Основной боевой танк АМХ-40
Танк АМХ-40 разработан французской танковой промышленностью специально для поставок на экспорт. Несмотря на использование в конструкции АМХ-40 многих узлов и агрегатов АМХ-32, в целом он является новой боевой машиной. Первый прототип машины был готов в 1983 году и показан на выставке вооружения в Сатори. Танк АМХ-40 оснащен системой управления огнем СОТАС. Наводчик имеет прицел АРХ М581 с 10-кратным увеличением и соединенный с ним лазерный дальномер М550 фирмы С11А5, обладающий дальностью действия до 10 км. На командирской башенке смонтирован 7,62-мм зенитный пулемет. Боекомплект 20-мм пушки и 7,62-мм пулемета состоит соответственно из 578 выстрелов и 2170 патронов. По бокам башни размещены по три дымовых гранатомета. По данным производителя, вместо них возможна установка системы "Галикс", которая применяется на танке "Леклерке".
![Многие конструкторские наработки танка АМХ-32 были востребованы для АМХ-40 tank АМХ-40](/images/stories/sovremen/amx-40_01.jpg)
Над командирской башенкой находится гиростабилизированный панорамный прицел М527, обладающий 2- и 8-кратным увеличением и используемый для кругового наблюдения, целеуказания, наведения орудия и ведения огня. Кроме того, командир танка располагает прицелом М496 с 8-кратным увеличением. Для ведения стрельбы и наблюдения в ночное время предназначена тепловизионная система "Кастор" ТВТ, камера которой закреплена справа на маске пушки.
![танк отличался удовлетворительной подвижностью и мощным вооружением Основной боевой танк](/images/stories/sovremen/amx-40_02.jpg)
Установленные система наведения и система управления огнем позволяют с первого выстрела с 90-процентной вероятностью попадания поразить неподвижную цель, находящуюся на дистанции 2000 м. Время обработки данных от обнаружения цели до выстрела составляет менее 8 секунд. На испытаниях АМХ-40 показал хорошую подвижность, которую обеспечил 12-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом "Пуайо" V12Х, сблокированный с западногерманской автоматической трансмиссией 7Р и развивающий мощность 1300 л. с. при 2500 об/мин Чуть позже немецкую трансмиссию заменили французской типа Е5М 500. При движении по шоссе танк показал скорость 70 км/ч, а при движении по бездорожью - 30-45 км/ч.
![Защищенность башни танка заметно уступала танк](/images/stories/sovremen/amx-40_03.jpg)
Ходовая часть состоит из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, ведущего колеса заднего расположения, направляющего колеса переднего расположения, четырех поддерживающих роликов и гусеничной ленты. Опорные катки имеют индивидуальную подвеску торсионного типа.
Тактико-технические характеристики основного боевого танка АМХ-40
Боевая масса, т |
43,7 |
Экипаж, чел |
4 |
Габаритные размеры, мм:
|
длина |
10050 |
ширина |
3280 |
высота |
2380 |
клиренс |
450 |
Броня
|
|
противоснарядная |
Вооружение:
|
|
120-мм гладкоствольная пушка; 20-мм пушка М693, 7,62-мм пулемет |
Боекомплект:
|
|
40 выстрелов калибра 120-мм, 578 выстрелов калибра 20-мм и 2170 патронов калибра 7,62-мм |
Двигатель |
"Пуайо" V12Х-1500, дизельный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения, мощность 1300 л. с. при 2500 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см.кв |
0,85 |
Скорость по шоссе, км/ч |
70 |
Запас хода по шоссе, км |
850 |
Преодолеваемые препятствия:
|
высота стенки, м |
1.0 |
ширина рва, м |
3,2 |
глубина брода, м |
1,3 |
![Основной боевой танк АМХ-40 не в полной мере соответствовал стандартам третьего поколения танк АМХ-40](/images/stories/sovremen/amx-40_04.jpg)
В 1986 году АМХ-40 проходили полигонные испытания в Абу-Даби и Катаре, а в июне 1987 года два прототипа были отправлены в Саудовскую Аравию на сравнительные испытания с М1А1 "Абрамс", "Челленджер" и "Озорио". С конструктивной точки зрения основной боевой танк АМХ-40 похож на АМХ-32 - выполнен по той же классической схеме с передним расположением отделения управления, средним расположением боевого отделения и задним - силового. Место механика-водителя находится слева в передней части корпуса. Над ним в крыше корпуса имеется круглый люк с тремя перископами, один из которых составляет единое целое с крышкой люка. Справа от места механика-водителя находится боеукладка с частью боекомплекта и топливные баки. В полу за сиденьем механика-водителя находится люк для аварийного покидания машины.
![Основной боевой танк АМХ-40 Основной боевой танк](/images/stories/sovremen/amx-40_05.jpg)
Заряжающий имеет собственный люк с тремя перископами. В левом борту башни расположен люк, который служит для загрузки боеприпасов и удаления стреляных гильз. В корпусе находятся топливные баки, обеспечивающие запас хода по шоссе до 600 км, а при использовании двух навесных 200-литровых бочек, которые крепятся на корме , запас хода возрастает до 850 км. К переднему броневому листу крепится бульдозерный отвал в разобранном виде. Его сборка и монтаж на танке осуществляются одним из членов экипажа.
В лобовых проекциях корпуса и башни АМХ-40 применена комбинированная броня, обеспечивающая защиту от бронебойных снарядов калибром до 100-мм с полуавтоматическим замком, способная вести огонь бронебойными и фугасными снарядами французского производства, а также стандартными 120-мм боеприпасами НАТО. Боекомплект орудия - 40 выстрелов. Вспомогательное вооружение танка состоит из 20-мм пушки М693, спаренной с орудием и способной вести огонь по воздушным целям.
Источники:
- Шунков В. Н "Танки";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
- Филип Трюитт. "Танки и самоходные установки";
- Крис Шант. "Танки. Иллюстрированная энциклопедия";
- Chris Chant, Richard Jones "Tanks: Over 250 of the World's Tanks and Armoured Fighting Vehicles";
- Moderne Gefechtswaffen, Stocker-Schmid Verlags AG, Dietikon, Schweiz, 1998.