Ранние танки КВ
Содержание
Ранние танки КВ
1940
1941

Танки КВ ранних серий

КВ

Предсерийные машины и "КВ с малой башней"

В апреле-мае 1940 года Кировский завод продолжал вести работы над опытными KB и машинами установочной партии. Однако в конце мая последовало решение правительства по значительному увеличению объемов производства танков KB, во втором полугодии 1940 года предписывалось изготовить:

  • 130 штук KB с малой 7-тонной башней и 76,2 мм пушкой (КВ-1) и
  • 100 штук KB с большой 12-тонной башней и 152,4 мм гаубицей (КВ-2).

Для обеспечения подготовки производства возросшего количества танков, в их конструкцию были внесены изменения направленные на повышение технологичности и упрощение их изготовления. Был существенно расширен опытный цех Кировского завода. Нововведения "обкатывались" на следующих машинах У-серии. Так, к июню 1940 года была спроектирована и запущена в серию (начиная с машины У-18) новая "граненая малая башня для 76-мм пушки". По сравнению с выпускавшейся ранее "круглой малой башней", для изготовления которой было необходимо применение мощного прессового оборудования и различных штампов, новая башня была гораздо более простой в производстве. Тогда же отказались и от надгусеничных полок с ящиками "авиационного типа" вызывавшими неудобства в процессе эксплуатации.

Несмотря на интенсивные усилия предпринимаемые конструкторами и производственниками, недостатки присущие KB так и не были полностью преодолены. В результате испытаний, танков У-1, У-21 (с 152 мм гаубицей) и У-7 (с 76 мм пушкой), проведенных в июне-августе на полигоне под Ленинградом, была выявлена неудовлетворительная работа систем охлаждения и питания воздухом, ненадежность трансмиссии, недостаточная прочность траков и опорных катков, а так же большое количество более мелких недостатков. Все это вместе с дополнительными проблемами по организации производства ограничивало на первых порах выпуск танков 5-8 машинами в месяц. Тем не менее, до конца 1940 года Кировскому заводу удалось изготовить 242 тяжелых танков KB (из которых 139 KB-1 и 104 КВ-2), полностью выполнив установленный ему план. Однако, при этом качество танков оставалось невысоким.

Образец
У-7
Опытный образец
Опытный образец У-7, с гнутым броневым листом в кормовой части башни и орудием Л-11

На 1 декабря 1940 года в Красной Армии числилось 130 тяжелых танков KB (из них 106 KB-1). В конце 1940 года Комитет Обороны принял решение о производстве в 1941 году 1000 танков КВ, согласно которому их производство разворачивалось и на новых заводах. До июня 1941 года, незадолго до нападения Германии, Кировский завод успел выпустить 370 КВ-1 и 134 КВ-2 (с момента установки в лобовом листе корпуса шаровой пулеметной установки танк "КВ с малой башней" был переименован в танк КВ-1).

До описания различных вариантов серийных танков КВ-1 Вы можете прочитать про заводы, на которых они выпускались, и с которыми было связано само их появление.

Эвакуация на Урал

Производство первых серийных КВ-1 - проекта 1939 года началось на ЛКЗ (Ленинградский Кировский завод) и его смежниках-субподрядчиках в Ленинграде в апреле 1940 года. Однако уже в "Плане по увеличению производства танков KB в 1941 году" от 2 января 1941 года, для обеспечения массового производства танка были запланированы и другие заводы-изготовители. Подготовка танкового производства кроме ленинградского ЛКЗ началась также на ЧТЗ (Челябинском тракторном заводе) и заводе № 78 (где должны были изготавливаться бронекорпуса). С 1 января 1941 года на ЛКЗ был запущен в производство KB-1 проекта 1940 года, а с февраля такие же танки начали собираться и на ЧКЗ.

Когда 29 августа 1941 года немецкие войска завершили окружение Ленинграда, основная часть оборудования и персонала ЛКЗ уже была эвакуирована на Урал в город Челябинск. В условиях немецкой блокады Ленинграда производство танков KB на ЛКЗ все более затруднялось - последний танк KB был собран в Ленинграде 18 октября 1941 года. Всего здесь удалось построить 885 КВ-1 и КВ-2. Однако еще задолго до этого было принято решение отказаться от серийный производства танков KB в Ленинграде и полностью переместить их производство в Челябинск. Это решение начало реализовываться с начала августа 1941 года, когда с Кировского завода на Урал были отправлены первые эшелоны со станками и оборудованием. В сентябре эвакуация персонала завода продолжалась судами по Ладожскому озеру, а позже и воздушным путем, так было перевезено почти десять тысяч работников ЛКЗ. Эти усилия позволили уже осенью 1941 года развернуть серийное производство KB в Челябинске. До этого здесь удалось построить всего 25 танков (по состоянию на 1 июля 1941 года).

Первые Челябинские серийные танки покинули сборочную линию в середине октября 1941 года, это были машины проекта 1940 года, правда, в них было внесено большое количество изменений и упрощений, связанных с местными производственными условиями. Они вооружались еще пушками Ф-32. Для ясности: эти танки будут в дальнейшем именоваться КВ-1 проекта 1940 года, производства ЧТЗ.

За этой первой серией последовали танки, вооруженные пушкой ЗиС-5, калибра 76,2 мм, которые производились на Урале. Дело в том, что ранее устанавливающиеся пушки Ф-32 изготавливались в Ленинграде на Кировском заводе и к октябрю их поставки полностью прекратились. Поэтому в производство был запущен новый вариант усиленной сварной башни упрошенной конструкции с установленной в ней пушкой ЗиС-5.

Чтобы удовлетворить огромные потребности Красной Армии в танках КВ, в процесс его производства было включено большое количество различных заводов. Важную роль в этой кооперации играл УЗТМ (Уральский завод тяжелого машиностроения имени Серго Орджоникидзе), который уже в июле-августе 1941 года, несмотря на огромные трудности, начал производить первые узлы для танков КВ. Среди других заводов нужно упомянуть Завод № 75 (Уральский турбинный завод) который получил задние по постройке, главным образом, дизельных двигателей.

В начале 1942 года заводы, эвакуированные из Ленинграда, слились с местными челябинскими предприятиями ЧТЗ, заводом №200 и УЗТМ в новый производственный комплекс по производству тяжелых танков: Челябинский Кировский завод № 185 - ЧКЗ. Новый гигантский комплекс производства неофициально получил название "Танкоград", и на нем до конца войны производилась большая часть советских танков.

Естественно, что эвакуация заводов тянула за собой целый ворох различных проблем. Множество танков приходилось собирать, используя узлы и детали от различных модификаций. Такие экстраординарные меры, связанные также с серьезным дефицитом в поставках некоторых узлов и деталей, оставались характерными в ходе всего производства танков типа КВ. Кроме того, качество узлов и деталей было далеко от необходимого уровня. Хороший пример - "триплекс" стеклянный блок прибора наблюдения механика-водителя, который содержал множество воздушных пузырьков, сильно ограничивавших возможности обзора через него. С другой стороны, концентрация заводов в одном месте и активная конструкторская работа по упрощению трудоемкости производства, позволили уменьшить количество человеко-часов необходимых для изготовления КВ-1 с 23453 в мае 1941 года до 9007 в январе 1942 года, что заложило основу для наращивания их выпуска.

Эвакуация на Урал

Выпуск танков

КВ-1 проекта 1939 года производства ЛКЗ
(сварная башня, пушка Л-11)

Первые серийные танки КВ-1 производство, которых началось с апреля 1940 года, были внешне очень похожи на опытные машины с одной 76 мм пушкой. КВ-1 проекта 1939 года ЛКЗ вооружался 76,2 мм пушкой Л-11 с длиной ствола в 31 калибр с маской типа "свиное рыло" похожей по форме на "Saukopf-blende" немецких штурмовых орудий Sturmgeschutz, появившихся позже. Очень быстро выяснилось, что пушка Л-11 оказалась недостаточно мощной и слишком ненадежной, к тому же она имела довольно необычную конструкцию - ее ствол был, как бы подвешен под люлькой, что пагубно влияло на точность стрельбы - из нее было почти невозможно попасть двумя снарядами в одно и то же место.

Ранние производственные серии -
КВ-1 проекта 1939 года производства ЛКЗ
Танк КВ

Орудие Л-11, калибра 76,2 мм, опорные катки раннего типа, ранние поддерживающие ролики, ранний корпус со скругленной кормой. Ранние машины имели амбразуру для стрельбы из личного оружия в лобовом листе отделения управления.
Поздние машины оснащались пулеметами в лобовом листе отделения управления и в корме башни смонтированными в шаровых установках.

Башня, устанавливающаяся на опытных машинах с гнутым кормовым броневым листом была заменена другой, из плоских броневых листов, клепано-сварной конструкции, которая имела коробчатую форму. Это существенно облегчило ее производство. Болтовые соединения на бортах башни теперь отсутствовали. Некоторые КВ-1 проекта 1939 г. попали в армейские подразделения уже летом 1940 года, но реально их производство развернулось на ЛКЗ только с октября-декабря 1940 года.

КВ-1 проекта 1939 года ранних выпусков ("КВ с малой башней") имели амбразуру для стрельбы из личного оружия в лобовом листе корпуса рядом со смотровым люком механика-водителя, на машинах поздних выпусков здесь уже устанавливался 7,62 мм пулемет ДТ в шаровой установке. Это нововведение стало стандартом для всех последующих КВ. Машины ранних выпусков имели упрощенную установку пулемета в корме башни, позже здесь была установлено стандартизированное шаровое крепление. Конструкция KB-1 проекта 1939 г. отличалась ясностью форм и довольно высоким качеством обработки деталей, но на изготовление одного танка затрачивалось более 25000 человеко-часов. Двойные опорные катки изготавливались из стали и имели резиновые втулки, поддерживающие ролики снабжались резиновыми бандажами, что повышало плавность хода. Позднее проблемы с поставками резины и необходимость упрощения конструкции танка привели к тому, что опорные катки и поддерживающие ролики на танках KB-1 проекта 1941 года и более поздних машинах лишились резиновых деталей и начали изготавливаться полностью из стали.

КВ-1 проекта 1939 года ЛКЗ
Принципиальные отличия в конструкции серийных образцов
Тяжелый танк
Танк КВ-1
Ранние производственные серии
Поздние производственные серии

Ранние: амбразура для стрельбы из личного оружия в лобовом листе корпуса (слева от люка-пробки механика-водителя). Шаровая установка пулемета в корме башни без бронированного фланца.
Поздние: пулемет в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Шаровая установка пулемета в корме башни с бронированным фланцем.

Танки КВ-1 проекта 1939 г. строились только на ЛКЗ в Ленинграде.

Имеются фотодокументы, которые показывают, что в начальный период войны на фронт были отправлены даже некоторые из опытных образцов КВ, а также, что на корпуса танков серийного производства устанавливались башни опытных машин. В документации заводов-изгоговителей и Наркомата танковой промышленности, не делалось особого различия между выпускаемыми вариантами КВ-1: все они именовались "КВ с малой башней" или "тяжелый танк КВ".

Только с 1941 года были введены обозначения КВ-1 и КВ-2, однако, опять же без учета серьезных изменений в их конструкции и производстве.

Поэтому на нашем сайте pro-tank.ru для дифференциации различных модификаций КВ и их изготовителей приводится год разработки проекта (не запуска в серийное производство) и основной производитель, например ЛКЗ.

Хотя в большинстве доступной литературе по данному предмету часто используется год начала серийного выпуска, но это представляется не совсем верным. К тому же благодаря наличию большого количества различных изготовителей и субподрядчиков, существовало множество "смешанных вариантов" КВ, что было обусловлено фактическим наличием узлов для окончательной сборки танка.


 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки



Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту