САУ (штурмовое орудие) СУ-122
Самоходная установка была разработана рекордно быстро: в октябре 1942 года Государственный Комитет обороны постановил начать работы по созданию на базе танк Т-34 самоходной установки со 122-мм гаубицей М-30 образца 1938 года, а с декабря она уже была принята на вооружение Красной Армии и к производству. СУ-122 предназначалась для поддержки и сопровождения танков. Она поступила на вооружение самоходно-артиллерийских полков средних СУ (по 16 установок в каждом).
Конструктивно самоходная установка представляла собой шасси танка Т-34, отделение управления и боевое отделение которого занимала закрытая со всех сторон броней рубка. В рубке была смонтирована качающаяся часть полевой гаубицы М-30. Для защиты противооткатных устройств гаубицы использована выступающая вперед и качающаяся вместе с орудием массивная бронированная маска. Приборы управления огнем позволяли вести стрельбу как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Боекомплект гаубицы включал осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды. Последние пробивали броню толщиной 100-мм. На самоходной установке монтировались радиостанция 9Р, а также танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ. Самоходная установка обладала вполне удовлетворительными боевыми характеристиками, но скорострельность ее из-за использования выстрелов раздельного заряжания была невысока. Она выпускалась в течение 1942 -1943 гг., всего было выпущено 638 машин.
Создание самоходно-артиллерийских установок на базе средних танков, организация их крупносерийного производства в годы Великой Отечественной войны стало одной из характерных особенностей развития отечественного танкостроения. Необходимость создания этого типа боевых машин объяснялась тем, что средние и тяжелые танки нуждались в сопровождении их во время атаки более мощными артиллерийскими орудиями, способными вести огонь и прямой наводкой. Вследствие ограниченной видимости из танка, трудности ведения прицельной стрельбы с хода при отсутствии стабилизатора огонь танковых орудий был эффективен на относительно небольших дальностях (650-900 м). Для борьбы с противотанковыми орудиями и танками противника, ведущими огонь с места из-за укрытий, наши танки нуждались в помощи САУ, следовавших за ними на поле боя и сопровождавших их огнем с коротких остановок. Орудия полевой артиллерии эту задачу решить в полной мере не могли.
Средняя скорость движения полевой артиллерии, даже оснащенной разными гусеничными тягачами, на местности была значительно ниже скорости танков, поэтому орудия сопровождения неизбежно отставали от них. Кроме того, частая смена позиций даже частью артиллерийских подразделений, поддерживавших танки, приводила к ослаблению огня и нарушала взаимодействие с танками, а потеря времени приводила к излишним потерям бронетанковой техники.
В предвоенные годы в СССР был выполнен большой объем проектно-конструкторских работ и проведены испытания опытных образцов САУ, созданных на ходовой базе серийно выпускавшихся танков (а также с использованием их узлов и агрегатов), в различных условиях эксплуатации, которые позволили быстро накопить некоторый опыт создания самоходных артиллерийских установок, которые отвечали бы требованиям войск. Одновременно оперативно намечались возможные пути организации их серийного производства. Потеря части территории страны с большим экономическим потенциалом за первый период Великой Отечественной войны, вынужденная эвакуация предприятий промышленности на Урал, в Сибирь, а также необходимость восполнения потерь РККА в танках в первую очередь послужили причиной прекращения на некоторое время различных опытно-конструкторских работ по созданию этого типа боевых машин. Возобновление работ по созданию всех самоходно-артиллерийских установок было начато в соответствии с решением пленума Артиллерийского комитета ГАУ РККА от 15 апреля 1942 года, в котором приняли участие представители от войск, а также промышленности и Наркомата вооружения (НКВ). Пленум признал желательным создание самоходных установок, вооруженных 76,2-мм пушкой ЗИС-3 или 122-мм гаубицей образца 1938 года типа М-30 для поддержки пехоты и 152,4-мм гаубицей-пушкой образца 1937 года типа МЛ-20 для преодоления сильно укрепленных оборонительных полос врага.
Новая самоходная установка У-35 представляла собой закрытую, полностью бронированную боевую машину, которая отличалась от танка Т-34-76 установкой вооружения в невращающейся броневой рубке, размещенной в носовой части корпуса. На крыше рубки над местом командира САУ устанавливалась командирская башенка, а над местом наводчика - смотровая башенка для панорамы Герца, в бортах которой имелись специальные окна, закрываемые броневыми крышками. Экипаж машины состоял из шести человек. Посадка экипажа производилась через прямоугольный люк, закрывавшийся броневой крышкой на петлях, располагавшийся в крыше рубки. Люк механика-водителя в лобовом листе слева от орудия предназначался только для обзора. Для наблюдения за полем боя использовались зеркальные смотровые приборы, установленные в лобовом, правом и кормовом листах боевой рубки. Основным оружием являлась 122-мм дивизионная гаубица М-30 образца 1938 года с поршневым затвором. Орудие устанавливалось на тумбе, закрепленной на днище машины. Углы вертикальной наводки составляли от - 3° до +25°, горизонтальной - в секторе 20°. При стрельбе использовалась панорама Герца. Ее скорострельность составляла 2-5 выстр./мин. Также в боекомплект гаубицы входило 36 осколочно-фугасных выстрелов раздельного заряжания. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1420 патронов (20 дисков).
Броневая защита - противоснарядная. Корпус и боевая рубка были сварные, выполненные из броневых катаных листов толщиной 15-мм, 20-мм, 40-мм и 45-мм, расположенных с рациональными углами наклона. Лобовой броневой лист корпуса и рубки был составным и имел углы наклона соответственно 57° и 50° от вертикали. Для стрельбы из личного оружия экипажа в лобовом, кормовом и бортовых листах рубки были сделаны специальные отверстия, закрывавшиеся броневыми пробками. Силовая установка, трансмиссия и электрооборудование оставались такими же, как у среднего танка Т-34-76. Ходовая часть установки отличалась от ходовой части танка Т-34-76 усиленными передними узлами подвески. Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция 9Р, а для внутренней связи - танковое переговорное устройство ТПУ-ЗФ.Опытный образец самоходной установки У-35 (СУ-122), изготовленный на УЗТМ 30 ноября 1942 года, поступил на заводские испытания, которые включали пробег 50 км и отстрел орудия 20 выстрелами на заводском полигоне в Красном. Заводские испытания выявили несоответствие углов наводки орудия тактико-техническим требованиям, нерациональное размещение экипажа, тесноту и загазованность боевого отделения У-35, неудовлетворительное расположение боекомплекта и, вследствие этого, низкую скорострельность СУ-122. Пользоваться командирской башенкой и производить наводку орудия в вертикальной плоскости оказалось практически невозможным.
Для устранения выявленных недостатков на САУ были произведены только те изменения конструкции, которые требовались для успешного проведения государственных испытаний. Были установлены сиденья, боеукладка, смотровые приборы, вентилятор для отсоса пороховых газов из боевого отделения и прочее оборудование, а также обеспечены утлы наводки, требуемые по ТТТ, и исключен досылатель выстрела. Остальные недостатки и изменения были учтены при отработке чертежей установочной партии. Государственные испытания двух опытных образцов самоходных установок У-35 (СУ-122) и СГ-122, изготовленных соответственно УЗТМ и заводом №592, были проведены на Гороховецком АНИОПе в период с 5 по 19 декабря 1942 года. Самоходная установка СУ-122 УЗТМ была испытана отстрелом в объеме 281 выстрела (из них 161 выстрел с усиленным зарядом) и пробегом на 430 км. По скорострельности и углу возвышения самоходная установка СУ-122 УЗТМ проиграла самоходной установке СГ-122 завода №592, но по броневой защите, габаритам (высоте) и проходимости значительно превосходила последнюю.
По результатам проведенных испытаний государственная комиссия пришла к выводам, что:
"1. Кучность боя, устойчивость и сбиваемость наводки при стрельбе из орудия на самоходе У-35 (СУ-122) находятся в пределах норм.
2. Скорострельность орудия не превышает 5 выстр./мин, что в два раза меньше заданной по ТТТ и меньше скорострельности, полученной при стрельбе из орудия самохода завода № 592 (7-8 выстр./мин.) Причины этого — тесное боевое отделение самохода Уралмашзавода, неудовлетворительная укладка боекомплекта, неудобное и нерациональное размещение экипажа в боевом отделении.
3. Ходовые качества самохода У-35 (СУ-122) (по скорости движения, проходимость, маневренность и проч.) не отличаются от танка Т-34.
4. Требуются следующие улучшения самохода У-35 (СУ-122):
а) устранение щелей в бронезащите орудия, образующихся при разворотах орудия в крайние положения;
б) увеличение прочности походного крепления орудия;
в) изменение взаимного размещения команды в боевом отделении;
г) изменение взаимного расположения сидений, а также прицельных приборов, смотровых средств, ламп для освещения шкал приборов;
д) уменьшение усилия на рукоятках маховиков механизмов наведения;
е) добавление ножного спуска.
Констатируя, что опытный образец самохода У-35 (СУ-122) Уралмашзавода ходовые испытания и испытания стрельбой выдержал, государственная комиссия в общей сравнительной оценке обоих представленных образцов средних самоходных установок пришла к заключению о необходимости доработки машины, чтобы устранить отмеченные недостатки и, главным образом, устранить тесноту в боевом отделении. Самоходная установка СУ-122 выдержала испытания и была рекомендована к серийному производству".
На необходимость доработки боевого отделения машины У-35 (СУ-122) указывало также и ГАУ.
Тем не менее, ГКО, не ожидая результатов государственных испытаний самоходных установок У-35 (СУ-122) и СГ-122, вынес постановление №4559 от 2 декабря 1942 года о немедленной организации серийного производства средних самоходно-артиллерийских установок в цехах Уралмашзавода. Одновременно согласно приказу НКТП №792 от 5 декабря 1942 года выпуск на ближайшее время был намечен в следующих количествах:
- 1942 год, декабрь - 25 шт.
- 1943 год, январь - 100 шт.
- 1943 год, февраль - 100 шт.
- 1943 год, март - 100 шт.
Уралмашзавод начал усиленно готовиться к серийному производству самоходных установок СУ-122.
Несмотря на то, что заводу было разрешено изготовить первые 125 машин по чертежам опытных образцов и только с февраля 1943 года (т.е. с машины №126) выпускать самоходные установки с устранением всех недостатков, отмеченных государственной комиссией, завод уже в декабре 1942 года выпустил чертежи, в которых было устранено большинство выявленных испытаниями дефектов. По этим чертежам с самого начала и было организовано производство установочной партии самоходных установок СУ-122.
К этим изменения относились:
"1. Установка выпрямленного лобового листа на корпусе самоходной установки, что позволило увеличить объем боевого отделения и улучшило условия работы команды.
2. Устранение щелей в бронезащите орудия.
3. Улучшение расположения в боевом отделении боеукладки, рабочих мест команды, прицельных и смотровых приборов, освещения, люков и др.
4. Замена командирской башенки прибором ПТК.
5. Увеличение емкости топливных баков.
6. Уменьшение усилий при работе маховиками механизмов наводки.
7. Улучшение условий при работе по натяжению гусениц и др.".
28 декабря 1942 года на заводском полигоне в Красном в целях проверки качества сборки установки СУ-122 по измененным чертежам были проведены испытания одной из машин установочной партии (декабрьской программы). Испытания заключались в пробеге на 50 км и отстреле в объеме 40 выстрелов (из них половина усиленным зарядом). Никаких поломок и недостатков во время испытаний обнаружено не было. По сравнению с первым опытным образцом условия работы экипажа в боевом отделении были значительно улучшены. По результатам этих испытаний вся установочная партия самоходных установок декабрьской программы в количестве 25 машин была признана годной для приемки в РККА и в январе 1943 года отправлена в центр самоходной артиллерии, а затем на Волховский фронт. Недостатки самоходной установки СУ-122 и замечания комиссии по испытаниям были полностью учтены при окончательной корректировке чертежей к 1 января 1943 года и с этого времени машины стали выпускаться без выявленных недостатков. Серийное производство СУ-122 было организовано на УЗТМ. Общее число деталей, заимствованных у танка Т-34, составляло 75%, остальные детали были новыми, специально спроектированными для самоходной установки СУ-122.
Самоходная установка У-35 (СУ-122) была испытана 281 выстрелом (из них 161 - с усиленным зарядом) и 430-километровым пробегом.В общей сравнительной оценке представленного образца государственная комиссия пришла к заключению о необходимости доработать самоходку СУ-122, чтобы устранить ряд выявленных в ходе испытании недостатков и главным образом тесноту в боевом отделении, но вместе с тем рекомендовала принять ее на вооружение Красной Армии. 2 декабря 1942 года ГКО не дожидаясь результатов госиспытании вынес постановление о немедленной организации серийного производства СУ-122 на Уралмашзаводе. Было разрешено изготовить первые 125 машин по чертежам опытного образца, и только с февраля 1943 года выпускать самоходки с устранением всех недостатков, отмеченных Государственной комиссией. Однако завод уже в декабре выполнил чертежи, которые устраняли большинство дефектов и по ним начал изготавливать машины серийного производства.
К внесенным изменениям относились:
- установка выпрямленного лобового листа рубки, что увеличило объем боевого отделения и улучшило условия работы экипажа;
- устранение щелей в бронезащите;
- улучшение расположения в боевом отделении боеукпадки, рабочих мест экипажа, прицельных и смотровых приборов, приборов освещения, люков и др.;
- замена командирской башенки на прибор ПТК;
- увеличение емкости топливных баков; уменьшение усилий при работе маховиками механизмов наведения; улучшение условий при работе по натяжению гусеницы и др.
Окончательно отработанная конструкция серийной САУ СУ-122 имела следующие особенности: вся моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть танка Т-34 сохранились без изменений; боевое отделение располагалось в передней части машины и было полностью бронировано; боевая масса самоходной установки - 29,6 т - была меньше массы танка Т-34, а скорость движения, проходимость и маневренность СУ-122 остались такими же как и у Т-34. Штыревой верхний станок от 122-мм полевой гаубицы образца 1938 года М-30 ставился в гнездо специальной тумбы, смонтированной в передней части днища корпуса. На цапфах станка крепилась качающаяся часть гаубицы, причем ствол, люлька, противооткатные устройства, прицел и механизмы наведения были взяты штатные, без изменений. Необходимость бронирования качающейся части потребовала усиления пружинного уравновешивающего механизма, что было сделано без изменения его габаритов.
Боекомплект состоял из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, причем в основном это были осколочно-фугасные выстрелы. В отдельных случаях для борьбы с танками противника на дальностях до 1000 м применялись кумулятивные снаряды массой 13,4 кг, способные пробивать броню в 100-мм-120-мм. Масса осколочно-фугасного снаряда составляла 21,7 кг. Для самообороны экипажа установка снабжалась двумя пистолетами-пулеметами ППШ с 20 дисками патронов (1420 штук) и 20 ручными гранатами Ф-1. У командира машины имелся перископический танковый прибор наблюдения ПТК-5, позволявший производить круговое наблюдение за местностью, и радиостанция 9РМ. Командир машины помимо своих прямых обязанностей выполнял работу правого наводчика по углу возвышения. Для стрельбы прямой наводкой и с закрытых огневых позиций использовался один панорамный прицел с полунезависимой линией прицеливания. Головка панорамы выходила под бронированный козырек корпуса, имевший боковые отверстия для обзора местности, которые при необходимости могли закрываться шарнирными крышками. Относительно большой состав экипажа (5 человек) был необходим , потому что 122-мм гаубица имела поршневой затвор, раздельное заряжание и разнесенный по обе стороны орудия механизм наведения (слева находился маховик винтового поворотного механизма, а справа - маховик секторного подъемного механизма).
Вид панорамы Герца для 122-мм артсистемы
28 декабря 1942 года на заводском полигоне были произведены испытания одной из машин установочной декабрьской программы, которые заключались в пробеге на 50 км и стрельбе в 40 выстрелов. Никаких поломок и других недостатков во время испытаний отмечено не было. В результате вся установочная партия самоходок в количестве 25 штук была признана годной для принятия на вооружение Красной Армии и отправлена в учебный центр самоходной артиллерии. Первые самоходно-артиллерийские полки (1433-й и 1434-и) были сформированы в декабре 1942 года в составе шести батарей каждый и имели смешанный состав. Четыре батареи в полку имели на вооружении по четыре легких САУ СУ-76 и две батареи — по четыре установки СУ-122. В каждой батарее было два взвода по две установки. Для командиров батарей машины не предусматривалось. Всего на вооружении полка состояло 17 САУ СУ-76 (в том числе одна самоходка командира полка) и восемь СУ-122.
Полки САУ предназначались для передачи в танковые и механизированные корпуса. Однако в связи с начавшейся операцией по прорыву блокады Ленинграда они были отправлены в конце января 1943 года на Волховскии фронт. Первый бои новые полки приняли 14 февраля в тактической операции 54-й армии в районе Смердыни. За 4-6 дней боев самоходки обоих полков разрушили 47 дзотов, подавили 6 минометных батарей, уничтожили 14 противотанковых орудий, сожгли 4 склада боеприпасов. В ходе обучения и боевых действии была разработана тактика применения самоходной артиллерии, сохранившаяся затем до конца воины. Она состояла в том, что САУ, двигаясь за танками на расстоянии 400-600 м, входили в прорванную танками полосу обороны противника и уничтожали оставшиеся там вражеские танки или укрепленные точки и окончательно расчищали путь пехоте. В течение всего периода серийного производства средней самоходной установки модели СУ-122, которое продолжалось с декабря 1942 года по август 1943 года, велось непрерывное улучшение качества и технологичности ее производства. Всего по улучшению качества и упрощению производства машины было выпущено свыше 800 приказов. Проведенные работы по усовершенствованию технологии изготовления и сборки позволили значительно уменьшить трудозатраты на выпуск машины (за 9 месяцев производства они были снижены на 15%). Коммерческая себестоимость самоходной установки также из месяца в месяц снижалась.
Наименование параметров |
СУ-122
обр. 1942 г. |
СУ-122М
обр. 1943 г. |
СУ-122-III
обр. 1943 г. |
||
Боевая масса, г |
29,64
|
31,43
|
30,08
|
||
Экипаж, чел. |
5
|
5
|
5
|
||
Основные размеры, мм: длина с пушкой вперед ширина высота |
6950 3000 2235 |
6537 3000 2335 |
6660 3000 2333 |
||
Клиренс, мм |
400
|
400
|
400
|
||
Орудие, калибр, мм; тип марка |
122, НГ
М-30 обр. 1938 г. |
122, НГ
Д-11 |
122, НП |
||
Углы вертикальной наводки, град. |
-3; +25
|
-5; +28
|
-5; +25
|
||
Угол горизонтальной |
±10
|
±10
|
±10
|
||
Боекомплект, выстр. |
36 (38-40)*
|
40
|
40
|
||
Пулемет, кол-во, калибр, мм |
|
|
—
|
||
Пистолет-пулемет ППШ, кол-во, калибр, мм |
2-7,62
|
2-7,62
|
2-7,62
|
||
Боекомплект, патрон. |
1420(1491)*
|
1420
|
1420
|
||
Гранаты Ф-1, шт. |
20
|
20
|
20
|
||
Броневая зашита корпуса, мм/град.: верхняя часть, рубки нижняя часть рубки |
45/50
45/45 4 5/50 |
45/50
45/45 45/50 |
45/50
45/55 45/50 |
||
Максимальная скорость, км/ч |
55
|
47
|
47
|
||
Запас хода, км . |
400 (600)**
|
400 (600)**
|
400 (600)**
|
||
Среднее давление на грунт, кгс/см |
0,68
|
0,72
|
0,7
|
||
Максимальный угол подъема, град. |
33
|
33
|
33
|
||
Максимальный угол крена, град. |
30
|
30
|
30
|
||
Ров, м |
2,5
|
2,5
|
2,5
|
||
Стенка, м |
0,73
|
0,73
|
0,73
|
||
Брод, м |
1,3
|
1,3
|
1,3
|
||
Двигатель, марка, тип максимальная мощность, л.с. (кВт) |
В-2-34, 4/12/V/Д/Ж
500 (368) |
||||
Емкость топливных баков, л: внутренних наружных |
|
|
500 360 |
||
Трансмиссия, тип |
механическая
|
||||
Коробка передач, тип |
пятиступенчатая двухвальная танковая
|
||||
Механизм поворота, тип |
бортовые фрикционы
|
||||
Подвеска, тип |
индивидуальная пружинная
|
||||
Радиостанция, марка |
9Р
|
9Р
|
9Р | ||
Танковое переговорное устройство, марка |
ТПУ-ЗФ
|
ТПУ-ЗФ
|
ТПУ-3Ф |
Важнейшими боевыми качествами советских средних САУ, поступивших на вооружение войск в годы Великой Отечественной войны, были:
- мощность огня установок, вооруженных, как правило, орудиями большего калибра, чем танки того же класса, что обеспечивало эффективное огневое сопровождение последних на поле боя;
- маневренность; установки обладали той же маневренностью, что и танки, на базе которых они строились, и имели близкие к ним весовые и габаритные характеристики; высокая маневренность САУ облегчала организацию постоянного и тесного взаимодействия их с танками и пехотой;
- хорошая противоснарядная стойкость корпуса, достигнутая приданием ему соответствующей формы, а также применением наивыгоднейших углов наклона брони и увеличением ее толщины.
Вместе с тем, боевая практика выявила следующие основные недостатки САУ:
- малый угол горизонтального обстрела орудия и сложность наводки, что затрудняло ведение стрельбы по подвижным целям;
- большой вылет ствола орудия (кроме СУ-122), затруднявший маневрирование на пересеченной местности и в населенных пунктах;
- низкая боевая скорострельность - как следствие относительно небольших размеров боевого отделения и большого веса выстрела (у СУ-100); раздельного заряжания и наведения (у СУ-122);
- недостаточный возимый боекомплект и сложность пополнения боеприпасов в ходе боя.
Это общие достоинства и недостатки, в той или иной мере свойственные всем трем типам самоходных установок. Вместе с тем, каждая из машин имела свои особенности, связанные с ее назначением. Насколько успешно советским конструкторам удалось решить поставленные перед ними задачи при создании этих САУ, можно судить, сравнивая их с аналогичными по назначению, компоновке и конструкции машинами противника.
В отличие от гитлеровского вермахта в Красной Армии отсутствовало деление САУ по назначению. Существовало лишь деление по классу - на легкие, средние и тяжелые. Однако для сравнения имеет смысл взять за основу немецкую классификацию самоходных орудий. В соответствии с ней СУ-122 - штурмовая гаубица или штурмовой танк. С 1939 года немцы создали несколько различных образцов, подобных САУ, отличавшихся типом и калибром артсистемы, базой и компоновкой. Наиболее близка к СУ-122 по массо-габаритным характеристикам, компоновке и времени создания САУ Sturmpanzer IV "Brummbär" ("Бруммбер").
С сожалением приходится признать, что сравнение здесь не в пользу нашей машины: при меньшей массе "Бруммбер" имел более мощные броню и вооружение. Конструкция немецкой самоходки была явно лучше отработана. Специальная танковая гаубица устанавливалась в шаровой установке в лобовом листе корпуса, в то время как СУ-122 вооружалась обычной полевой гаубицей, смонтированной на тумбе. Поэтому угол горизонтального наведения орудия у "Бруммбера" составлял 30° против 20° у СУ-122. "Бруммберы" последних серий вооружались пулеметом МG-34, которого ни на СУ-122, ни на советских САУ более поздних выпусков не было. Пожалуй, единственное, чем СУ-122 превосходила противника, - это подвижность.
Столь очевидное превосходство немецкой самоходки удалось бы компенсировать запуском в серию СУ-122-111 со 122-мм танковой гаубицей Д-6, установленной в рамке. Трудно понять, почему работа над этой боевой машиной, унифицированной по корпусу и маск-установке с СУ-85, не была доведена до конца - ведь штурмовая самоходная гаубица очень пригодилась бы Красной Армии на заключительном этапе войны при прорыве оборонительных полос и штурме укрепленных городов.
Что касается СУ-85, то она представляет собой классическую противотанковую САУ. Немецких аналогов у нее много, но для сравнения возьмем самую массовую бронированную машину вермахта - штурмовое орудие StuG III и истребитель танков Panzer IV/70.
Самоходки вермахта лучше бронированы и имели больший боекомплект, что немаловажно в боевой обстановке. Несмотря на меньшую массу их подвижность хуже, чем у СУ-85, из-за меньшей мощности двигателя. По бронепробиваемос-ти СУ-85 превосходила StuG III - 102 -мм против 82-мм на дистанции 1000 м и уступала Panzer IV/70. Пушка последней на той же дистанции пробивала 110-мм броню. Результаты вполне сопоставимые, но не следует забывать, что на обеих немецких САУ устанавливались 75-мм пушки, а на нашей - 85-мм.
Марка САУ |
СУ-122
|
"Бруммбер"
|
СУ-85
|
StuG III
|
Panzer IV/70
|
СУ-100
|
"Ягдпантера"
|
Боевая масса, т |
30,9
|
28,2
|
29,6
|
23,4
|
25,8
|
31,6
|
45,5
|
Экипаж, чел. |
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4
|
5
|
Калибр орудия, мм |
122
|
150
|
85
|
75
|
75
|
100
|
88
|
Боекомплект, выстр. |
40
|
38
|
48
|
54
|
55
|
33
|
57
|
Нач. скорость бронебойного снаряда, м/с |
|
|
800
|
770
|
925
|
897
|
1000
|
Толщина лобовой брони, мм |
45
|
100
|
45
|
80
|
80
|
75
|
80
|
Скорость движения, км/ч |
55
|
40
|
55
|
38
|
35
|
50
|
46
|
Читайте также:
|
|
Боевое применение самоходно-артиллерийской установки СУ-122 | |
Подробнее о боевом применении СУ-122. | |
СУ-122 в боях на Курской Дуге. | |
Русские танки. И другие коллекционные модели бронетанковой техники. Журнал с моделью танка. Выпуск № 17. СУ-122. |
Источники:
- Михаил Барятинский "Самоходки. В одном строю с танками";
- Свирин М. Н. "Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945";
- Желтов И. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Сергеев А. Г., Солянкин А. Г. "Неизвестный Т-34";
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. "Советские средние самоходные артиллерийские установки 1941-1945";
- Самоходная установка СУ-122 (Военная летопись: Бронетанковый музей 16);
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Военное издательство народного комиссариата обороны (1943 год) "Таблицы стрельбы 122-мм гаубицы обр. 1938 г.";
- Zaloga, Steven J.; James Grandsen (1984). Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
- Janusz Magnuski, Andrzej Kiński. Działo samobieżne SU-122.
- СУ-122 (Русские танки №17).
< Назад | Вперед > |
---|