Мобильный автоматизированный комплекс РЭБ "Леер-2" на базе бронеавтомобиля "Тигр-М"
По сообщению российских СМИ, в 2013 году подразделения радиоэлектронной борьбы ВДВ России примут на вооружение десять мобильных автоматизированных комплексов технического контроля, радиоэлектронной имитации и постановки помех "Леер-2", которые базируются на шасси бронеавтомобиля "Тигр-М". В ВДВ РФ "Леер-2" прошел войсковую эксплуатацию в уходящем году. В сентябре 2012 году подразделения РЭБ провели экспериментальное тактико-специальное учение, во время которого десантники отрабатывали различные приемы и способы ведения радиоэлектронной борьбы с использованием новых комплексов. Новейший комплекс радиоподавления применительно к специфике ВДВ испытывали в Тульской и Ивановской воздушно-десантных дивизиях.
Мобильный автоматизированный комплекс РЭБ "Леер-2" на базе бронеавтомобиля "Тигр-М" в настоящее время не имеет аналогов.
Он предназначен для проведения радиоразведки источников радиоизлучений, постановки помех и радиоподавления радиоэлектронных средств (РЭС) противника. Кроме того, комплекс позволяет создавать реальную помеховую обстановку, имитировать работу различных РЭС, а также проводить оценку электромагнитной обстановки при проведении мероприятий боевой подготовки. Экипаж "Леер-2" состоит из двух человек: водителя и оператора. Скорость движения по шоссе составляет до 140 км/час.
В ноябре 2012 года сообщалось, что на базе 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии проходят учебно-методические сборы с начальниками и офицерами службы РЭБ ВДВ, по изучению и практическому применению новейших образцов техники, только что поступивших в войска.....Был также показан в действии новейший комплекс радиоподавления "Леер-2" на базе автомобиля "Тигр". Как пояснил начальник РЭБ ВДВ полковник Сергей Горшков, эта система имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с ныне действующими. В частности, здесь меньше масса и габариты, а автомобиль, сделанный на одном из предприятия концерна "ГАЗ", имеет броневую защиту, что позволяет вести работу в непосредственной близости от мест боестолковений с вероятным противником. Диапазон применения вырос в 4, дальность действия - в 2,5 раза. Большинство операций по приведению комплекса в рабочее состояние проводятся в полуавтоматическом режиме, это сводит участие в этом процессе людей к минимуму.
Со своей стороны, представитель разработчика и производителя системы "Леер-2", ведущий инженер ООО "НИИ «Эталон»" (Москва) Дмитрий Гуськов сказал, что сейчас ведутся работы по дальнейшей модернизации этой установки. В дальнейшем все действия по ее развертыванию будут проводиться в автоматическом режиме, экипаж не станет покидать машину. Ее также сделают на базе БМД, что позволит производить десантирование установки РЭБ в место назначения с самолета Ил-86 (сейчас ее транспортируют на большегрузных автомобилях или она едет своим ходом).
Экипаж машины "Тигр" - 2 человека: водитель (солдат) и оператор (офицер). Скорость движения по шоссе - до 140 км/час. Броня защищает от автоматно-пулеметного огня и взрывов гранат (ручных и из подствольника). Цена "пустой" машины - 5 млн рублей, с радиоэлектронным оборудованием - 35 миллионов. Участники обучения высоко оценили технические и боевые качества системы РЭБ "Леер-2", уровень работы на ней тульских десантников. Предполагается, что, получив здесь знания, офицеры в своих частях смогут подготовить солдат срочной службы к работе на таких установках в течение полутора месяцев.
Сейчас комплексы "Леер-2" уже используются подразделениями РЭБ Ивановского и Ульяновского соединений ВДВ и Подмосковным полком специального назначения. Как считают специалисты РЭБ ВДВ, которые принимали участие в испытаниях и опытной эксплуатации новой техники, комплекс имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с ныне стоящими на вооружении средствами РЭБ. Они размещены, в основном, на шасси многоцелевых легкобронированных гусеничных транспортеров МТ-ЛБУ. За счет мобильного колесного бронированного шасси, значительно уменьшены масса и габариты комплекса. На установленном оборудовании большая часть операций проводится в полуавтоматическом режиме, а это сводит к минимуму участие в данном процессе экипажа, автомобиль имеет надежную броневую защиту.
Аппаратура автоматизированного комплекса технического контроля, радиоэлектронной имитации и постановки помех радиоэлектронным средствам "Леер-2" гармонично вписывается в заброневой объем "Тигра-М". Такой комплекс может работать в непосредственной близости от переднего края противника, что существенно повысило его эффективность. По итогам войсковой эксплуатации продолжатся работы по дальнейшей модернизации этой установки. В перспективе все действия по ее развертыванию станут проводиться в автоматическом режиме, экипаж не будет покидать машину.
Об универсальности бронированного автомобиля "Тигр", разработанного и серийно выпускаемого "Военно-промышленной компанией" говорилось много раз. Были сообщения о том, что на базе бронеавтомобиля "Тигр" были созданы самоходный ПТРК "Корнет-ЭМ", мобильный комплекс с беспилотными летательными аппаратами "Тигр" МК-БЛА-01.