках бронекапота были предусмотрены съемные панели, которые обеспечивали доступ к двигателю для ремонта и обслуживания. Передний лобовой лист с бронекрышкой радиатора размещался под наклоном, что усиливало защитные свойства бронирования. За моторным отделением находилось отделение управления, где размещались два члена экипажа: справа - водитель и слева - командир машины.
Довольно широкое окно было спереди отделения управления, что позволяло водителю наблюдать за местностью перед бронемашиной. В боевой обстановке окно закрывалось двумя горизонтальными бронекрышками: верхняя имела две смотровые щели, оснащенные пуленепробиваемым стеклом (крепилась к передней кромке слегка скошенной крыши отделения управления); нижняя бронекрышка - откидываясь, ложилась на верх капота. Слева, в борту отделения управления, находилась дверь с длинным узким окном, которое тоже прикрывалось откидывающейся вверх бронекрышкой. Такое же окно было и в правом борту.
"Кликните" на изображение для увеличения |
Средняя часть корпуса, где находилось отделение управления, существенно расширялась за счет двух полукруглых спонсонов, увенчанных стоящими рядом цилиндрическими пулеметными башнями, вращавшимися независимо друг от друга. Вооружение включало два 8-мм пулемета "Гочкис" образца 1914 года с боекомплектом по 3500 патронов. Два пулеметчика (младший унтер-офицер и ефрейтор) обслуживали вооружение.
Конструкторы бронеавтомобиля "Пирлесс", учитывая опыт боевого применения "остинов", предусмотрели кормовой пост управления и дверь в корме корпуса, которая облегчала посадку и высадку экипажа. В заднеприводной ходовой части использовались деревянные спицованные колеса с грузошинами. Вращательный момент передавался от двигателя на задний мост через четырехступенчатую коробку передач с помощью цепного привода. Нагрузка на оси составляла: спереди - 3,1 т, сзади - 3,8 т.
Боевая масса, т | 6,9 |
Масса пустой машины, т | 6,5 |
Экипаж, чел | 5 |
Габаритные размеры, мм | |
длина | 6230 |
ширина | 2260 |
высота | 2740 |
колесная база | 4300 |
дорожный просвет | 250 |
Бронирование, мм | |
лоб, борт | 8 |
корма | 8 |
днище | 3 |
крыша | 5 |
Вооружение | два 8 мм пулемета "Гочкис" |
Боекомплект | 7000 патронов |
Двигатель | "Пирлесс", 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 29,4 кВт |
Удельная мощность, кВт/т | 4,26 |
Максимальная скорость, км/ч | 40 |
Запас хода, км | 145 |
Запас топлива, л | 108 |
В справочнике Хейгль, "TASCHENBUCH DER TANKS" (издание - 1935 год, перевод - 1936) отмечается, что у легкого бронеавтомобиля Пирлесс (1916-17) "проходимость по местности отсутствует", а также дополняются ТТХ: запас горючего - 108 л на 145 км, расход горючего на 100 км - 74 л, мощность на 1 т веса машины - 5,8 л.с., привод - цепной на заднюю ось, управление - двойное управление передними колесами.
Полубронированный безбашенный бронеавтомобиль "Пирлесс" был построен для Ирландии и Греции на шасси того же 2,5-тонного грузовика. Машина имела открытый сверху корпус, над которым для защиты от ручных гранат и камней были наклонно установлены две рамы с металлической сеткой. В верхней части бортов бронекорпуса были предусмотрены смотровые окна с броневыми крышками. Такая машина использовалась при подавлении восстания в Греции в 1935 году.
Источники:
- Барятинский М. Б., Коломиец М. В. Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг.;
- Холявский Г. Л. "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
- Christopher F. Foss. The Encyclopedia of Tanks and Armoured Fighting Vehicles;
- Хейгль, "Танки. Справочник" (пер. 1936 год), изд.второе.
< Назад |
---|