Танки и бронетехника

Назад Домой

Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танки Второй Мировой:
 
 
Путь к первым танкам KB
  

Первые танки KB

Танки КВМотивацией поиска информации по ранним КВ стала, как это ни странно, модель танка из журнала "Русские танки и другие коллекционные модели бронетанковой техники" номер 4 .  А если еще точнее - то не сама моделька, а ее обсуждения в Интернете на различных форумах о неточностях и несоответствиях, датах выпуска, модернизациях, заводах и т.д. и т.п. Так что журнал "Русские танки" рулит :), какой бы критике его не подвергали. А, если серьезно, то основная информация по ранним танкам КВ размещена в соответствующей статье раздела "Танки и бронетехника СССР Второй мировой войны"; здесь же, так сказать, небольшое предисловие, которое, кстати, всегда можно обсудить и высказать свое мнение ниже, в комментариях, ибо на истину в последней инстанции никто в общем-то и не претендует.

Развитие конструкций тяжелых танков - перспективные проекты

Разработка проектов тяжелых танков KB-1 и КВ-2, впрочем, как и среднего Т-34, основывалась на опыте, полученном Красной армией в 30-х годах при эксплуатации как легких танков Т-26, так и более тяжелых многобашенных танков Т-28 и Т-35. Распространенное в настоящее время представление о том, что эти танки имели ограниченную боеспособность, основано главным образом на опыте германского Вермахта, столкнувшегося с этими машинами в 1941 году. Однако такое представление неверно. Все основные советские танки начала 1930-х годов - Т-26, Т-28 и Т-35 являлись наиболее современными концепциями, в которых широко использовались различные передовые достижения танкостроения других стран. И германский вермахт того времени экспериментировал с большим количеством подобных конструкций, которые в конце концов были признаны неудачными. Как пример - тяжелый многобашенный "Neubau-fahrzeug".

Neubaufahrzeug
Neubaufahrzeug
Neubau-fahrzeug
PzNbFz V
PzNbFz VI

Многобашенный танк Т-35 был признан командованием Красной армии тупиковой машиной. К такому же выводу пришли многие конструкторы и военные и в других странах. Уже в 1935 году броня и вооружение танка Т-35 рассматривались как абсолютно недостаточные в условиях современной маневренной войны. В результате в июле 1937 года завод №183 получил задание на модернизацию танка Т-35, согласно которому планировалось увеличивать толщину брони с 40 мм до 75 мм при увеличении массы танка до 60 тонн. Однако конструкторы очень скоро поняли, что следование этим требованиям превратит танк в машину абсолютно не пригодную к боевым действиям. В конце концов, этот проект был закрыт.

КВ-1

Фотография КВ-1, на которой можно хорошо рассмотреть характерные двухсекционные опорные катки, а также поддерживающие ролики раннего типа с обрезинкой. Позднее их конструкция была изменена, они стали литыми (более прочными) и из-за нехватки резины лишились резиновых бандажей.

Интересно сравнить бронетанковые силы Красной Армии с германскими "Panzertruppe" (бронетанковыми силами Вермахта). С обеих сторон во второй половине 1930-х годов были разработаны различные концепции будущих действий на полях битвы Европы и соответствующая им новая тактика. В то время как в Германии создавалась тактика "Blitzkrieg" с использованием на острие наступления легкой бронетехники с их поддержкой более тяжеловооруженными подразделениями, в Советском Союзе отрабатывалась идея легких и высокоподвижных разведывательно-наступательных сил (легкие танки БТ-2, БТ-5, БТ-7 и Т-26) и в дополнение к ним, создания отдельных ударных подразделений, вооруженных танками Т-28 и Т-35, а позже КВ-1 и Т-34.

танк

В 1939-1940 годах концепция "Blitzkrieg" была развита и отработана Вермахтом в кампаниях в Польше, Франции и на Балканах. Однако, уже первые несколько месяцев операции "Барбаросса" в 1941 году проявили и недостатки такой тактики. Несмотря на тот факт, что машины, с которыми столкнулись танки вермахта, например Т-26 и Т-35, имели к тому времени уже ограниченную боевую ценность, более современные танки типа КВ и Т-34 оказались для немцев неприятной неожиданностью. Однако цена, которую пришлось заплатить за сдерживание врага, оказалась для Красной Армии чрезвычайно высока. Потери в танках и другой бронетехнике, данные о которых имеются в настоящее время, достигают невероятных размеров. Тем не менее, концепция создания тяжелых танковых подразделений, на вооружении которых находились бы танки современных конструкций, возобладала. Позже германскому Вермахту также пришлось признать эффективность этой идеи. В результате в Германии ускорились работы по созданию новых танков, в результате которых появился танк "Тигр" и "Пантера". Идея же использования тяжелых танков в Красной Армии несколько опередила свое время - пострадав от недостатков тактики, плохого планирования, поспешных реорганизаций, обусловивших потери и поражения 1941 года, тем не менее, позже она послужила фундаментом победы советских войск.

Многобашенные танки:

Танки

Нажмите на изображение для увеличения.

Дорога к KB

Проект танка Т-35 с усиленным бронированием после испытаний был закрыт, и конструкторы начали поиск совершенно новой концепции тяжелого танка. Так как завод № 183 был перегружен работой, в апреле 1938 года задание по проектированию нового танка было поручено СКБ-2 (которым руководил Ж.Я. Котин) ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) и СКБ-1 ленинградского завода № 185 им. Кирова. В этих конструкторских бюро были разработаны два альтернативных проекта тяжелых машин: танк СМК (Сергей Миронович Киров) в СКБ-2 и танк Т-100 в СКБ-1. В начале октября после рассмотрения специальной комиссией макетов и чертежей обоих танков, было принято решение о постройке опытных образцов (по две единицы каждого). Месяцем позже, 9 декабря 1938 года, оба проекта были представлены в Кремле высшему руководству партии и правительства на совещании СНК и ЦК ВКП(б). В результате обсуждения возобладало мнение, что представленные танки получились слишком тяжелыми, слабо бронированными и в таком виде не годятся для принятия на вооружение Красной Армии. Было решено уменьшить количество башен с трех до двух, увеличить толщину брони и сократить длину корпуса (оставить шесть опорных катков вместо восьми). На этом же совещании Ж.Я. Котин заявил о возможности создания еще одного варианта тяжелого танка, имеющего только одну башню, но зато несущего более толстую броню. В своем докладе Котин упомянул о преимуществах, которые дает переход на однобашенную схему, в частности об улучшенной маневренности. Хотя некоторым военным идея Котина не понравилась, Сталин проявил благосклонность. В результате ЛКЗ получил задание построить кроме двухбашенного танка СМК и однобашенный танк.

Танк

К февралю 1939 года военные разработали тактико-технические требования для нового танка. 27 февраля их утвердили на заседании Комитета обороны, и одновременно ЛКЗ получил официальный правительственный заказ на постройку прототипа однобашенного тяжелого танка, получившего название КВ в честь советского наркома обороны маршала Климента Ворошилова. Ведущим конструктором проекта был назначен инженер Н.Л. Духов. Благодаря существовавшему в СКБ-2 конструкторскому заделу, работы продвигались довольно быстро, и уже 7 апреля был утвержден технический проект и полноразмерный деревянный макет будущего танка. Концепция танка KB, предполагала только одну башню с вооружением, дальнейшее увеличение толщины брони и силовую установку с использованием двигателя М-17Ф мощностью 660 л.с. или недавно разработанного дизельного двигателя БД-2 (позже, получившим обозначение В-2) мощностью 580 л.с. Вооружение планировалось в составе одной 76 мм пушки, одной 45 мм пушки, одного 12,7 мм зенитного пулемета ДК и двух 7,62 мм пулеметов ДТ - то есть той же самой комбинации, которая использовалась на танке СМК. В это же время на Ижорском заводе проводились испытания различных броневых деталей, и началось изготовление корпуса и башни. В июне 1939 года Автобронетанковое управление РККА, основываясь на результатах испытаний двигателя В-2 на танках БТ-7М рекомендовало СКБ-2 отказаться от использования двигателя М-17, и использовать для KB исключительно дизель В-2.

Тяжелый танк

К 1 сентября 1939 года был закончен сборкой первый опытный КВ, получивший заводское обозначение У-0, имевший массу около 40 тонн, вооружение из 76,2 мм пушки Л-11, и 45 мм пушки 20-К. В тот же день его выкатили из сборочного цеха, и он совершил свой первый испытательный пробег по территории Кировского завода. Уже в ходе первых испытаний проявились недостатки в конструкции трансмиссии, а двухорудийная установка оказалась, слишком громоздкой для того, что бы эффективно использоваться в башне существующих размеров. После устранения первых обнаруженных дефектов, 5 сентября 19391 ода танк был перевезен в Москву, где продемонстрирован членам правительства и командованию Красной Армии. Затем, до конца сентября машина подверглась интенсивным испытаниям на полигоне в Кубинке. В начале октября опытный образец КВ был возвращен в Ленинград, и уже 10 октября, после устранения выявленных недостатков, начались его полигонно-заводские испытания. Пятисоткилометровый пробег опять выявил многочисленные недостатки в конструкции систем двигателя и трансмиссии - неустойчивая работа двигателя, дефекты планетарных бортовых передач и коробки передач, тормозов и т.д.

КВ

Первый опытный образец танка KB - У-0 (с "малой башней"), сентябрь 1939 года. Хорошо видно его смешанное вооружение, состоящее из пушки калибра 76,2 мм и спаренной с ней пушки калибра 45 мм. Вскоре от такого двойного вооружения отказались.

Бои в Финляндии

После начала советско-финской войны, было решено снять опытные образцы тяжелых танков СМК, Т-100 и KB с испытаний и послать на фронт для оценки их боевой эффективности. Перед этим с KB была демонтирована вторая 45 мм пушка и 12,7 мм пулемет. На фронт KB отправился вместе с экипажем из шести человек: командира Г.Ф. Качехина, механика-водителя, воентехника II ранга И.П. Головачева, механика-водителя К. Ковша, моториста и одновременно заряжающею Л.И. Истратова (ЛКЗ), а также радиста А. Смирнова и заряжающего Н. Кузнецова (РККА). По железной дороге все три танка доставили до станции Черная Речка, откуда машины двинулись своим ходом через Териёки и Райвола в расположение 20-й бригады тяжелых танков.

Боевое крещение KB принял 18 декабря 1939 года в районе озера Суммаярви в составе 91-го танкового батальона. В ходе боя на танке заглох двигатель, но Ковшов смог устранить неисправность. Нa обратном пути KB взял на буксир поврежденный танк Т-28 и оттащил его к своим. После боя обнаружилось, что ствол пушки пробит насквозь, а на броне башни и корпуса насчитали 43 отметины от бронебойных снарядов. Несколько гусеничных траков также было повреждено, снаряд пробил один опорный каток, был сорван наружный топливный бак. От ударов сорвало топливный насос, удерживавшийся только двумя болтами.

Танк

В целом, результаты боевой деятельности новых советских тяжелых танков нельзя было назвать слишком успешными. Несмотря на тот факт, что все три типа танков были способны противостоять большому количеству попаданий вражеских снарядов, низкая надежность их новых узлов и механизмов, особенно двигателей, стартеров, трансмиссии не позволяла обеспечить машинам достаточную подвижность, что сводило на нет преимущества мощного бронирования. Наиболее наглядно это проявилось в случае СМК, который подорвался на противотанковой мине, потерял ход и остался неподвижной мишенью на поле боя. Его не удалось эвакуировать даже при помощи трех танков Т-28. Танк СМК так и остался стоять на месте до наступления весны. Тем временем Т-100 и KB были возвращены в Ленинград на свои заводы. Из трех машин для дальнейшего развития был выбран танк КВ - 19 декабря 1939 года Комитет Обороны при Совете Народных Комиссаров, ознакомившись с предварительными результатами испытаний новых танков в боевых условиях, рекомендовал принять танк KB на вооружение, после устранения обнаруженных недостатков. Одновременно ЛКЗ получил распоряжение начать подготовку к серийному выпуску нового танка и дать в наступающем году 50 машин установочной партии.

Танк СМК

Боевые действия в Финляндии показали необходимость иметь танк с главным вооружением, большего калибра, чем 76,2 мм орудие, которое оказалось неэффективным при борьбе с вражескими бункерами и полевыми укреплениями. В результате был спроектирован вариант KB "с большой башней" (152,4 мм гаубица) по сравнению с первоначальным KB "с маленькой башней" (76,2 мм пушка). Только значительно позже - с 1941 года, эти два танка начали обозначаться, как КВ-2 и KB-1 соответственно.

Корпуса опытных машин танков этих типов имели заводское обозначение У-0 и У-7, однако опытные образцы башен часто переставлялись с одного корпуса на другой, затрудняя точную дифференциацию опытных машин. Так, например, танк У-0 сначала имел башню с 76,2 мм пушкой, но позже получил первую башню МТ-1 с 152,4 мм гаубицей для проведения ее полевых испытаний. 22 февраля 1940 года опытный У-2 с установленной на него башней с 76,2 мм пушкой (ранее стояла на У-0), снова был послан на Финский фронт для дальнейших испытаний. Семью днями позднее за ним последовала машина У-3 с башней МТ-1. Машину У-4 с башней МТ-1 не успели завершить до окончания военных действий.

Танки У-0, У-2 и У-3 были успешно испытаны незадолго до окончания советско-финляндской войны. Результаты были лучше, но силовая установка все еще нуждалась в серьезных усовершенствованиях. Танки были слишком тяжелы для использовавшихся на них двигателей и трансмиссии. Однако вооружение и броня оказались соответствующими предъявленным к ним требованиям.

Опытный образец

Опытный образец танка KB У-7 с "малой башней" уже без спаренной с основным орудием 45 мм пушки, апрель 1940 года.

17 марта 1940 года KB продемонстрировали в Кремле вместе с другими лучшими моделями танков. После возвращения прототипа KB с фронта на ЛКЗ начала работу специальная комиссия. В состав комиссии входили майор Н.Н. Ковалев, военные инженеры III ранга П.K. Ворошилов и М.Ц. Каулин, капитан И.И. Колотушкин. Новая серия испытаний проводилась на полигоне под Ленинградом в районе Красного Села. Испытывались два КВ-1 (один прототип и первая серийная машина) и один КВ-2.

В руководстве РККА имелось много сторонников тяжелых танков, которые предлагали вообще отменить производство средних танков Т-34 в пользу КВ. Но благодаря позиции руководителя Наркомата танковой промышленности В.Малышева и генерала М. Катукова этого не произошло.