Танки и бронетехника

Назад Домой

Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танки Второй Мировой:
 
 
Танки LK-III и "Oberschlesien"

Танки LK-III и "Oberschlesien",  и другие проекты Германии Первой мировой войны

Танк LK-IIIНемецкий танк Первой мировой войны A7V имел свои плюсы и минусы, но для командования его конструкция была неудовлетворительной. Впрочем, требования к танкам готово был пересмотреть и Военное министерство, что вызвало в 1918 году появление новых проектов - легких боевых машин и тяжелых штурмовых танков. Например, 23.06.1918 года фирмой "Крупп" был представлен проект "малого штурмового танка", вооруженного пулеметом и 57-мм пушкой, который уступал в проходимости танкам LK-I и LK-II (в тот период только разрабатывался), и потому был отклонен. Более перспективный проект легкого танка появился перед окончанием первой мировой войны. Ведь конструкция танков LK (Leichte Kampfwagen) явилась своего рода компромиссом между желанием создать эффективный боевой танк и необходимостью максимально использовать уже имеющиеся шасси автомобилей.

Проектирование машины, получившей обозначение LK-III, с более рациональной компоновкой, началось еще до окончания постройки легкого танка LK-II. В танке LK-III двигатель разместили в кормовой части, а боевое отделение и отделения управления сместили вперед; схема же управления и гусеничное шасси были, как и у Leichter Kampfwagen-II. Двигатель должен был крепиться в трех точках на приливах картера коробки передач или особой раме и помещался над трансмиссией и коробкой передач. Радиатор с вентилятором устанавливался вертикально впереди двигателя на той же раме. Следовательно, была обеспечена жесткая связь (при любых колебаниях и изгибах шасси) двигателя с трубопроводами радиатора. Вал главного сцепления соединялся с ведущим валом зубчатой или цепной передачей, укрытой в переднем вертикальном приливе картера коробки передач. Удлиненный конец вала сцепления соединялся с, выведенной в боевое отделение, пусковой рукояткой. Один пулемет или орудие устанавливались во вращающейся башне.

Схема моторно-трансмиссионной группы танка LK-III
(нажмите на изображение для увеличения)

Схема

1 - двигатель, 2 - радиатор, 3 - подмоторная рама, 4 - вал главного сцепления, 5 - коробка передач, 6 - приводной вал, 7 - картер бортового редуктора, 8 - пусковая рукоятка

Французский легкий танк "Рено" FT-17 появился на один год раньше и легко заметить, что германский LK-III строился по той же компоновочной схеме, которая позже стала называться "классической". В первой мировой войне германские войска встретились с танками "Рено" FT в мае 1918 года и проектирование танка LK-III явно велось под их влиянием, хотя Р. Крюгер говорил: "В Германии неприятельские формы .. малых танков были совершенно неизвестны".
Но все же германские конструкторы успели оценить преимущества классической компоновки и смогли быстро в нее "вписать" уже разработанную машину. Также планировалось установить на танк LK-III радиостанцию, но дело так и не дошло до изготовления натурного образца.

Тяжелые штурмовые танки

"Не гений маршала Фоша победил нас, а генерал Танк"
(германский генерал Цвель)
.

В середине 1918 года фирмой "Обершлезише Хуттенверке" был представлен проект "Oberschlesien" ("Верхняя Силезия"), который заслуживает особого внимания.

танк первой мирововой

Танк имел компоновку с передним расположением отделения управления, средним - боевого, задним - двигательного. 57-мм пушка (основное вооружение) размещалась во вращающейся, с командирским куполом, цилиндрической башне, два пулемета находились в передней и задней малых башнях. Вес танка планировался 20 тонн, и двигатель AS3 "Аргус" (авиационного типа) обеспечил бы удельную мощность 9 л. с./т. Запас топлива был в два раза больше, чем у танка первой мировой войны A7V и составлял 1000 л. Среднее положение ведущего колеса - являлось особенностью ходовой части - оно входило в зацепление с верхней ветвью гусеницы и прикрывалось броней.

Sturmpanzerwagen "Oberschlesien"
штурмовой танк Sturmpanzerwagen "Oberschlesien"
1 - посадочные люки, 2 - ведущее колесо, 3 - двигатель, 4 - коробка передач, 5 - тормоз, 6 - 57-мм пушка, 7 - пулеметы MG.08 
Нажмите на изображение для увеличения

Такой многозначительный проект привлек внимание Ставки, которая распорядилась 5 октября построить два опытных образца. Через неделю, чтобы ускорить процесс, было принято решение строить Sturmpanzerwagen "Oberschlesien II" на шасси с задним ведущим колесом типа "Холт-Катерпиллер", но этого так и не удалось сделать, это был еще один нереализованный проект.

Sturmpanzerwagen

Модели танка Sturmpanzerwagen "Oberschlesien" 
Sturmpanzerwagen "Oberschlesien" Модель танка
Танк первой мировой "Oberschlesien"
Нажмите на изображение для увеличения  

Тактико-технические характеристики тяжелого штурмового танка "Обершлезиен" (Sturmpanzerwagen "Oberschlesien")

Боевая масса, т 19
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм  
длина 6700
ширина 2340
высота 2965
клиренс 600
Броня, мм:
лоб, борт и корма 14
крыша и днище 8
Вооружение 57-мм пушка и
два 7,92-мм пулемета MG.08
Двигатель "Аргус" AS3, карбюраторный, мощность 180 л. с. при 1400 об/мин
Скорость по шоссе, км/ч 16

В октябре 1918 года были представлены другие проекты - "пехотный" танк "Гессен-Кассель" фирмы "Вегман", "тяжелый штурмовой" танк "Ганновер" Л. Элерса, также упоминается проект фирмы "Бенц-Браунер" - танк "Хорьх". Подводя небольшой итог, можно вспомнить, что Германия в Первой мировой войне за 1917-18 годы построила всего 20 серийных танков A7V, и плюс несколько опытных танков. Если сравнить, то выпуск танков в 1916-1918 годах составил:

  • Франция - 800 средних и 3177 легких танков
  • Великобритания - 1615 тяжелых, 200 средних и 35 специальных танков

Хронология работ над танками в Германии в 1916-1918 гг.

Легкие

 
Легкие танки
1916 год
ноябрь
декабрь
 
1917 год
январь
 
февраль
март
 
апрель
Проект легкого танка Круппа
май
 
сентябрь
Представление проекта LK
ноябрь
декабрь
 
1918 год
январь
февраль
Разрешение на постройку LK-I
март
апрель
Испытания танка LK-I
Задание на разработку LK-II
июнь
июль
Демонстрация макетов LK-II и легкого танка Круппа
август
 
сентябрь
 
октябрь
Испытания легких танков
Решение о выпуске LK-II
декабрь
 

Тяжелые

 
Тяжелые танки
1916 год
ноябрь
декабрь
Создание комиссии A7V
Представление проекта
1917 год
январь
Демонстрация макета
Проект заказа на 100 шасси
февраль
март
 
апрель
Демонстрация прототипа A7V
май
Демонстрация прототипа A7V
Главному командованию
сентябрь
 
ноябрь
декабрь
Постройка первого танка A7V
Заказ на шасси A7V
1918 год
январь
февраль
Первое штурмовое отделение
март
апрель
Первый выход в бой A7V
Бой у Виллер-Бретоне
июнь
июль
 
август
 
сентябрь
Прекращение работ по A7VU
октябрь
Последний выход в бой A7V
декабрь
Начало уничтожения A7V

Сверхтяжелые

 
Сверхтяжелые танки
1916 год
ноябрь
декабрь
 
1917 год
январь
 
февраль
март
Задание на разработку
апрель
 
май
Утверждение проекта "К"
сентябрь
 
ноябрь
декабрь
 
1918 год
январь
февраль
 
март
апрель
Танк "Колоссаль" -
начало постройки
июнь
июль
 
август
 
сентябрь
 
октябрь
 
декабрь
 

Опытные

 
Опытные и проекты
1916 год
ноябрь
декабрь
 
1917 год
январь
 
февраль
март
"Треффасваген"
апрель
Задание на разработку танка A7VU
май
 
сентябрь
 
ноябрь
декабрь
 
1918 год
январь
февраль
 
март
апрель
 
июнь
июль
Проект "Обершлезиен"
Испытания A7VU
август
Проект "малого штурмового танка Круппа"
сентябрь
 
октябрь
Решение о постройке
"Обершлезиен II"
Проекты LK-III, "Ганновер",
"Гессен-Кассель"
декабрь
 

В годы Первой мировой войны Франция, Великобритания и Германия положили начало своему танкостроению. Германия, хоть и была наименее удачливой и последней в списке по производству танков, но смогла извлечь из опыта войны более ценные и глубокие выводы в отношении танков и противотанковой обороны, впрочем, так часто бывает с проигравшей стороной. Наибольшую службу немцам сослужил тактический опыт, который свидетельствовал об основных принципах применения танков и их боевой роли.

Мирный договор был подписан в Версале 28.06.1919 года, на его основании немцам запрещалось иметь танки, а более точно - запрещались: "производство и ввоз в Германию броневиков, танков или всякого рода других подобных машин, могущих служить для военных целей" (статья 171). Но соблюдался ли этот запрет? - вопрос риторический.