Бронеавтомобили "Пежо"

Бронеавтомобили Peugeot 1914 года

PeugeotФактически бронеавтомобили Первой мировой стали первыми мобильными средствами вооружения, сочетавшие достаточную огневую мощь, относительную защиту и достаточно высокую скорость. Броневики имели большое значение в ходе боевых действий, порой бо́льшее, чем появившиеся танки Первой Мировой войны, которые были еще малочисленны (танки были лишь у Германии, Франции и Великобритании), кроме того из-за множества недостатков требовали масштабных доработок. Бронеавтомобили активно применялись на фронте. Что касается фирмы "Пежо", то производство военных автомобилей никогда не являлось основным направлением ее деятельности, но и она внесла значительный вклад в развитие бронетехники.

Так, в 1897 году один из первых бензиновых самодвижущихся экипажей Peugeot принимал участие в конкурсе на лучший автомобиль для армии, а в 1900 году легковой "Пежо" впервые принял участие в военных маневрах. В начале 20-го века в программу уже входило более десяти разных образцов, в том числе и грузовые машины. Свою историю военные грузовики Peugeot ведут от простого 1,2-тонного автомобиля 10CV классической компоновки с 2-цилиндровым двигателем и цепным приводом, который был представлен на конкурсе армейских машин в 1905 году. Первым легковым автомобилем, поступившим на вооружение французской армии, считается легкий "Пежо Бебе" (Peugeot Bébé - "Малышка Пежо") с 6-сильным мотором, за который последовали и другие машины.

Peugeot Bébé

Несколько моделей бронемашин, отличавшихся шасси, бронированием и вооружением, были построены во Франции в 1914 году; базой для них служили легковые автомобили "Пежо". Стандартной модели бронеавтомобиля на тот момент еще не было (решение разработать стандартный тип бронеавтомобиля было принято в конце 1914 года). В состав вооружения большинства броневиков входил 8-мм пулемет, поэтому они имели обозначение AM (Automitrailleuse - пулеметный бронеавтомобиль, "пулеметная машина" - термин, который употреблялся для обозначения любой легкой бронированной боевой машины, вооруженной пулеметом, а позже использовался для обозначения кавалерийского танка).

Броневик "Пежо"

Первый бронеавтомобиль "Пежо" образца 1914 года был создан с использованием шасси легкового автомобиля, на которое установили импровизированный бронекорпус, открытый сверху. Для доступа экипажа имелась двустворчатая дверь с левой стороны бронемашины, причем левая створка была ниже правой и служила для доступа в отделение управления, в котором сиденье водителя находилось справа. Небольшое прямоугольное окно в вертикальной передней стенке обеспечивало обзор водителю. За отделением управления было открытое боевое отделение, для входа в которое предназначалась правая створка двери. В боевом отделении на шкворневой установке монтировался 8-мм пулемет "Гочкис" с прямоугольным бронещитом.

Бонеавтомобиль "Пежо"

Первые импровизированные пушечные бронеавтомобили "Пежо" появились в августе 1914 года. Базой для этих машин служили автомобили Peugeot разного типа, имевшиеся в наличии. Бронированными были только капоты и кабины. В открытом кузове на тумбовой установке была смонтирована 37-мм пушка "Пюто" с плоским бронещитом. Один из ранних образцов машин данного типа построили на шасси коммерческого заднеприводного (4x2) полуторатонного грузовика "Пежо". Моторное отделение и кабина защищались 5,5-мм стальными листами. Бронекапот имел полуцилиндрическую форму, а наклонная передняя стенка кабины с двумя небольшими прямоугольными окнами плавно переходила в крышу.

Бронеавтомобиль

Во время боя окна закрывались наружными бронезаслонками, двигающихся в пазах, в задраенном положении оставались только узкие смотровые щели, которые сверху прикрывались треугольными козырьками. Два таких, но большего размера, окна находились в боковых стенках кабины управления. Передняя стенка моторного отделения представляла собой бронированное жалюзи с неподвижными горизонтальными пластинами, защищавшими радиатор от пуль и мелких осколков. 37-мм пушка за плоским бронещитом, который был единственной защитой орудийного расчета, размещалась в боевом отделении открытого деревянного кузова. Бронеавтомобиль оснащался одной большой фарой, находившейся перед защитным жалюзи радиатора у переднего левого крыла. Два осветительных фонаря имелись по обе стороны нижней кромки лобовой стенки водительской кабины. В заднеприводной ходовой части применялись спицованные колеса с пневматическими шинами; задние колеса имели двойные скаты.

Пушечный бронеавтомобиль

Необходимо уточнить, что пушечные бронеавтомобили, которые строили с августа 1914 года, оснащались разными шасси; машины с достаточно низкими боевыми качествами, значительно отличались друг от друга. В итоге в декабре 1914 года их производство прекращено.

ТТХ бронеавтомобиля "Пежо" модель 1914 года
Боевая масса, т 5,0
Экипаж. чел. 4-5
Габаритные размеры, мм
длина 4800
ширина 1800
высота корпуса 1850
высота с бронещитом 2800
колесная база 3500
дорожный просвет 250
Бронирование, мм 5,5
Вооружение 37-мм пушка "Пюто" SA-18 L/21 или один 8-мм пулемет "Гочкис" обр. 1914 г.
Боекомплект 40 выстрелов или 6000 патронов
Двигатель "Пежо" 146 (18CV), 4-цилиндровый, 4-тактный, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 2800 см3, мощность 29,4 кВт
Удельная мощность, кВт/т 5,88
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 40
Запас ход апо шоссе, км: 140
Емкость топливного бака, л 45
Расход топлива на 100 км, л 30

Как уже было отмечено выше, решение разработать стандартный тип бронеавтомобиля командование Вооруженных сил Франции приняло в конце 1914 года. Согласно армейским директивам построили 2 машины:

  • AM "Рено" 20CV модель EI - была вооружена пулеметом,
  • АС "Пежо" 18CV - 37-мм пушкой.

Военные заказали приблизительно 120 пулеметных "Рено" и около 150 пушечных бронемашин "Пежо". Корпуса бронеавтомобилей этих типов были очень похожи, а вооружение - взаимозаменяемо, поэтому в период боевых действий его переставляли с одной машины на другую. Бронекорпус машины, разработанный капитаном Рено, склепывался из 5,5-мм листов катаной стали. Боевое отделение было открытым, днище, скорее всего, не защищалось броней. Лобовой лист корпуса, который устанавливался под большим углом наклона, имел широкое и узкое окно, служившее для наблюдения за местностью. В бою окно закрывалось бронещитком с двумя смотровыми щелями. На капоте у основания лобового листа вертикально крепилась полоса броневой стали, чтобы избежать рикошет в открытое окно водителя.

Броневик

Бронированная решетка защищала радиатор. Открытое боевое отделение вместе с вооружением накрывалось брезентовым тентом, который часто перевозился в свернутом виде. Для доступа экипажа служила дверь в левом борту корпуса (на правом борту дверь отсутствовала), которая открывалась в сторону кормы. Бронеавтомобиль оснащался двумя большими и двумя маленькими фарами. Экипаж броневика включал 4 человека, а в боевом отделении могли разместиться еще 3-4 бойца. Вооружение пушечных броневиков "Пежо" состояло из 37-мм пушки "Пюто" SA-18 L/21 с боекомплектом из 40 выстрелов. На остальных бронеавтомобилях устанавливался один 8-мм пулемет "Гочкис" образца 1914 года (боекомплект до 6000 патронов). В горизонтальной плоскости и пушка, и пулемет могли вести круговой обстрел. Кроме основного вооружения в боевом отделении каждого броневика находился запасной 8-мм пулемет "Гочкис". И пушка, и пулемет устанавливались в открытом сверху боевом отделении, защищались бронещитом (разного профиля).

Бронеавтомобиль

Моторное отделение с двигателем Peugeot находилось в передней части корпуса. Двигатель - "Пежо" 146 (18CV), четырехтактный, рядный, жидкостного охлаждения с рабочим объемом 2800 см3, мощностью до 40 л.с. Максимальная скорость машины по дорогам с твердым покрытием составляла 40 км/ч. Коробка передач позволяла двигаться вперед на четырех передачах ("плюс" задний ход). Топлива на 45 литров в баке хватало на 140 км. В заднеприводной (4x2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса со стальными спицами и пневматическими шинами. На ведущей задней оси были установлены колеса с двойными скатами.

Peugeot

"Рено"

Peugeot

В январе 1915 года первые бронеавтомобили "Пежо" направили на фронт. Во время позиционного характера боевых действий Первой мировой использование броневиков было ограниченным (в основном они патрулировали тыловые участки линии фронта). Но когда в 1918 году началось немецкое наступление, бронеавтомобили "Пежо" активно участвовали в боях. После того, как Первая мировая война закончилась, в армии оставалось только 28 броневиков "Пежо". В 1920 году некоторое количество бронемашин применялись в вооруженном конфликте в Марокко. Одну машину в 1923 году в качестве эксперимента оснастили полугусеничным движителем типа "Кегресс". Остальные бронеавтомобили передали Польше.

Источники:

  • Холявский Г. Л., "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
  • B.T.White "Tanks and other Armoured Fighting Vehicles 1900 to 1918";
  • Крис Шант, "Танки. Иллюстрированная энциклопедия";
  • Е. Д. Кочнев, Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг.
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки



Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту