|
|
Тяжелый танк АRL-44
Сразу же после освобождения от оккупантов во Франции возобновились работы по созданию собственных боевых машин, начатые еще до захвата страны немцами в 1940 году. В 1938 году Франция начала разработку новой машины на базе шасси В1. По проекту танк предполагалось оснастить башней абсолютно новой конструкции и установить в ней 75-мм длинноствольную пушку. К моменту захвата Франции немецкими войсками проект все еще находился в стадии разработки. Конструкторы продолжали работу в тайне от захватчиков, и в 1944 году, сразу же после освобождения Парижа, новая модель танка была немедленно запущена в производство. Первый серийный танк был выпущен в 1946 году, что являло собой настоящий подвиг французской промышленности, особенно если принять во внимание ее состояние после четырех лет оккупации. Машина получила обозначение ARL-44 и стала называться переходным танком.
Сначала предполагалось выпустить 300 машин этого типа, но в конце концов это количество сократилось до 60 единиц, которые поступили на вооружение 503-го танкового полка и в его составе в первый и последний раз были показаны публично во время военного парада 14 июля 1951 года. Производство было поручено фирме "Рено" .
А фирма "Шнейдер" поставляла для них башни нового образца. Гусеницы и подвеска были подобны тем, которые использовались на В1, но корпус, башня и двигатель были разработаны с нуля и не имели аналогов во французском танкостроении. В качестве главного вооружения была принята усовершенствованная 90-мм зенитная пушка фирмы "Шнейдер" с начальной скоростью снаряда 830 м/сек. Она устанавливалась в башне многогранной формы, образованной наклонными броневыми поверхностями.
Носовые броневые детали высокого корпуса были выполнены с целесообразным наклоном. Механик-водитель и его помощник располагались впереди в отделении управления, а три остальных члена экипажа размещались в башне. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части. Вслед за ARL-44 должен был последовать танк ARL-50, но, несмотря на то, что были изготовлены и даже испытаны несколько прототипов этой машины, она не пошла в серийное производство, так как к этому моменту французская армия начала получать в больших количествах американские М47. Танк ARL-44 являлся переходной конструкцией и напоминал французские предвоенные модели. Он обладал достаточной огневой мощью, хорошей броневой защитой и удовлетворительной подвижностью. С 1947 по 1953 год 60 ARL-44 находились на вооружении 503-го танкового полка французской армии.
Тактико-технические характеристики тяжелого танка ARL-44
Боевая масса, т |
48 |
Экипаж, чел |
5 |
Габаритные размеры, мм:
|
длина с пушкой вперед |
10520 |
ширина |
3400 |
высота |
3200 |
клиренс |
|
Броня
|
|
противоснарядная |
Вооружение:
|
|
90-мм нарезная пушка "Шнейдер"; два 7,5-мм пулемета |
Двигатель |
"Майбах", бензиновый, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 700 л. с. |
Удельное давление на грунт, кг/см.кв |
0,96 |
Скорость по шоссе, км/ч |
37,3 |
Запас хода по шоссе, км |
150 |
Преодолеваемые препятствия:
|
высота стенки, м |
0,93 |
ширина рва, м |
2,75 |
глубина брода, м |
|
Источники:
- ARL-44 Heavy Tank, The Illustrated Directory of Tanks of the World, David Miller;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Ford, Roger (1997). The World's Great Tanks from 1916 to the present day;
- Jean-Gabriel Jeudy, Chars de France;
- Roger Ford, "The World's Great Tanks from 1916 to the present day".
|
|
|
|
|