На "Уралвагонзаводе" уже 20 лет выпускают танки Т-90. В связи с юбилеем, на официальном сайте появился пресс-релиз, в котором говорится, что в октябре 1992 года, был принят на вооружение основной боевой танк Российской Армии - "летающий" Т-90, созданный сотрудниками Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, которое сегодня входит в структуру научно-производственной корпорации ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского" - на базе изучения многолетнего использования и применения танков Т-72 в разных государствах и в условиях реального боя.
Танк Т-90 во многом, благодаря большому опыту своих создателей и многолетним традициям УКБТМ, воплотил в себе лучшие характеристики, надежность конструкции, простоту в эксплуатации, которыми обладали танки Т-34, Т-54 (Т-55), Т-62, Т-72.
Спойлер: Из истории УКБТМСпойлер: Из истории УКБТМ
Нажмите на фото для увеличения
|
Танк Т-90 стал одной из лучших новинок оборонной промышленности 90-х годов, во многом благодаря преимуществам, таким как:
- дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 1000 л.с.;
- комплекс управляемого вооружения с дальностью стрельбы до 5000 метров;
- тепловизионный прицел "ЭССА" второго поколения, обеспечивающий дальность стрельбы ночью не менее 3 500 метров;
- и многим другим.
27 марта 1991 года совместным решением министерств обороны и оборонной промышленности СССР "объект 188" был рекомендован для принятия на вооружение. Однако политическая неразбериха отложила окончательное решение. С мертвой точки дело сдвинулось после приезда на Уралвагонзавод в июле 1992 года первого Президента РФ Бориса Ельцина. Он осмотрел танк, а уже 5 октября вышло постановление правительства РФ №759-58 о принятии его на вооружение под названием "Т-90" и о разрешении продажи за рубеж экспортного варианта Т-90С.
Можно добавить, что танк должен был стать "Т-72БМ", то есть "Т-72Б модернизированным". Чаще всего появление Т-90 приписывается желанию Ельцина иметь "первый российский танк", против чего не возражали ни руководство УКБТМ, ни председатель государственной комиссии Николай Шабалин. В конце концов, новый танк - это более престижно, чем очередная модернизация.
В то время, полученные Уралвагонзаводом экспортные заказы на Т-90С, помогли выжить предприятию в кризисные годы, сохранив уникальность коллектива и высокий интеллектуальный и научно-технический потенциал ОАО "НПК "Уралвагонзавод".
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить
|
Три танка Т-90С всесторонне испытывались в индийской пустыне Тар летом 1999 года. Днем температура воздуха достигала +53°С, ночью - до 30°С, дороги отсутствовали, и при сильной запыленности каждый танк Т-90 прошел несколько тысяч километров. Военный атташе при посольстве Индии в Москве бригадный генерал Д. Сингх, впечатленный испатаниями, сказал: "По эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания".
Первый контракт о поставке в Индию танков Т-90С, в количестве трехсот десяти, был заключен 15 февраля 2001 года. Как сказал Н.А. Молодняков, занимавший в то время должность заместителя главного конструктора УКБТМ: "…вывел танковую промышленность России из тупика, позволил вдохнуть новую жизнь в предприятия отрасли". В 2001 году была достигнута договоренность о лицензионном производстве Т-90 в Индии. В период с октября 2002 года по сентябрь 2003 года российской стороной было поставлено оборудование и лицензионная техническая документация для сборки Т-90С в Индии.
До сих пор продолжается сотрудничество с Индией в области поставок Т-90С. После Индии танк стали покупать и другие государства. И как итог - танк Т-90 в 2001 - 2010 гг стал самым продаваемым вновь изготовленным основным боевым танком мира. За границу было поставлено больше тысячи танков. В настоящее время танк Т-90 находится на вооружении:
- Россия - по состоянию на 2012 год - около 500 танков Т-90 всех модификаций (более 337 ед. Т-90А - 2006 года выпуска), 32 ед. Т-90А (2004 года выпуска) и около 120 танков первых серий). Также танки Т-72 модернизируются до уровня Т-72Б2 "Рогатка", что приближает их по сумме характеристик к Т-90А.
- Азербайджан - в 2011 году между Минобороны Азербайджана и компанией "Рособоронэкспорт" был подписан договор по закупке танков Т-90С. Информацию о количестве танков и сроках поставки пока не сообщают.
- Индия - около 700 Т-90С/СА, по состоянию на 2012 год (танки российского производства и танко-комплекты, собранные на индийском предприятии HVF).
- Алжир - по состоянию на 2010 год - 185 танков Т-90С. Контракт на поставку 120 танков был заключен осенью 2011 года.
- Туркмения - по состоянию на 2011 год - 10 танков Т-90С. Летом 2011 года подписан контракт на поставку еще 30 танков.
- Уганда - по состоянию 2011 года - 31 танк Т-90С, которые были поставлены в 2011 году в рамках пакетного контракта 2010 года.
И сегодня на Уралвагонзаводе создается большое количество танков Т-90С для экспорта.
Машины на базе Т-90:
- БМПТ - боевая машина поддержки танков ("Терминатор");
- ИМР-3М - инженерная машина разграждения;
- МТУ-90 - мостоукладчик;
- Э300 - универсальное гусеничное шасси;
- БМР-3М - бронированная машина разминирования.
Модернизированный танк Т-90С был показан в 2011 году. Модернизация дала возможность значительно увеличить боевые и эксплуатационные возможности танка и затронула весь комплекс характеристик.
Модернизированный Т-90С в настоящее время является следующим шагом в развитии отечественного танкостроения. Танк уверенно превосходит предыдущие наши танки по главным показателям, которые определяют боевую эффективность:
- принципиально возросшие возможности огневого поражения;
- высокая защищенность от большинства противотанковых средств поражения;
- надежная система жизнеобеспечения;
- улучшенная подвижность.
Впервые в истории отечественного танкостроения танк Т-90МС по меньшей мере не хуже самых продвинутых танков мира в средствах поиска и скорости наведения на цель, в возможностях поражения ее первым выстрелом и даже в командной управляемости. Можно перечислить некоторые системы, обеспечивающие это:
– высокоавтоматизированная всепогодная СУО в составе многоспектральных прицела наводчика, панорамного прицела командира с цифровым баллистическим вычислителем и комплектом датчиков условий стрельбы, причем в СУО интегрирована боевая информационно-управляющая система тактического звена;
– автомат сопровождения цели;
– средства навигации с приемоиндикаторной аппаратурой ГЛОНАСС/GPS;
– современные средства связи с аппаратурой шифрования.
Рыночные перспективы танка Т-90МС, как показали выставки вооружений 2012 года DefExpo в Дели и Eurosatory в Париже, не вызывают ни малейших сомнений. С вариантом для Российской Армии полной ясности нет. Башня (то есть боевой модуль), по мнению начальника генерального штаба ВС РФ генерала армии Николая Макарова, военных полностью устраивает. Но все, что ниже - двигатель, трансмиссия, подвеска - новейшим требованиям не соответствует. В 2011 году Н. Макаров говорил, что военных удовлетворяет башня танка, которая выполнена "очень качественно": "Башня Т-90 вызывает у нас серьезное уважение, она не уступает ведущим зарубежным аналогам, а по ряду характеристик превосходит их", - сказал Макаров.
Однако другие узлы и системы танка, по словам начальника Генштаба, имеют серьезные недостатки: "Т-90С пока что имеет массу недоработок, которые в ближайшее время предстоит устранить. Опытно-конструкторские работы по усовершенствованию этого танка будут продолжены".
< Назад | Вперед > |
---|