Итальянская бронетехника
"Железными гробами" назвали (когда американцы высадились в Сицилии) итальянские танки 30-х годов; и название прижилось. Все свои силы фашистская Италия сосредоточила на создании мощного Военно-морского флота, а на танки сил уже не хватило. Имея большой задел собственных конструкторских разработок и ряд оригинальных опытных машин, итальянцы в 1929 году закупили в Англии танк "Виккерс-6 тонн", который они построили по лицензии под маркой "Виккерс-Армстронг-Ансальдо-29" (24 единиц); и танкетку "Карден-Лойд Мk IV" - по ее образцу было выпущено 25 танкеток СV 29, а в 1933 году фирмы "Фиат" и "Ансальдо" создали ее улучшенный вариант CV3/33, и еще более усовершенствованный образец CV3/35. Конструкторы стремились создать "малый танк", пригодный для боевых действий в горах. Длина шасси танкеток была увеличена, ширину уменьшили, высоту также понизили для повышенной устойчивости.
Начало японской танковой промышленности
Япония в 1935 году не считалась индустриальной державой, а успехи в области кораблестроения объяснялось островным положением и помощью Великобритании. Когда в Японии началось создание собственной танковой промышленности, она начала изучать зарубежный опыт и закупать танки периода Первой мировой войны. В 1917-1923 годах закупались и испытывались английские танки Mk.IV, Mk.А "Уиппет", французские "Рено" FT-18 и М21 "Шенильет". Первая танковая группа была сформирована в апреле 1925 года из танков "Уиппет" и "Рено".
В 1927-1930 гг. испытывались танки Англии "Виккерс" MkC, "Виккерс 6-тонный" и танкетка "Карден-Лойд" Mk.VI, французский легкий танк "Рено" NC-26. Закупленные во Франции танки "Рено" FT-18 ("Ко-гата") и NC-27 ("Оцу") оставались в строю до 1940 года - часть "Оцу" японцы даже оснастили дизельным двигателем. В 1927 году арсенал в Осаке построил опытный двухбашенный танк весом 18 тонн "Чи-и" - "средний первый", имевший 57-мм орудие и два пулемета. В 1931 году тем же арсеналом был создан 18-тонный трехбашенный танк "91", имевший одну орудийную и две пулеметные башни, расположенные в продольной плоскости, задняя пулеметная башня располагалась на нем позади двигательного отсека. Танк имел 37-мм и 70-мм орудия (со скоростью снаряда около 300 м/с). За ним в 1934 году последовал трехбашенный "95", но в целом многобашенные танки остались на уровне опытных образцов, а несколько построенных танков "91" в конце 30-х годов использовались в Китае.
Количество государств, которые строили танки в период между Первой мировой и Второй мировой войной, значительно увеличилось:
- с 1921 года - Швеция;
- с 1925 - Чехословакия;
- с 1927 года - Япония;
- затем - Польша и
- через два года - Венгрия;
- Германия начала строить танки в 1934 году.
Танки Англии
В производстве бронетехники уже участвовало 11 государств, включая СССР. Во время тяжелой экономической обстановки в Англии к 1936 году имелось всего 375 танков, из них 209 были легкими. Британские военные специалисты пришли к заключению, что в будущей войне им потребуются танки трех типов:
- легкие танки-разведчики,
- быстроходные крейсерские танки и
- тихоходные танки поддержки пехоты.
Чуть позже англичанам пригодился опыт Гражданской войны в Испании, показавший, что их старая техника для будущей войны уже не годится. Англичанам пришлось срочно создавать совершенно новые танки для обороны страны.
Танки Франции после Первой мировой
В течение 20-х годов французы модернизировали свои танки "Рено" FТ-17 и сверхтяжелые 2С. Но и конструкторские разработки более совершенных танков во Франции не были прекращены. В июне 1920 года французский Генеральный штаб принял перспективную программу танкостроения, которая предполагала создание нескольких типов совершенно новых боевых машин. В том числе, предусматривался специальный боевой танк, который должен был поддерживать пехоту и бороться с бронетехникой противника. Разработку машины поручили генералу Этьену, который привлек к проектированию конструкторов четырех фирм. После испытаний в конкурсе участвовали фирмы "Рено-Шнейдер", ФСМ и ФАМЭЧ. В итоге создали танк весом 25 тонн, вооруженный 75-мм пушкой, двумя фиксированными пулеметами в корпусе и двумя в башне. Экипаж машины состоял из 4 человек. С декабря 1931 года три прототипа были подвергнуты серьезным испытаниям, а в 1934 года танк В-1 был принят на вооружение. Изготовление первых 35 машин затянулось на несколько лет, и боевую службу этот танк начал в январе 1938 года, а улучшать его начали уже в ходе выпуска первой партии.
Танки вермахта и СССР в Испании
Не будет ошибкой сказать, что практически все танки второй половины 30-х годов создавались с учетом опыта Гражданской войны в Испании. 18 июля 1936 года против правительства Испанской республики начался вооруженный мятеж правых сил во главе с генералом Франциско Франко, командующим африканскими войсками в испанском Марокко. На сторону путчистов перешла большая часть кадровой армии и подразделений Министерства внутренних дел. Высадив африканскую армию в континентальной Испании, Франко в течение нескольких недель захватил половину территории страны. В крупных промышленных городах и в столице мятеж не удался. Началась гражданская война. Части регулярной армии, доставшиеся республиканцам, были дезорганизованы и слабо вооружены. Кроме того, вооруженные формирования были не только у правительства, но и у целого ряда политических партий, групп, профсоюзов, а и даже отдельных деревень.