Основной боевой танк РТ-91 Twardy
польск. Twardy - твердый.
В послевоенный период Польша стала важным промышленным центром, освоившим производство сложной гусеничной бронетехники. Ранее, исходя из соображений кооперации в рамках Варшавского договора, танки производились в Польше по лицензии, предоставленной Советским Союзом. Тем самым не допускалось вмешательство в конструкцию производимых танков с целью их улучшения. Такая ситуация сохранялась до 80-х годов, когда отношения Польши и СССР окончательно испортились. Разрыв политических, экономических и военных связей вынудил поляков предпринять самостоятельные действия с целью сохранения достигнутого технического уровня имевшихся боевых машин, а также спасения отечественной военной промышленности.
Успехам в этом направлении способствовали разработки, осуществленные в инициативном порядке научно-исследовательскими центрами отдельных военных предприятий. В конце 1980-х - начале 1990-х годов в Польше на базе имевшихся танков Т-72 начались работы по созданию отечественного танка, которые привели к появлению прототипов танка РТ-91 "Тварды". Эти машины оснащены новой системой управления огнем, новыми приборами наблюдения (в том числе ночными) командира и наводчика, другой системой пожаротушения и системой защиты от детонации боеприпасов, а также усовершенствованным двигателем. Практически до начала 80-х годов машиностроительные заводы Польши производил двигатели для танков серии "Т" на основании лицензионной документации.
В последующие годы контакты машиностроителей с российской стороной начали ослабевать и окончательно прервались в конце 80-х начале 90-х годов. В результате польским производителям пришлось самостоятельно решать проблемы, связанные с модернизацией двигателя, что было необходимо в связи с постоянным усовершенствованием танка Т-72. Модернизированный двигатель, получивший обозначение 512У, отличался улучшенной системой подачи топлива и воздуха и развивал мощность 850 л. с., а танк с этим двигателем стал называться РТ-91 "Тварды".
Повышение мощности двигателя позволило частично компенсировать увеличение боевой массы танка, что было обусловлено установкой реактивной брони (польской конструкции). Для двигателя с механическим компрессором мощность в 850 л. с. была предельной, поэтому было принято решение использовать компрессор, приводившийся в действие энергией выхлопных газов.
Такое конструктивное решение уже на протяжении многих лет применялось в иностранных гусеничных боевых машинах. Двигатель с новым компрессором получил обозначение 5-1000 (число 1000 обозначает развиваемую мощность в лошадиных силах) и предназначается для установки на танки РТ-91А и РТ-91А1. Система управления огнем, созданная специально для танка РТ-91, учитывает скорость движения цели, вид боеприпаса, параметры атмосферных условий, температуру метательного вещества и взаимное положение линии прицеливания и оси пушки.
Для ведения наблюдения ночью используются пассивные приборы ночного видения. На танке установлены датчик положения зеркала прицела по отношению к башне,сервомеханизм автоматического перемещения прицельной метки в горизонтальной плоскости. Результат замера расстояния до цели автоматически высвечивается на посту командира танка. Система может работать в автоматическом, ручном и аварийном режимах.
Также на танке установлен автомат заряжания DRAWA. Повышения защищенности танка удалось достичь за счет применения реактивной брони ERAWA, разработанной в военно-техническом институте вооружения. Эта броня существует в двух вариантах , отличающихся количеством взрывчатого вещества. Относительно небольшие сегменты брони крепятся к башне, корпусу и бортовым экранам. На танки Т-72 (и подобные им) навешивается 108 сегментов на башню, 118 - на корпус и по 84 - на каждый металлический бортовой экран.Полностью защищаемая поверхность составляет, таким образом, 9 м2. Взрывчатый материал, находящийся внутри сегментов реактивной брони, не детонирует при попадании патронов калибра 7,62-14,5-мм и осколков артиллерийских снарядов калибра до 82-мм. Реактивная броня не реагирует также на горящий напалм или бензин. По мнению разработчиков, броня уменьшает глубину проникновения кумулятивной струи на 50-70 %, а проникающую способность подкалиберного снаряда - на 30-40 %.
Тактико-технические характеристики танка РТ-91 "Тварды"
Боевая масса, т |
43,5 |
Экипаж, чел |
3 |
Габаритные размеры, мм:
|
длина с пушкой вперед |
9530 |
ширина |
3460 |
высота |
2190 |
клиренс |
470 |
Броня
|
|
противоснарядная |
Вооружение:
|
|
125-мм гладкоствольная пушка 2А46; 12,7-мм зенитный пулемет НСВ; 7,62-мм пулемет ПКТ |
Боекомплект:
|
|
36 выстрелов |
Двигатель |
"Воля" 5-1000, 12-цилиндровый, V-образный, дизельный, с турбонаддувом, мощность 1000 л. с. при 2000 об/мин. |
Удельное давление на грунт, кг/см |
|
Скорость по шоссе, км/ч |
60 |
Запас хода по шоссе, км |
400 |
Преодолеваемые препятствия:
|
высота стенки, м |
0,80 |
ширина рва, м |
2,80 |
глубина брода, м |
1,20 |
Источники:
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- М.Барятинский "Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000";
- PT-91 Twardy [GPM 310];
- Czolg sredni PT-91 "Twardy" (Основной танк Т-91);
- Nowa Technika Wojskowa;
- Jerzy Kajetanowicz. Czołg podstawowy PT-91 Twardy. "Poligon".