Танки и бронетехника

Назад Домой

Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танки Второй Мировой:
 
 
Пехотный танк "Валентайн" - подробнее о модификациях
  

Модификации танка "Валентайн"

Танки БританииВ качестве дополнения к основной статье сайта
"Легкий пехотный танк Валентайн"
(Tank Infantry , Valentine)"

Танк Valentine один из наиболее известных британских танков времен второй мировой войны. Он представлял совой своеобразный гибрид медленного пехотного танка (но без тяжелого бронирования) и типичного основного танка поля боя (но без скорости и маневренности). Как показал опыт боев, подобная конструкция имела будущее и стала прототипом для будущих британских средних танков. Танк Valentine представлял собой развитие проекта пехотного танка Мк IIA 12 Matilda, хотя первоначально должен был стать конкурентом этого танка. Вместе с тем он стал самым массовым британским танком. В годы второй мировой войны в Великобритании и Канаде выпустили более 8000 танков Valentine. Кроме Великобритании и Канады эти танки состояли на вооружении армий Советского Союза, Польши и Новой Зеландии.

Прототип танка
Пехотный танк
Прототип танка Mk III "Valentine" Mk I
Пехотный танк Mk III "Valentine" Mk I

Серийное производство танков Valentine шло на заводе Vickers (1715 штук), заводе Metropolitan Cammel Carriage and Wagon Company Ltd в Бирмингеме (2615 штук), а также Birmingham Railway Carraige в Бирмингеме (2125 штук). Позднее выпуск танка также наладили в Канаде.

Модификации

Mk I

Valentine Mk I
Выпуск первой производственной серии пехотного танка Mk III (Infantry Tank Mk. III) Valentine начался летом 1940 г. Выпустили 350 танков этой серии. Танк Valentine Mk I имел двухместную башню с 2-фунтовой пушкой QQF Mk IX калибра 40 мм и пулеметом Besa Mk II калибра 7,92 мм. На танке стоял 6-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель АЕС А189 мощностью 99 кВт/135 л.с. жидкостного охлаждения. Вместимость бензобаков составляла 257 л. Танки Mk I имели антенное гнездо для радиостанции № 11 (последние танки серии оснащались радиостанцией № 19) на специальном кронштейне снаружи на задней стенке башни. У некоторых танков на правом борту башни имелся станок Lakeman для пулемета Bren калибра 7,7 мм, позволяющий вести огонь по воздушным целям. У первых танков первой производственной серии опорные катки и направляющие колеса имели особую конструкцию, отличную от конструкций катков и колес всех остальных серийных танков. Глушитель выведен на левое крыло. Глушитель имел сетчатый, позднее листовой кожух. Регистрационные номера начинались с WDN15946. Эти танки использовались только для подготовки экипажей в 1940-1942 гг. на территории Великобритании и никогда не использовались в бою.

Mk II

Valentine Mk II

Вторая серия пехотного танка Mk III (Infantry Tank Mk. III) Valentine Mk II оснащалась дизелем AEC A190 мощностью 96 кВт/131 л.с. Двухместная башня с 2-фунтовой (40 мм) пушкой QQF Mk IX и 7,92-мм пулеметом Besa Mk II. Емкость внутренних топливных баков 167 л, емкость внешнего навесного топливного бака 135 л (на левом крыле). Танки Mk II имели антенный выход для радиостанции № 19 на особом кронштейне на корме башни. У танков позднего выпуска добавился небольшой люк в левом борту башни (стандартно на танках Mk I/II имелся только с правого борта). На крыльях крепили контейнеры для запасных частей и инструментов, втом числе шанцевых. Танки Mk I и некоторые Mk II имели на башне станок Lakeman, служивший для крепления зенитного пулемета Bren калибра 7,7 мм. Танки, предназначенные для использования в пустынных районах Африки, оснащались противопесчанными фартуками и дополнительным топливным баком, расположенным на левом крыле. В 1940-1941 гг. выпустили 700 танков этой модификации, которые применялись в боевых частях с ноября 1941 г. Танки получали регистрационные номера, начиная с WDT16122.

Mk III

Valentine Mk III
Одним из основных недостатков первых серийных танков Valentine была чрезмерная перегруженность членов экипажа в башне. Но увеличить размеры башни было нельзя, не увеличив диаметр ее погона, что, требовало коренной переделки конструкции корпуса. Во время очередной модернизации удалось увеличить размеры башни, не меняя диаметра погона. 2-фунтовую пушку сдвинули вперед на 8 дюймов (203 мм) благодаря применению совершенно новой маски, а в задней части башни разместили противовес. Радиостанцию перенесли в кормовую часть башни. Там же находились боеприпасы к пулемету Bren. Круглый двустворчатый люк разместили в центральной части задней части крыши башни. На более ранних танках имелся двустворчатый люк неправильной формы, расположенный посередине крыши. Чтобы компенсировать возросшую массу башни толщину бортов корпуса уменьшили с 60 до 50 мм. Первый серийный Mk III сошел с конвейера 13 апреля 1942 г. Проект трехместной башни был готов еще в 1939 г., но в серию башню не пускали. Причины этого неизвестны, возможно, из-за принятого в то время принципа, требующего, чтобы габариты башни не выходили за габариты корпуса. Кроме танков со стандартной 2-фунтовой пушкой была выпущена небольшая партия танков непосредственной поддержки Valentine Mk IIICS, вооруженных 76,2-мм гаубицей QQF Mk I, установленной в башне на месте двухфунтовой пушки QQF Mk IX.

Mk IV

Valentine Mk IV
Фактически это был танк Mk II, то есть с двухместной башней, но оснащенный американским дизелем GMC 6-71 6004 мощностью 102 кВт/138 л.с. Некоторые танки этой модификации также получили американскую трансмиссию GMC6-71 4006, подходящую для данного двигателя.

Mk V

Valentine Mk V
Это был танк Mk III, то есть с трехместной башней, оснащенный американским дизелем GMC 6004 мощностью 102 кВт/ 138 л.с. Некоторое количество танков этой модификации также выпускалось в варианте танка непосредственной поддержки Valentine Mk VCS. Танк CS вооружался трехдюймовой гаубицей вместо двухфунтовой пушки. Танки Mk IV и V выпускались только в Великобритании.

Mk VI

Valentine Mk VI
Это была первая модификация, выпускавшаяся в Канаде. Уже летом 1939 г. военное министерство заключило контракт с фирмой Canadian Pacific Railway Со из Монреаля на постройку серии из 25 танков Valentine. После начала войны в сентябре 1939 г. заказ увеличили до 100 штук. В 1941 г. в Канаду доставили документацию на танк Valentine Mk II с целью развернуть здесь их выпуск. Канадцы переработали конструкцию танка, приспособив её к канадским реалиям, в определенной степени унифицировав танк по запасным частям с канадской техникой. Например, вместо родных амортизаторов канадцы ставили свои амортизаторы Newton & Bennet. На части танков пулемет Besa заменили американским пулеметом Browning М1919А4 калибра 7,62 мм. У части танков лобовая деталь корпуса была литой, а не катанной.

Mk VII

Valentine Mk VII / VIIA
Данная модификация выпускалась в Канаде. Танки представляли собой незначительно измененные Mk VI. На танках стояла американская радиостанция, а также американский пулемет Browning М1919А4 калибра 7,62 мм. Танки Mk VIIA отличались литой лобовой деталью корпуса с дополнительным топливным баком, кожухами на фарах и модифицированными гусеницами.

Mk VIII

Valentine Mk VIII
Вариант танка, вооруженного 6-фунтовой пушкой QQF Mk III калибра 57 мм. Пушка имела совершенно новую литую маску. Так как размер пушки увеличился, экипаж в башне снова сократили до двух человек. Вместо одного общего люка в крыше сделали два, для каждого члена экипажа. Пулемета на танке не было. Танкисты считали это серьезным недостатком, поскольку танк не имел средства для обороны против живой силы противника в ближнем бою. На практике такие танки приходилось особенно внимательно прикрывать пехотным сопровождением. Чтобы решить проблему, в боевых частях монтировали пулемет Browning М1919А4 калибра 7,62 мм снаружи над дулом пушки. Спуск пулемета производился дистанционно, изнутри башни с помощью тяги.

Mk IX

Valentine Mk IX
Модификация с 6-фунтовой 57-мм пушкой QQF Mk V в модифицированной башне и дизелем GMC6-7I 4006 мощностью 121 кВт/165 л.с. при 2000 об./мин. Боевая масса 17200 кг, выпущено 300 машин.

Mk X

Valentine Mk X
Танк появился в результате свертывания фирмой Vickers-Armstrong работ над танком Vampire, который должен был прийти на смену танку Valentine. В феврале 1942 г. танковое бюро решило поручить развитие танка Valentine фирме Vickers-Armstrong Ltd. Уже в мае 1942 г. стало известно о работе над танком Vampire. Но очень быстро работы свернули, так как все усилия были сконцентрированы на создании нового танка А27, который призван был заменить собой как Valentine, так и Vampire. Это должен был быть основной танк поля боя. В этой ситуации танковое бюро согласилось продолжить выпуск танка Valentine до конца 1943 г. Для дальнейшего выпуска подготовили очередную модификацию танка Mk X. Танк получил модифицированную башню с пулеметом Besa. Установка пулемета в башне потребовала сократить боекомплект к орудию на девять выстрелов. Двигатель GMC6-71 4006 мощностью 121 кВт/165 л.с. Прототип испытывали в июле 1943 г. в артиллерийской школе в Лалуорт-Кемп.

Mk XI

Valentine Mk XI
Последняя модификация пехотного танка Valentine. Главным изменением в конструкции стало использование 75-мм пушки QQF Mk V. Двигатель остался прежним - GMC 6-71 4006. Танки Mk X выпускались с декабря 1943 г. по 14 апреля 1944 г. Часть танков оснащалось понтонами и использовалось для отработки десантных операций в 1943/44 гг.

Пехотный танк Mk III Valentine предназначался для поддержки пехоты на поле боя, но на практике использовался и самостоятельно (разведка, преследование). В Африке в 1941/42 гг. его успешно использовали в качестве основного танка поля боя. Бронирование и вооружение танка были удовлетворительными, но скорость недостаточной. Танк Valentine вполне мог бороться со всеми типами итальянских и немецких танков за исключением PzKpfw IV Ausf. F2, которые появились на фронте с лета 1942 г.

Схема бронирования пехотного танка Mk III Valentine:

Схема бронирования танка

Наружное оборудование пехотного танка Mk III Valentine Mk I (изображение кликабельно):

Наружное оборудование

1. Огнетушитель. 2. Рычаг домкрата. 3. Блокиратор крышка радиатора. 4. Устройство для натяжения гусениц. 5. Лом (длина 42 дюйма). 6. Лопата. 7. Кожух глушителя. 8. Башенный люк. 9. Кирка. 10. Перископ наводчика. 11. Габаритный огонь. 12. Воздухозаборник вентилятора. 13. Клаксон. 14. Фара. 15. Люк механика-водителя. 17. Перископ механика-водителя. 18. Отражатель снарядов. 19 и 39. Буксировочная серьга. 20. Зеркало заднего вида. 21. Пулемет Besa. 22. Деревянная подставка домкрата. 23. 2-фунтовая пушка QQF Mk IX. 24. Контейнер. 25. Указатели направления командира танка. 26. Перископ командира танка. 27. Запасные гусеничные траки. 28. Пистолетная бойница. 29. Ручка кирки. 30. Рычаг натяжения гусениц. 31 и 32. Крепления буксировочного троса. 33. Серьга для подъема танка. 34. Крышка горловины топливного бака (только на Mk I). 35. Задний огонь. 36. Горловина системы охлаждения. 37. Антенна радиостанции № 11. 38. Ручка блокиратора крышки радиатора. 40. Петля крышки радиатора (только левая сторона).

Тактико-технические характеристики танков Valentine

I

Модификация
I
Боевая масса, т
15,7
Экипаж, чел.
3
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
5410
ширина
2630
высота
2270
клиренс
410
Толщина брони, мм:
 
лоб корпуса
60
борт
60
корма
60
крыша
10
днище
20
лоб башни
65
борт и корма
65
Макс, скорость движения, км/ч:
 
по шоссе
24
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
112
Удельная мощность, л.с./т
7,9

II

Модификация
II
Боевая масса, т
16,5
Экипаж, чел.
3
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
5410
ширина
2630
высота
2270
клиренс
410
Толщина брони, мм:
 
лоб корпуса
60
борт
60
корма
60
крыша
10
днище
20
лоб башни
65
борт и корма
65
Макс, скорость движения, км/ч:
 
по шоссе
24
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
176
Удельная мощность, л.с./т
7,7

III

Модификация
III
Боевая масса, т
16,7
Экипаж, чел.
4
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
5560
ширина
2630
высота
2580
клиренс
410
Толщина брони, мм:
 
лоб корпуса
60
борт
50
корма
60
крыша
10
днище
20
лоб башни
65
борт и корма
65
Макс, скорость движения, км/ч:
 
по шоссе
24
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
176
Удельная мощность, л.с./т
7,7

IV

Модификация
IV
Боевая масса, т
16.5
Экипаж, чел.
3
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
5410
ширина
2630
высота
2270
клиренс
410
Толщина брони, мм:
 
лоб корпуса
60
борт
60
корма
60
крыша
10
днище
20
лоб башни
65
борт и корма
65
Макс, скорость движения, км/ч:
 
по шоссе
24
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
176
Удельная мощность, л.с./т
8,1

V

Модификация
V
Боевая масса, т
16,7
Экипаж, чел.
4
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
5560
ширина
2630
высота
2580
клиренс
410
Толщина брони, мм:
 
лоб корпуса
60
борт
50
корма
60
крыша
10
днище
20
лоб башни
65
борт и корма
65
Макс, скорость движения, км/ч:
 
по шоссе
24
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
176
Удельная мощность, л.с./т
7,7

VI

Модификация
VI
Боевая масса, т
16,5
Экипаж, чел.
3
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
5410
ширина
2630
высота
2270
клиренс
410
Толщина брони, мм:
 
лоб корпуса
60
борт
60
корма
60
крыша
10
днище
20
лоб башни
65
борт и корма
65
Макс, скорость движения, км/ч:
 
по шоссе
24
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
176
Удельная мощность, л.с./т
8,1

VII

Модификация
VII
Боевая масса, т
16,5
Экипаж, чел.
3
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
5410
ширина
2630
высота
2270
клиренс
410
Толщина брони, мм:
 
лоб корпуса
60
борт
60
корма
60
крыша
10
днище
20
лоб башни
65
борт и корма
65
Макс, скорость движения, км/ч:
 
по шоссе
24
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
176
Удельная мощность, л.с./т
8,1

VIII

Модификация
VIII
Боевая масса, т
17,2
Экипаж, чел.
3
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
6325
ширина
2630
высота
2270
клиренс
410
Толщина брони, мм:
 
лоб корпуса
60
борт
43
корма
60
крыша
10
днище
20
лоб башни
65
борт и корма
65
Макс, скорость движения, км/ч:
 
по шоссе
24
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
176
Удельная мощность, л.с./т
7,56

IX

Модификация
IX
Боевая масса, т
17,2
Экипаж, чел.
3
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
6325
ширина
2630
высота
2270
клиренс
410
Толщина брони, мм:
 
лоб корпуса
60
борт
43
корма
60
крыша
10
днище
20
лоб башни
65
борт и корма
65
Макс, скорость движения, км/ч:
 
по шоссе
24
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
225
Удельная мощность, л.с./т
7,56

X

Модификация
X
Боевая масса, т
17,2
Экипаж, чел.
3
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
6325
ширина
2630
высота
2270
клиренс
410
Толщина брони, мм:
 
лоб корпуса
60
борт
43
корма
60
крыша
10
днище
20
лоб башни
65
борт и корма
65
Макс, скорость движения, км/ч:
 
по шоссе
24
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
225
Удельная мощность, л.с./т
7,56

XI

Модификация
XI
Боевая масса, т
18
Экипаж, чел.
3
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
 
ширина
2630
высота
2270
клиренс
410
Толщина брони, мм:
 
лоб корпуса
60
борт
43
корма
60
крыша
10
днище
20
лоб башни
65
борт и корма
65
Макс, скорость движения, км/ч:
 
по шоссе
24
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
225
Удельная мощность, л.с./т
9,6

 

Пехотный танк Mk III "Valentine" Mk II
танк
 
Valentine
танк "Valentine"
Нажмите на изображение для увеличения

Пехотный танк

Пехотный танк Mk III "Valentine" Mk III

танк
Valentine
Танк "Valentine" Mk IV
Танк "Valentine" Mk V
Valentine
Британский танк
Танк "Valentine" Mk VI
Танк "Valentine" Mk VII
Танк Британии
Танк
Танк "Valentine" Mk VIII
Танк "Valentine" Mk IX
Танк
Танк Англии
Танк "Valentine" Mk VCS
Танк "Valentine" Mk XI

В зарубежной литературе довольно сложно встретить достаточно полную оценку танка "Валентайн". Его эксплуатация в английской армии была слишком ограниченной по времени и по масштабам. В основном отмечается, что танкисты хвалили танк за надежность, а ругали за тесноту боевого отделения и отсутствие в боекомплектах 2- и 6-фунтовых пушек осколочно-фугасных снарядов.

Из "Краткого отчета о действиях MK.III" от 15 января 1942 года, составленного командованием 136 отб, участвовавшего с 15 декабря 1941 года в контрнаступлении под Москвой:

"Опыт применения "валентайнов" показал:

  1. Проходимость танков в зимних условиях хорошая, обеспечивается движение по мягкому снегу толщиной 50 - 60 см. Сцепление с грунтом хорошее, но при гололедице необходимы шпоры.
  2. Оружие действовало безотказно, но были случаи недоката пушки (первые пять-шесть выстрелов), видимо, из-за загустения смазки. Оружие очень требовательно к смазке и уходу...
  3. Наблюдение в приборы и щели хорошее...
  4.  Моторная группа и трансмиссия работали хорошо до 150 - 200 часов, в дальнейшем наблюдается снижение мощности двигателя...
  5. Броня хорошего качества...

Личный состав экипажей проходил специальную подготовку и танками владел удовлетворительно. Командный и технический состав танки знал слабо. Большое неудобство создавало незнание экипажами элементов подготовки танков к зиме. В результате отсутствия необходимых утеплений машины с трудом заводились на морозе и поэтому держались все время в горячем состоянии, что вело к большому расходу моторесурсов. В бою с немецкими танками (20.12.1941 г.) три "Валентайна" получили следующие повреждения: у одного 37-мм снарядом заклинило башню, у другого - пушку, третий получил пять попаданий в борт с дистанции 200 - 250 м. В этом бою "валентайны" подбили два средних танка Т-3.

В целом МК.III - хорошая боевая машина с мощным вооружением, хорошей проходимостью, способная действовать против живой силы, укреплений и танков противника.

Отрицательные стороны:

  1. Плохое сцепление гусениц с грунтом.
  2. 2. Большая уязвимость тележек подвески - при выходе из строя одного катка танк двигаться не может.
  3. К пушке нет осколочно-фугасных снарядов."

Из "Доклада-справки о применении английских танков на фронтах Отечественной войны", датированном 17 апреля 1943 года:

"Практика боевого применения английских танков показала, что танки МК-3 с успехом вели боевые действия, но в их конструкции, эксплуатации и вооружении имеется ряд существенных недочетов, отрицательно влияющих на использование этих танков в условиях ряда фронтов нашего театра военных действий.

Наиболее существенными из этих недочетов являются:

  • а) система охлаждения танков расположена в труднодоступных для экипажа местах; трубопроводы от двигателя к радиаторам идут по днищу танка, в зимних условиях вода в трубопроводах замерзает даже при работающем двигателе.
    Это сильно затрудняет подогрев танка и делает почти невозможным заправку системы охлаждения водой при низких температурах.
  • б) конструкция танков сложна, что усложняет работу по ремонту и требует в 3-4 раза больше затрат времени,
  • в) маневренность танков и их проходимость в силу маломощности двигателей, большого удельного давления (0,7 -1,0) и низкого коэффициента сцепления с грунтом очень ограничена, особенно зимой...
  • г) танки вооружены 40-мм пушкой, снабженной только бронебойным снарядом (болванка), предназначенным для ведения огня по танкам. Не имея осколочного и осколочно-фугасного снаряда, танки не могут вести эффективного пушечного огня по живой силе и огневым точкам противника.

Практика боевого применения и боевых действий английских танков дает возможность установить:

  • а) целесообразность использования этих танков в частях и соединениях непосредственной поддержки пехоты;
  • б) организационно объединять эти танки с отечественными танками типов Т-34, Т-70 с целью повышения огневой мощи соединения (части);
  • в) применение этих танков наиболее целесообразно на южных участках театра боевых действий в течение всего года. На остальных участках применение их в зимних условиях затруднено".

Танк Валентайн

Валентайн на учениях в августе 1941