Бронеавтомобиль "Уайт"

Пушечно-пулеметный бронеавтомобиль White

Бронеавтомобиль "Уайт"Компания "Уайт", основанная американским изобретателем Томасом Говардом Уайтом (Thomas Howard White) и в середине XIX века занимавшаяся выпуском домашних швейных машин, в итоге стала известным изготовителем грузовых автомобилей, кроме того фирма оставила заметный след и в военной области. Впервые в ВС США поступили легковые автомобили с паровой силовой установкой, это было в 1906 году. Затем появились версии с 4-цилиндровыми двигателями внутреннего сгорания. В армии они служили с 1911 года. Сначала это были 3/4-тонные 30-сильные пикапы GBE, а в 1915 году к ним добавились штабные и разведывательные автомобили на новом шасси модели "30". После этого последовали и другие образцы.

Пик создания армейских грузовиков White пришелся на годы Первой мировой войны, когда их в больших количествах экспортировали союзникам в Европу. Наиболее распространенным было 1-тонное шасси ТЕВО, созданное на базе последнего легкового автомобиля "Уайт"; на его базе строили легкие грузовики и тягачи, машины связи и разведывательные варианты на 9-12 человек, а также пулеметные броневики. С 1912 года фирма производила свой самый известный 1,5-тонный грузовик ТВС с 30-сильным мотором, 4-ступенчатой коробкой передач и карданным приводом задних колес. Он поступил на вооружение американских войск в Мексике в 1914 году, а во время Первой мировой войны применялся экспедиционным корпусом США во Франции. Его шасси служило для установки пулеметов и 76-мм зенитных пушек, для различных видов бронеавтомобилей, развивавших скорость 65 км/ч, с одной или двумя пулеметными башнями.

Бронеавтомобиль

В России в 1915 году под руководством штабс-капитана В. А. Мгеброва на таком шасси построили броневик с центральной башней с двумя пулеметами и одной кормовой с 37-мм пушкой, с экипажем из 7 человек. В 1917 году автомобиль ТВС послужил прототипом первого американского стандартизованного грузовика Liberty стандарта А. В армии использовались также тяжелые машины ТС, TAD, TCD и TDC грузоподъемностью 3-5 т с массивной рамой с полукруглой передней поперечиной, игравшей роль бампера, моноблочными 4-цилиндровыми моторами мощностью 40-45 л.с., цепным приводом и широкими стальными колесами. В общей сложности в те годы компания White построила 18 тысяч военных автомобилей.

Бронемашина Уайт

Основные ТТХ разных бронеавтомобилей:

White 1916

Тип White Armored Car 4x2 1916 г.
Масса, кг:  
снаряженного 3682
полная 4086
Экипаж, чел. 4
Длина, мм 4370
Ширина, мм 1630
Высота, мм 2030
Клиренс, мм 203
Колесная база, мм 3300
Бронирование: мм 4-5
Вооружение 7,62 мм пулемет
Benet-Mercie M1909
Мощность двигателя, л.с. 36-40
Коробка передач 4 скорости вперед,1 назад
Макс. скорость, км/ч 64
Преодолеваемая глубина брода, м  

White 1917

Тип White Armored Car 2x2 1917 г.
Масса, кг:  
снаряженного -
полная 3373
Экипаж, чел. 3
Длина, мм -
Ширина, мм -
Высота, мм -
Клиренс, мм -
Колесная база, мм -
Бронирование: мм 3,8-6,35
Вооружение 7,62 мм пулемет
Colt-Browning Ml895
Мощность двигателя, л.с. 45
Коробка передач 4 скорости вперед, 1 назад
Макс. скорость, км/ч 64
Преодолеваемая глубина брода, м -

Мгебров-Уайт

Тип "Мгебров-Уайт"
Масса, кг:  
снаряженного -
полная -
Экипаж, чел. 6
Длина, мм 4870
Ширина, мм 2230
Высота, мм 2390
Клиренс, мм  
Колесная база, мм  
Бронирование: мм 5-7
Вооружение 37-мм пушка Гочкис,
2х7,62-мм пулемета "Максим"
Мощность двигателя, л.с. 35
Коробка передач  
Макс. скорость, км/ч 42
Преодолеваемая глубина брода, м -

White AMD

Тип White AMD
Масса, кг:  
снаряженного -
полная 6000
Экипаж, чел. 4
Длина, мм 5600
Ширина, мм 2100
Высота, мм 2750
Клиренс, мм 400
Колесная база, мм 3900
Бронирование: мм 8
Вооружение 37-мм пушка "Пюто" SA18,
8-мм пулемет "Гочкис" обр. 1914 г.
Мощность двигателя, л.с. 35
Коробка передач  
Макс. скорость, км/ч 46
Преодолеваемая глубина брода, м 0,6

Фирма "Рено" построила новый бронеавтомобиль в 1917 году, когда на шасси американского 2-тонного заднеприводного (4x2) грузовика "Уайт" был установлен корпус опытного броневика "Сепор-Лорфевр". У Франции к началу Первой мировой насчитывалось 2000 шасси "Уайт" разных типов:

  • TAB - выпускались в США с 1915 по 1919 год,
  • ТВС - производились по лицензии фирмой "Рено" с 1915 по 1922 год.

В серийном производстве бронемашины получили обозначение "Уайт", в их создании использовались оба типа шасси, отличавшихся шириной и массой. Броневик "Уайт" находился на вооружение французской армии с 25.08.1917 года. В общей сложности фирма "Рено" построила 230 бронеавтомобилей данного типа. Бронеавтомобиль "Уайт" был основной ударной силой французских бронекавалерийских войск вплоть до лета 1934 года. Он эксплуатировался во Франции, Марокко, на Ближнем Востоке, в Шанхае. В конце 1931 года 39 машин модернизировали - установили на шасси 50-сильного грузовика "Лаффли" LC2. В Северной Африке к сентябрю 1939 года еще находились 57 бронемашин "Уайт" со "старыми" шасси. Их также использовали в боях 1941 года на Ближнем Востоке.

Пушечно-пулеметный бронеавтомобиль

Полностью закрытый бронированный корпус машины склепывался из 8-мм листов катаной стали, что обеспечивало защиту экипажа от стрелкового оружия и осколков малокалиберных снарядов и мин. В состав экипажа входили:

  1. Унтер-офицер командовал экипажем.
  2. Водитель переднего поста управления.
  3. Водитель заднего поста управления.
  4. Наводчик, обслуживавший пушку и пулемет.

Для доступа экипажа в бронеавтомобиль служили большие прямоугольные двери в обоих бортах боевого отделения, причем правая дверь открывалась в сторону носовой части машины, левая - в сторону кормы.

Бронеавтомобиль White

Моторное отделение, имевшее в сечении прямоугольную форму, находилось в передней удлиненной части корпуса. Двигатель - White, четырехцилиндровый карбюраторный, жидкостного охлаждения, с рабочим объемом 3672 см3, мощностью 35 л. с. Механическая четырехступенчатая коробка передач обеспечивала движение вперед на четырех передачах и задним ходом на двух. Емкость топливного бака составляла 100 л, которых хватало на 250 км. Боевая масса машины - 6 тонн, максимальная скорость составляла:

  • 46 км/ч - на дорогах с твердым покрытием,
  • 12-20 км/ч - по грунтовым дорогам.

Бронеавтомобиль "Уайт"

Доступ к двигателю для ремонта и обслуживания обеспечивали две большие съемные панели на стенках бронекапота, крепившиеся к каркасу корпуса. Моторное отделение для защиты радиатора закрывалось спереди бронированным горизонтальным жалюзи с двумя установленными под углом неподвижными пластинами и верхней подвижной крышкой, которая поднималась на шарнирных петлях, обеспечивая приток охлаждающего воздуха к двигателю. В отделении управления, находившегося сзади моторного отделения, размещались водитель и его помощник. Для обзора служили два лобовых окна с опускаемыми бронекрышками и два круглых смотровых отверстия в бортах отделения управления, также оснащенные бронекрышками полукруглой формы. Для движения назад без разворота бронеавтомобиль был оборудован вторым постом управления, который, не имея всех органов управления, не был равноценным с передним постом. Но, когда было необходимо, задний пост управления занимал помощник водителя и вел машину задним ходом, при этом машина могла двигаться приблизительно с такой же скоростью, как и вперед. Наблюдать за местностью водитель заднего поста мог через узкое кормовое окно с бронекрышой и два боковых смотровых отверстия.

Бронеавтомобиль

Стенки боевого отделения в задней части корпуса имели немного выгнутую форму, что несколько увеличивало его объем. Над этим отделением находилась клепаная симметричная башня кругового вращения, на крыше которой было два люка, через которые командир машины и наводчик могли вести наблюдение за местностью. Кроме этих люков были предусмотрены и другие смотровые отверстия с бронекрышками. Вооружение машины состояло из 37-мм пушки SA 18 образца 1916 года (боекомплект 198 выстрелов) и 8-мм пулемета "Гочкис" (5500 патронов), которые устанавливались в башне противоположно друг другу. А также, в боевом отделении находился запасной пулемет для ведения огня по воздушным целям. В случае необходимости этот пулемет монтировался на вилочной пулеметной установке левого борта. Но стрелять из него можно было только выйдя из остановившегося бронеавтомобиля, а патронная лента подавалась через круглое смотровое отверстие в борту отделения управления.

Бронеавтомобиль "Уайт"

На бортах кормовой части корпуса имелись большие ящики для инструментов и запасных частей. Плоский ящик меньших размеров висел на левому борту под круглым смотровым отверстием отделения управления. За ним в специальных скобах крепился штатный шанцевый инструмент (лопата и кирка). Бронеавтомобиль оснащался большой съемной фарой-прожектором над жалюзи радиатора, и парой меньших фар у верхних углов передней стенки моторного отделения, третья фара для освещения при движении задним ходом была на левом заднем крыле. В заднеприводной (4x2) ходовой части машин раннего выпуска использовались деревянные спицованные колеса с пулестойкими шинами, на заднюю ось устанавливались двускатные колеса. В 1925 году на смену спицованным колесам пришли дисковые, с пневматическими шинами. Задняя ось оборудовалась колесами с двойными скатами.

Основные ТТХ бронеавтомобиля "Уайт" модель 1917 года
Боевая масса, т 6,0
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм  
длина 5600
ширина 2100
высота корпуса 2750
колесная база 3900
дорожный просвет 400
Бронирование, мм  
корпус 8
башня 8
Вооружение: 37-мм пушка "Пюто" SA 18 L/21, один 8-мм пулемет "Гочкис"  обр. 1914 г. (запасной пулемет перевозился в боевом отделении)
Боекомплект 198 выстрелов, 5500 патронов
Двигатель "Уайт", 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 3672 см3, мощ ность 25,7 кВт
Удельная мощность. кВт/т 4,28
Максимальная скорость, км/ч  
по шоссе 46
по проселку 12-20
Запас хода по шоссе, км 250
Емкость топливного бака, л 100
Расход топлива на 100 км, л 40

Источники:

  • Холявский Г. Л., "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
  • Е. Д. Кочнев, "Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг.";
  • Christopher F. Foss "The Encyclopedia of Tanks and Armored Fighting Vehicles";
  • John Wood "Tanks and other Armoured Fighting Vehicles 1900 to 1918".
 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту