Танк Т-34 приняли на вооружение в декабре 1939 года
Танк Т-34 был принят на вооружение РККА в декабре 1939 года согласно постановлению Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров СССР. Через три года, когда уже шла Великая Отечественная война, в 1942 году в постановлении о присуждении Сталинской премии I-й степени о Т-34 было указано - "новый тип среднего танка". К этой характеристике, спустя годы, добавилась новая: по совокупности основных боевых качеств - лучший средний танк Второй мировой войны. Танку Т-34 - 75 лет, и этому событию в Музейном комплексе "История танка Т-34" посвящена выставка, которая продлится до конца января 2015 года.
Танк Т-34
Серийный танк Т-34, выпуск 1940 года.
Выставка к 75-летию танка Т-34 расположена на первом этаже музея, посетители смогут увидеть исторический документ постановление Комитета обороны при СНК Союза ССР № 443 от 19 декабря 1939 года "О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, арттягачей и о производстве их в 1940-м году".
Каждый желающий сможет в деталях рассмотреть макет самого первого серийного танка Т-34. Подробности - в чертежах и схемах, документах и фотографиях - на стенде "От танков БТ к танку Т-34". Об этом сообщается на сайте музейно-мемориального комплекса "История танка Т-34".
Основатель и президент Музейно-мемориального комплекса "История танка Т-34" Лариса Васильева сказала: "Творение, скупо обозначенное как Т-34, велико по своей сути и своему значению. В этом смысле наиболее важными считаю два момента. Очень правильно было подмечено, что 'Тридцатьчетверку' создавала и совершенствовала фактически вся страна. Возможно, именно потому она и стала лучшей на полях жесточайших сражений. Боевой танк - вовсе не забавная детская игрушка! В этом смысле для нас, живущих ныне, очень важна философия людей той эпохи. Мой отец, один из создателей Т-34 Николай Кучеренко, выразил эту философию такими словами: 'Я очень хочу, чтобы все танкисты стали трактористами!' Наш музей, конечно же, посвящен танку, но в еще большей степени он посвящен людям, с этим танком связанным. Вероятно именно поэтому с момента создания музея в 2001 году мы, в хорошем смысле, не знаем покоя от посетителей. И мы очень остро чувствуем, как прошлое зовет нас сказать правду о минувшем времени - правду сложную, нелицеприятную, в чем-то страшную".
Источник:
- Музейно-мемориальный комплекс "История танка Т-34".
Здесь же хотелось бы отметить, что 116 лет назад - 3 декабря 1898 года (по ст.стилю - 21 ноября) родился Михаил Ильич Кошкин - советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавшего легендарный танк Т-34.
Танки завода № 183
Танки БТ-7М, А-20, Т-34 образца 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34.
О создании Т-34
Тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20 были выданы Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) 13 октября 1937 года. 4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничный танк А-20 и гусеничный А-32, которые в августе рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине 1939 года выполнены в металле. Совместные испытания танков, проводившиеся в июле-августе 1939 года, выявили сходство тактико-технических характеристик. Максимальная скорость танков на гусеницах была одинаковой - 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделали вывод, что А-32, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34.
Отметим, что по своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 тонну тяжелее (боевая масса - 19 тонн), имел такие же габаритные размеры и форму корпуса и башни. Аналогичной была и силовая установка - дизель В-2. Основные отличия заключались в отсутствии привода колесного хода, толщине брони (30-мм вместо 25-мм у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на один борт.
А-20
А-20 | |
Длина, м | 5,76 |
Длина с пушкой, м | |
Ширина, м | 2,65 |
Высота, м | 2,44 |
Боевая масса, т | 18,0 |
Вооружение | |
Пушка | 1 x 45-мм 20К |
Пулеметы | 2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность | |
Макс.скорость по шоссе, км/ч | 75 |
Запас хода по шоссе, км | |
Бронирование | |
Лоб корпуса, мм | 20 |
Борта и корма корпуса, мм | 25 |
Лоб башни, мм | |
Борта и корма башни, мм | 25 |
Крыша, мм | 10 |
Днище, мм | 10 |
А-32
А-32 | |
Длина, м | 5,76 |
Длина с пушкой, м | |
Ширина, м | 2,73 |
Высота, м | 2,44 |
Боевая масса, т | 19,0 |
Вооружение | |
Пушка | 1 x 76-мм Л-10 |
Пулеметы | 2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность | |
Макс.скорость по шоссе, км/ч | 75 |
Запас хода по шоссе, км | |
Бронирование | |
Лоб корпуса, мм | 20 |
Борта и корма корпуса, мм | 30 |
Лоб башни, мм | |
Борта и корма башни, мм | 25 |
Крыша, мм | 10 |
Днище, мм | 10 |
Т-34
Т-34 обр. 1940 г. | |
Длина, м | 5,92 |
Длина с пушкой, м | 5,96 |
Ширина, м | 3,0 |
Высота, м | 2,41 |
Боевая масса, т | 25,6 |
Вооружение | |
Пушка | 1 x 76-мм Л-11 |
Пулеметы | 2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность | |
Макс.скорость по шоссе, км/ч | 54 |
Запас хода по шоссе, км | 300 |
Бронирование | |
Лоб корпуса, мм | 45 |
Борта и корма корпуса, мм | 40-45 |
Лоб башни, мм | 40-45 |
Борта и корма башни, мм | 45 |
Крыша, мм | 15-20 |
Днище, мм | 13-16 |
Т-34 1941
Т-34 обр. 1941 г. | |
Длина, м | 5,92 |
Длина с пушкой, м | 6,62 |
Ширина, м | 3,0 |
Высота, м | |
Боевая масса, т | |
Вооружение | |
Пушка | 1 x 76-мм Ф-34 |
Пулеметы | 2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность | |
Макс.скорость по шоссе, км/ч | 54 |
Запас хода по шоссе, км | 300 |
Бронирование | |
Лоб корпуса, мм | 45 |
Борта и корма корпуса, мм | 40-45 |
Лоб башни, мм | 40-45 |
Борта и корма башни, мм | 45 (52) |
Крыша, мм | 15-20 |
Днище, мм |
Т-34 1942
Т-34 обр. 1942 г. | |
Длина, м | 5,92 |
Длина с пушкой, м | 6,62 |
Ширина, м | 3,0 |
Высота, м | |
Боевая масса, т | |
Вооружение | |
Пушка | 1 x 76-мм Ф-34 |
Пулеметы | 2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность | |
Макс.скорость по шоссе, км/ч | 54 |
Запас хода по шоссе, км | 300 |
Бронирование | |
Лоб корпуса, мм | 45 |
Борта и корма корпуса, мм | 40-45 |
Лоб башни, мм | 40-45 |
Борта и корма башни, мм | 45 (52) |
Крыша, мм | 15-20 |
Днище, мм |
Т-34 1943
Т-34 обр. 1943 г. | |
Длина, м | 5,92 |
Длина с пушкой, м | 6,62 |
Ширина, м | 3,0 |
Высота, м | 2,52 |
Боевая масса, т | 30,9 |
Вооружение | |
Пушка | 1 x 76-мм Ф-34 |
Пулеметы | 2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность | |
Макс.скорость по шоссе, км/ч | 54 |
Запас хода по шоссе, км | 300 |
Бронирование | |
Лоб корпуса, мм | 45 |
Борта и корма корпуса, мм | 40-45 |
Лоб башни, мм | 40-45 |
Борта и корма башни, мм | 45 (52) |
Крыша, мм | 15-20 |
Днище, мм | 13-20 |
Т-34-85
Т-34-85 обр. 1944 г. | |
Длина, м | 5,92 |
Длина с пушкой, м | 8,1 |
Ширина, м | 3,0 |
Высота, м | 2,72м |
Боевая масса, т | 32,0 |
Вооружение | |
Пушка | 1 x 85-мм С-53 |
Пулеметы | 2 x 7,62-мм ДТ |
Подвижность | |
Макс.скорость по шоссе, км/ч | 54 |
Запас хода по шоссе, км | 300-400 |
Бронирование | |
Лоб корпуса, мм | 45 |
Борта и корма корпуса, мм | 45 |
Лоб башни, мм | 40-90 |
Борта и корма башни, мм | 52-75 |
Крыша, мм | 16-20 |
Днище, мм | 13-20 |
В октябре - ноябре 1939 года шли испытания двух машин А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34), на основании которых 19 декабря А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34. Приказ о постановке Т-34 в серийное производство был подписан Комитетом Обороны 31 марта 1940 года, в принятом протоколе предписывалось немедленно поставить его на производство на заводах № 183 и СТЗ. Заводу № 183 предписывалось изготовить первую опытную партию из 10 танков к первым числам июля. В первоначальном виде танк Т-34 выпуска 1940 года отличался очень высоким качеством обработки броневых поверхностей. В военное время им пришлось пожертвовать ради массового производства.
1940
Завод | 1940 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | 117 |
№ 183 (Нижний Тагил) | |
№ 112 "Красное Сормово" (Горький) | |
СТЗ (Сталинград) | |
ЧТЗ (Челябинск) | |
УЗТМ (Свердловск) | |
№ 174 (Омск) | |
Всего | 117 |
1941
Завод | 1941 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | 1560 |
№ 183 (Нижний Тагил) | 25 |
№ 112 "Красное Сормово" (Горький) | 173 |
СТЗ (Сталинград) | 1256 |
ЧТЗ (Челябинск) | |
УЗТМ (Свердловск) | |
№ 174 (Омск) | |
Всего | 3014 |
1942
Завод | 1942 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | |
№ 183 (Нижний Тагил) | 5684 |
№ 112 "Красное Сормово" (Горький) | 2584 |
СТЗ (Сталинград) | 2520 |
ЧТЗ (Челябинск) | 1055 |
УЗТМ (Свердловск) | 267 |
№ 174 (Омск) | 417 |
Всего | 12572 |
1943
Завод | 1943 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | |
№ 183 (Нижний Тагил) | 7466 |
№ 112 "Красное Сормово" (Горький) | 2962 |
СТЗ (Сталинград) | |
ЧТЗ (Челябинск) | 3594 |
УЗТМ (Свердловск) | 464 |
№ 174 (Омск) | 1347 |
Всего | 15833 |
1944
Завод | 1944 год |
ХПЗ № 183 (Харьков) | |
№ 183 (Нижний Тагил) | 1838 |
№ 112 "Красное Сормово" (Горький) | 557 |
СТЗ (Сталинград) | |
ЧТЗ (Челябинск) | 445 |
УЗТМ (Свердловск) | |
№ 174 (Омск) | 1136 |
Всего | 3976 |
Всего
Завод | Всего |
ХПЗ № 183 (Харьков) | 1677 |
№ 183 (Нижний Тагил) | 15013 |
№ 112 "Красное Сормово" (Горький) | 6276 |
СТЗ (Сталинград) | 3776 |
ЧТЗ (Челябинск) | 5094 |
УЗТМ (Свердловск) | 731 |
№ 174 (Омск) | 2900 |
Всего | 35467 |
Фото из альбома Т-34 Завода ордена Ленина им. Коминтерна - 1940 год
Второй опытный образец А-34
Забрасывание на моторный люк танка бутылок с горящим бензином.
Танк Т-34 (А-34)
Вид танка справа.
Испытания танка
Танк преодолевает заболоченную, после таяния снега, лощину.
Испытания на пожароопасность
Забрасывание на смотровой прибор танка и люк водителя бутылок с горящим бензином.
Читайте также:
- - Музей истории танка Т-34 проведет ежегодную акцию;
- - Танки и бронетехника Центрального музея Вооруженных сил;
- - Танк Т-34 за 49 тысяч евро;
- - Танкодром в Прохоровке будет открыт в мае 2015 года.
< Назад | Вперед > |
---|