Пехотный танк "Валентайн" - подробнее о модификациях
pro-tank.ru
2011-04-04T07:12
Модификации танка "Валентайн"
В качестве дополнения к основной статье сайта "Легкий пехотный танк Валентайн" (Tank Infantry , Valentine)"
Танк Valentine один из наиболее известных британских танков времен второй мировой войны. Он представлял совой своеобразный гибрид медленного пехотного танка (но без тяжелого бронирования) и типичного основного танка поля боя (но без скорости и маневренности). Как показал опыт боев, подобная конструкция имела будущее и стала прототипом для будущих британских средних танков. Танк Valentine представлял собой развитие проекта пехотного танка Мк IIA 12 Matilda, хотя первоначально должен был стать конкурентом этого танка. Вместе с тем он стал самым массовым британским танком. В годы второй мировой войны в Великобритании и Канаде выпустили более 8000 танков Valentine. Кроме Великобритании и Канады эти танки состояли на вооружении армий Советского Союза, Польши и Новой Зеландии.
Прототип танка Mk III "Valentine" Mk I
Пехотный танк Mk III "Valentine" Mk I
Серийное производство танков Valentine шло на заводе Vickers (1715 штук), заводе Metropolitan Cammel Carriage and Wagon Company Ltd в Бирмингеме (2615 штук), а также Birmingham Railway Carraige в Бирмингеме (2125 штук). Позднее выпуск танка также наладили в Канаде.
Выпуск первой производственной серии пехотного танка Mk III (Infantry Tank Mk. III) Valentine начался летом 1940 г. Выпустили 350 танков этой серии. Танк Valentine Mk I имел двухместную башню с 2-фунтовой пушкой QQF Mk IX калибра 40 мм и пулеметом Besa Mk II калибра 7,92 мм. На танке стоял 6-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель АЕС А189 мощностью 99 кВт/135 л.с. жидкостного охлаждения. Вместимость бензобаков составляла 257 л. Танки Mk I имели антенное гнездо для радиостанции № 11 (последние танки серии оснащались радиостанцией № 19) на специальном кронштейне снаружи на задней стенке башни. У некоторых танков на правом борту башни имелся станок Lakeman для пулемета Bren калибра 7,7 мм, позволяющий вести огонь по воздушным целям. У первых танков первой производственной серии опорные катки и направляющие колеса имели особую конструкцию, отличную от конструкций катков и колес всех остальных серийных танков. Глушитель выведен на левое крыло. Глушитель имел сетчатый, позднее листовой кожух. Регистрационные номера начинались с WDN15946. Эти танки использовались только для подготовки экипажей в 1940-1942 гг. на территории Великобритании и никогда не использовались в бою.
Вторая серия пехотного танка Mk III (Infantry Tank Mk. III) Valentine Mk II оснащалась дизелем AEC A190 мощностью 96 кВт/131 л.с. Двухместная башня с 2-фунтовой (40 мм) пушкой QQF Mk IX и 7,92-мм пулеметом Besa Mk II. Емкость внутренних топливных баков 167 л, емкость внешнего навесного топливного бака 135 л (на левом крыле). Танки Mk II имели антенный выход для радиостанции № 19 на особом кронштейне на корме башни. У танков позднего выпуска добавился небольшой люк в левом борту башни (стандартно на танках Mk I/II имелся только с правого борта). На крыльях крепили контейнеры для запасных частей и инструментов, втом числе шанцевых. Танки Mk I и некоторые Mk II имели на башне станок Lakeman, служивший для крепления зенитного пулемета Bren калибра 7,7 мм. Танки, предназначенные для использования в пустынных районах Африки, оснащались противопесчанными фартуками и дополнительным топливным баком, расположенным на левом крыле. В 1940-1941 гг. выпустили 700 танков этой модификации, которые применялись в боевых частях с ноября 1941 г. Танки получали регистрационные номера, начиная с WDT16122.
Одним из основных недостатков первых серийных танков Valentine была чрезмерная перегруженность членов экипажа в башне. Но увеличить размеры башни было нельзя, не увеличив диаметр ее погона, что, требовало коренной переделки конструкции корпуса. Во время очередной модернизации удалось увеличить размеры башни, не меняя диаметра погона. 2-фунтовую пушку сдвинули вперед на 8 дюймов (203 мм) благодаря применению совершенно новой маски, а в задней части башни разместили противовес. Радиостанцию перенесли в кормовую часть башни. Там же находились боеприпасы к пулемету Bren. Круглый двустворчатый люк разместили в центральной части задней части крыши башни. На более ранних танках имелся двустворчатый люк неправильной формы, расположенный посередине крыши. Чтобы компенсировать возросшую массу башни толщину бортов корпуса уменьшили с 60 до 50 мм. Первый серийный Mk III сошел с конвейера 13 апреля 1942 г. Проект трехместной башни был готов еще в 1939 г., но в серию башню не пускали. Причины этого неизвестны, возможно, из-за принятого в то время принципа, требующего, чтобы габариты башни не выходили за габариты корпуса. Кроме танков со стандартной 2-фунтовой пушкой была выпущена небольшая партия танков непосредственной поддержки Valentine Mk IIICS, вооруженных 76,2-мм гаубицей QQF Mk I, установленной в башне на месте двухфунтовой пушки QQF Mk IX.
Фактически это был танк Mk II, то есть с двухместной башней, но оснащенный американским дизелем GMC 6-71 6004 мощностью 102 кВт/138 л.с. Некоторые танки этой модификации также получили американскую трансмиссию GMC6-71 4006, подходящую для данного двигателя.
Это был танк Mk III, то есть с трехместной башней, оснащенный американским дизелем GMC 6004 мощностью 102 кВт/ 138 л.с. Некоторое количество танков этой модификации также выпускалось в варианте танка непосредственной поддержки Valentine Mk VCS. Танк CS вооружался трехдюймовой гаубицей вместо двухфунтовой пушки. Танки Mk IV и V выпускались только в Великобритании.
Это была первая модификация, выпускавшаяся в Канаде. Уже летом 1939 г. военное министерство заключило контракт с фирмой Canadian Pacific Railway Со из Монреаля на постройку серии из 25 танков Valentine. После начала войны в сентябре 1939 г. заказ увеличили до 100 штук. В 1941 г. в Канаду доставили документацию на танк Valentine Mk II с целью развернуть здесь их выпуск. Канадцы переработали конструкцию танка, приспособив её к канадским реалиям, в определенной степени унифицировав танк по запасным частям с канадской техникой. Например, вместо родных амортизаторов канадцы ставили свои амортизаторы Newton & Bennet. На части танков пулемет Besa заменили американским пулеметом Browning М1919А4 калибра 7,62 мм. У части танков лобовая деталь корпуса была литой, а не катанной.
Данная модификация выпускалась в Канаде. Танки представляли собой незначительно измененные Mk VI. На танках стояла американская радиостанция, а также американский пулемет Browning М1919А4 калибра 7,62 мм. Танки Mk VIIA отличались литой лобовой деталью корпуса с дополнительным топливным баком, кожухами на фарах и модифицированными гусеницами.
Вариант танка, вооруженного 6-фунтовой пушкой QQF Mk III калибра 57 мм. Пушка имела совершенно новую литую маску. Так как размер пушки увеличился, экипаж в башне снова сократили до двух человек. Вместо одного общего люка в крыше сделали два, для каждого члена экипажа. Пулемета на танке не было. Танкисты считали это серьезным недостатком, поскольку танк не имел средства для обороны против живой силы противника в ближнем бою. На практике такие танки приходилось особенно внимательно прикрывать пехотным сопровождением. Чтобы решить проблему, в боевых частях монтировали пулемет Browning М1919А4 калибра 7,62 мм снаружи над дулом пушки. Спуск пулемета производился дистанционно, изнутри башни с помощью тяги.
Модификация с 6-фунтовой 57-мм пушкой QQF Mk V в модифицированной башне и дизелем GMC6-7I 4006 мощностью 121 кВт/165 л.с. при 2000 об./мин. Боевая масса 17200 кг, выпущено 300 машин.
Танк появился в результате свертывания фирмой Vickers-Armstrong работ над танком Vampire, который должен был прийти на смену танку Valentine. В феврале 1942 г. танковое бюро решило поручить развитие танка Valentine фирме Vickers-Armstrong Ltd. Уже в мае 1942 г. стало известно о работе над танком Vampire. Но очень быстро работы свернули, так как все усилия были сконцентрированы на создании нового танка А27, который призван был заменить собой как Valentine, так и Vampire. Это должен был быть основной танк поля боя. В этой ситуации танковое бюро согласилось продолжить выпуск танка Valentine до конца 1943 г. Для дальнейшего выпуска подготовили очередную модификацию танка Mk X. Танк получил модифицированную башню с пулеметом Besa. Установка пулемета в башне потребовала сократить боекомплект к орудию на девять выстрелов. Двигатель GMC6-71 4006 мощностью 121 кВт/165 л.с. Прототип испытывали в июле 1943 г. в артиллерийской школе в Лалуорт-Кемп.
Последняя модификация пехотного танка Valentine. Главным изменением в конструкции стало использование 75-мм пушки QQF Mk V. Двигатель остался прежним - GMC 6-71 4006. Танки Mk X выпускались с декабря 1943 г. по 14 апреля 1944 г. Часть танков оснащалось понтонами и использовалось для отработки десантных операций в 1943/44 гг.
Пехотный танк Mk III Valentine предназначался для поддержки пехоты на поле боя, но на практике использовался и самостоятельно (разведка, преследование). В Африке в 1941/42 гг. его успешно использовали в качестве основного танка поля боя. Бронирование и вооружение танка были удовлетворительными, но скорость недостаточной. Танк Valentine вполне мог бороться со всеми типами итальянских и немецких танков за исключением PzKpfw IV Ausf. F2, которые появились на фронте с лета 1942 г.
Схема бронирования пехотного танка Mk III Valentine:
Наружное оборудование пехотного танка Mk III Valentine Mk I (изображение кликабельно):
В зарубежной литературе довольно сложно встретить достаточно полную оценку танка "Валентайн". Его эксплуатация в английской армии была слишком ограниченной по времени и по масштабам. В основном отмечается, что танкисты хвалили танк за надежность, а ругали за тесноту боевого отделения и отсутствие в боекомплектах 2- и 6-фунтовых пушек осколочно-фугасных снарядов.
Из "Краткого отчета о действиях MK.III" от 15 января 1942 года, составленного командованием 136 отб, участвовавшего с 15 декабря 1941 года в контрнаступлении под Москвой:
"Опыт применения "валентайнов" показал:
Проходимость танков в зимних условиях хорошая, обеспечивается движение по мягкому снегу толщиной 50 - 60 см. Сцепление с грунтом хорошее, но при гололедице необходимы шпоры.
Оружие действовало безотказно, но были случаи недоката пушки (первые пять-шесть выстрелов), видимо, из-за загустения смазки. Оружие очень требовательно к смазке и уходу...
Наблюдение в приборы и щели хорошее...
Моторная группа и трансмиссия работали хорошо до 150 - 200 часов, в дальнейшем наблюдается снижение мощности двигателя...
Броня хорошего качества...
Личный состав экипажей проходил специальную подготовку и танками владел удовлетворительно. Командный и технический состав танки знал слабо. Большое неудобство создавало незнание экипажами элементов подготовки танков к зиме. В результате отсутствия необходимых утеплений машины с трудом заводились на морозе и поэтому держались все время в горячем состоянии, что вело к большому расходу моторесурсов. В бою с немецкими танками (20.12.1941 г.) три "Валентайна" получили следующие повреждения: у одного 37-мм снарядом заклинило башню, у другого - пушку, третий получил пять попаданий в борт с дистанции 200 - 250 м. В этом бою "валентайны" подбили два средних танка Т-3.
В целом МК.III - хорошая боевая машина с мощным вооружением, хорошей проходимостью, способная действовать против живой силы, укреплений и танков противника.
Отрицательные стороны:
Плохое сцепление гусениц с грунтом.
2. Большая уязвимость тележек подвески - при выходе из строя одного катка танк двигаться не может.
К пушке нет осколочно-фугасных снарядов."
Из "Доклада-справки о применении английских танков на фронтах Отечественной войны", датированном 17 апреля 1943 года:
"Практика боевого применения английских танков показала, что танки МК-3 с успехом вели боевые действия, но в их конструкции, эксплуатации и вооружении имеется ряд существенных недочетов, отрицательно влияющих на использование этих танков в условиях ряда фронтов нашего театра военных действий.
Наиболее существенными из этих недочетов являются:
а) система охлаждения танков расположена в труднодоступных для экипажа местах; трубопроводы от двигателя к радиаторам идут по днищу танка, в зимних условиях вода в трубопроводах замерзает даже при работающем двигателе. Это сильно затрудняет подогрев танка и делает почти невозможным заправку системы охлаждения водой при низких температурах.
б) конструкция танков сложна, что усложняет работу по ремонту и требует в 3-4 раза больше затрат времени,
в) маневренность танков и их проходимость в силу маломощности двигателей, большого удельного давления (0,7 -1,0) и низкого коэффициента сцепления с грунтом очень ограничена, особенно зимой...
г) танки вооружены 40-мм пушкой, снабженной только бронебойным снарядом (болванка), предназначенным для ведения огня по танкам. Не имея осколочного и осколочно-фугасного снаряда, танки не могут вести эффективного пушечного огня по живой силе и огневым точкам противника.
Практика боевого применения и боевых действий английских танков дает возможность установить:
а) целесообразность использования этих танков в частях и соединениях непосредственной поддержки пехоты;
б) организационно объединять эти танки с отечественными танками типов Т-34, Т-70 с целью повышения огневой мощи соединения (части);
в) применение этих танков наиболее целесообразно на южных участках театра боевых действий в течение всего года. На остальных участках применение их в зимних условиях затруднено".