Tanki X

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Ранние танки КВ
Содержание
Ранние танки КВ
1940
1941

Танки КВ ранних серий

КВ

Предсерийные машины и "КВ с малой башней"

В апреле-мае 1940 года Кировский завод продолжал вести работы над опытными KB и машинами установочной партии. Однако в конце мая последовало решение правительства по значительному увеличению объемов производства танков KB, во втором полугодии 1940 года предписывалось изготовить:

  • 130 штук KB с малой 7-тонной башней и 76,2 мм пушкой (КВ-1) и
  • 100 штук KB с большой 12-тонной башней и 152,4 мм гаубицей (КВ-2).

Для обеспечения подготовки производства возросшего количества танков, в их конструкцию были внесены изменения направленные на повышение технологичности и упрощение их изготовления. Был существенно расширен опытный цех Кировского завода. Нововведения "обкатывались" на следующих машинах У-серии. Так, к июню 1940 года была спроектирована и запущена в серию (начиная с машины У-18) новая "граненая малая башня для 76-мм пушки". По сравнению с выпускавшейся ранее "круглой малой башней", для изготовления которой было необходимо применение мощного прессового оборудования и различных штампов, новая башня была гораздо более простой в производстве. Тогда же отказались и от надгусеничных полок с ящиками "авиационного типа" вызывавшими неудобства в процессе эксплуатации.

Несмотря на интенсивные усилия предпринимаемые конструкторами и производственниками, недостатки присущие KB так и не были полностью преодолены. В результате испытаний, танков У-1, У-21 (с 152 мм гаубицей) и У-7 (с 76 мм пушкой), проведенных в июне-августе на полигоне под Ленинградом, была выявлена неудовлетворительная работа систем охлаждения и питания воздухом, ненадежность трансмиссии, недостаточная прочность траков и опорных катков, а так же большое количество более мелких недостатков. Все это вместе с дополнительными проблемами по организации производства ограничивало на первых порах выпуск танков 5-8 машинами в месяц. Тем не менее, до конца 1940 года Кировскому заводу удалось изготовить 242 тяжелых танков KB (из которых 139 KB-1 и 104 КВ-2), полностью выполнив установленный ему план. Однако, при этом качество танков оставалось невысоким.

Образец
У-7
Опытный образец
Опытный образец У-7, с гнутым броневым листом в кормовой части башни и орудием Л-11

На 1 декабря 1940 года в Красной Армии числилось 130 тяжелых танков KB (из них 106 KB-1). В конце 1940 года Комитет Обороны принял решение о производстве в 1941 году 1000 танков КВ, согласно которому их производство разворачивалось и на новых заводах. До июня 1941 года, незадолго до нападения Германии, Кировский завод успел выпустить 370 КВ-1 и 134 КВ-2 (с момента установки в лобовом листе корпуса шаровой пулеметной установки танк "КВ с малой башней" был переименован в танк КВ-1).

До описания различных вариантов серийных танков КВ-1 Вы можете прочитать про заводы, на которых они выпускались, и с которыми было связано само их появление.

Эвакуация на Урал

Производство первых серийных КВ-1 - проекта 1939 года началось на ЛКЗ (Ленинградский Кировский завод) и его смежниках-субподрядчиках в Ленинграде в апреле 1940 года. Однако уже в "Плане по увеличению производства танков KB в 1941 году" от 2 января 1941 года, для обеспечения массового производства танка были запланированы и другие заводы-изготовители. Подготовка танкового производства кроме ленинградского ЛКЗ началась также на ЧТЗ (Челябинском тракторном заводе) и заводе № 78 (где должны были изготавливаться бронекорпуса). С 1 января 1941 года на ЛКЗ был запущен в производство KB-1 проекта 1940 года, а с февраля такие же танки начали собираться и на ЧКЗ.

Когда 29 августа 1941 года немецкие войска завершили окружение Ленинграда, основная часть оборудования и персонала ЛКЗ уже была эвакуирована на Урал в город Челябинск. В условиях немецкой блокады Ленинграда производство танков KB на ЛКЗ все более затруднялось - последний танк KB был собран в Ленинграде 18 октября 1941 года. Всего здесь удалось построить 885 КВ-1 и КВ-2. Однако еще задолго до этого было принято решение отказаться от серийный производства танков KB в Ленинграде и полностью переместить их производство в Челябинск. Это решение начало реализовываться с начала августа 1941 года, когда с Кировского завода на Урал были отправлены первые эшелоны со станками и оборудованием. В сентябре эвакуация персонала завода продолжалась судами по Ладожскому озеру, а позже и воздушным путем, так было перевезено почти десять тысяч работников ЛКЗ. Эти усилия позволили уже осенью 1941 года развернуть серийное производство KB в Челябинске. До этого здесь удалось построить всего 25 танков (по состоянию на 1 июля 1941 года).

Первые Челябинские серийные танки покинули сборочную линию в середине октября 1941 года, это были машины проекта 1940 года, правда, в них было внесено большое количество изменений и упрощений, связанных с местными производственными условиями. Они вооружались еще пушками Ф-32. Для ясности: эти танки будут в дальнейшем именоваться КВ-1 проекта 1940 года, производства ЧТЗ.

За этой первой серией последовали танки, вооруженные пушкой ЗиС-5, калибра 76,2 мм, которые производились на Урале. Дело в том, что ранее устанавливающиеся пушки Ф-32 изготавливались в Ленинграде на Кировском заводе и к октябрю их поставки полностью прекратились. Поэтому в производство был запущен новый вариант усиленной сварной башни упрошенной конструкции с установленной в ней пушкой ЗиС-5.

Чтобы удовлетворить огромные потребности Красной Армии в танках КВ, в процесс его производства было включено большое количество различных заводов. Важную роль в этой кооперации играл УЗТМ (Уральский завод тяжелого машиностроения имени Серго Орджоникидзе), который уже в июле-августе 1941 года, несмотря на огромные трудности, начал производить первые узлы для танков КВ. Среди других заводов нужно упомянуть Завод № 75 (Уральский турбинный завод) который получил задние по постройке, главным образом, дизельных двигателей.

В начале 1942 года заводы, эвакуированные из Ленинграда, слились с местными челябинскими предприятиями ЧТЗ, заводом №200 и УЗТМ в новый производственный комплекс по производству тяжелых танков: Челябинский Кировский завод № 185 - ЧКЗ. Новый гигантский комплекс производства неофициально получил название "Танкоград", и на нем до конца войны производилась большая часть советских танков.

Естественно, что эвакуация заводов тянула за собой целый ворох различных проблем. Множество танков приходилось собирать, используя узлы и детали от различных модификаций. Такие экстраординарные меры, связанные также с серьезным дефицитом в поставках некоторых узлов и деталей, оставались характерными в ходе всего производства танков типа КВ. Кроме того, качество узлов и деталей было далеко от необходимого уровня. Хороший пример - "триплекс" стеклянный блок прибора наблюдения механика-водителя, который содержал множество воздушных пузырьков, сильно ограничивавших возможности обзора через него. С другой стороны, концентрация заводов в одном месте и активная конструкторская работа по упрощению трудоемкости производства, позволили уменьшить количество человеко-часов необходимых для изготовления КВ-1 с 23453 в мае 1941 года до 9007 в январе 1942 года, что заложило основу для наращивания их выпуска.

Эвакуация на Урал

Выпуск танков

КВ-1 проекта 1939 года производства ЛКЗ
(сварная башня, пушка Л-11)

Первые серийные танки КВ-1 производство, которых началось с апреля 1940 года, были внешне очень похожи на опытные машины с одной 76 мм пушкой. КВ-1 проекта 1939 года ЛКЗ вооружался 76,2 мм пушкой Л-11 с длиной ствола в 31 калибр с маской типа "свиное рыло" похожей по форме на "Saukopf-blende" немецких штурмовых орудий Sturmgeschutz, появившихся позже. Очень быстро выяснилось, что пушка Л-11 оказалась недостаточно мощной и слишком ненадежной, к тому же она имела довольно необычную конструкцию - ее ствол был, как бы подвешен под люлькой, что пагубно влияло на точность стрельбы - из нее было почти невозможно попасть двумя снарядами в одно и то же место.

Ранние производственные серии -
КВ-1 проекта 1939 года производства ЛКЗ
Танк КВ

Орудие Л-11, калибра 76,2 мм, опорные катки раннего типа, ранние поддерживающие ролики, ранний корпус со скругленной кормой. Ранние машины имели амбразуру для стрельбы из личного оружия в лобовом листе отделения управления.
Поздние машины оснащались пулеметами в лобовом листе отделения управления и в корме башни смонтированными в шаровых установках.

Башня, устанавливающаяся на опытных машинах с гнутым кормовым броневым листом была заменена другой, из плоских броневых листов, клепано-сварной конструкции, которая имела коробчатую форму. Это существенно облегчило ее производство. Болтовые соединения на бортах башни теперь отсутствовали. Некоторые КВ-1 проекта 1939 г. попали в армейские подразделения уже летом 1940 года, но реально их производство развернулось на ЛКЗ только с октября-декабря 1940 года.

КВ-1 проекта 1939 года ранних выпусков ("КВ с малой башней") имели амбразуру для стрельбы из личного оружия в лобовом листе корпуса рядом со смотровым люком механика-водителя, на машинах поздних выпусков здесь уже устанавливался 7,62 мм пулемет ДТ в шаровой установке. Это нововведение стало стандартом для всех последующих КВ. Машины ранних выпусков имели упрощенную установку пулемета в корме башни, позже здесь была установлено стандартизированное шаровое крепление. Конструкция KB-1 проекта 1939 г. отличалась ясностью форм и довольно высоким качеством обработки деталей, но на изготовление одного танка затрачивалось более 25000 человеко-часов. Двойные опорные катки изготавливались из стали и имели резиновые втулки, поддерживающие ролики снабжались резиновыми бандажами, что повышало плавность хода. Позднее проблемы с поставками резины и необходимость упрощения конструкции танка привели к тому, что опорные катки и поддерживающие ролики на танках KB-1 проекта 1941 года и более поздних машинах лишились резиновых деталей и начали изготавливаться полностью из стали.

КВ-1 проекта 1939 года ЛКЗ
Принципиальные отличия в конструкции серийных образцов
Тяжелый танк
Танк КВ-1
Ранние производственные серии
Поздние производственные серии

Ранние: амбразура для стрельбы из личного оружия в лобовом листе корпуса (слева от люка-пробки механика-водителя). Шаровая установка пулемета в корме башни без бронированного фланца.
Поздние: пулемет в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Шаровая установка пулемета в корме башни с бронированным фланцем.

Танки КВ-1 проекта 1939 г. строились только на ЛКЗ в Ленинграде.

Имеются фотодокументы, которые показывают, что в начальный период войны на фронт были отправлены даже некоторые из опытных образцов КВ, а также, что на корпуса танков серийного производства устанавливались башни опытных машин. В документации заводов-изгоговителей и Наркомата танковой промышленности, не делалось особого различия между выпускаемыми вариантами КВ-1: все они именовались "КВ с малой башней" или "тяжелый танк КВ".

Только с 1941 года были введены обозначения КВ-1 и КВ-2, однако, опять же без учета серьезных изменений в их конструкции и производстве.

Поэтому на нашем сайте pro-tank.ru для дифференциации различных модификаций КВ и их изготовителей приводится год разработки проекта (не запуска в серийное производство) и основной производитель, например ЛКЗ.

Хотя в большинстве доступной литературе по данному предмету часто используется год начала серийного выпуска, но это представляется не совсем верным. К тому же благодаря наличию большого количества различных изготовителей и субподрядчиков, существовало множество "смешанных вариантов" КВ, что было обусловлено фактическим наличием узлов для окончательной сборки танка.


 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Специальная машина 250
Специальная машина 250
Легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250 "Sonderkraftfahrzeug" 250 Бронетранспортер создан на шасси полугусеничного однотонного тягача. В ходовой части использованы гусеницы с игольчатыми шарнирами...
Танк В1
Танк В1
Французский тяжелый танк В1 Char de bataille B1. Первые образцы танка В1 были созданы совместно фирмами "Рено" и "FСМ" в 1930 г.

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту